САВА, савинское божество. <Вероятно, о мифологии Савского царства; в совр. словарях схожего божества нет>.
САВАТ, татарское божество. <В совр. словарях схожего божества нет. Возможно, Чулков имел в виду сабантуй>?
САЛАМАНДРА, ящерица, имеющая черную кожу с желтыми пятнами, древние делали ее праздником огню, думали, что она имеет жилище свое в огне.
САМСОН, судия и предводитель Иудейской, был весьма силен, и сила его состояла от волос, побил ослиною челюстью множество Филистинов. Далила, которую он любил, обманом остригла ему волосы, чем лишила силы, и предала Филистинцам, которые посадили его в темницу, и спустя много времени приговорили к смерти, Самсон перед сим созвал их к себе на пир, и почувствовал в себе несколько прежней силы, ухватившись за столбы той горницы, в которой они сидели, обрушил ее, задавил всех и самого себя здесь же.
САПФА, греческая стихотворица, за чрезмерную красоту и нежность ее стихов назвали ее десятою музою, впрочем, была она великая прелюбодейка.
САРДАНАПАЛ, царь Ниневии, был крайне невоздержен, жесток и порочен. Когда подданные против его взбунтовались, то он, что бы не взяли они его живого, приказал зажечь сераль и вифлиофику ( библиотеку), где и сгорел со всеми своими наложницами.
САТИРЫ, или Лешие, лесные боги, дети Меркурия или Бахуса и некоторых Нимф, они живут в лесах и по горам, до половины человеки, а нижняя часть козлиная с стоящими ушами и рогами, превеликие охотники до женского пола.
САТУРН, отец богов, сын неба и земли, Титан старший его брат уступил ему все право небесного престола, с таким договором, что бы ему никогда не воспитывать мужеского пола детей, а с другой же стороны Сатурн знал, что свержен будет с престола своим сыном, и так предпринял всех их пожирать; но жена нашла способ скрывать от него оных, проведав сие Титан, пошел на него войною и, победив, заключил в темницу; но Юпитер возмужавши освободил своего отца, и отнял у него престол. Сатурн скрылся в Италии у царя Януса, куда принес с собою золотой век, он значит время, поедает своих детей, то есть годы, месяцы, дни и часы, представляется в виде крылатого старика, что значит скорость времени.
СВЕТОВИД, или СВЯТОВИД, или СВЯТОВИЧ, бог солнца и войны, имел храм в Ахроне славянском городе, коего жители назывались ругянами. Каждой год ругяне, как мужи так и жены, приносили в храм подать по пенязю ( мелкой монете). Кумир был огромной величины, сделан из дерева о четырех лицах и со всех сторон образ его можно было видеть, не имел бород, и был с завитыми кудрями по обыкновению славян ругянских в длинной одежде даже до ног. Держал в правой руке лук, а в левой рог из металла. Оной рог наполнял жрец вином с великими и торжественными обрядами, и так оставлял на целой год, по прошествии оного в уставленной к тому день, по умалению или неумалению вина угадывал, будет ли или нет наступающей год изобилен. Сей же идол имел на бедре великой и украшенной каменьями меч, а в стороне лежала узда и седло его коня. Кумир стоял середь каплицы находящейся по средине храма, завешенной со всех сторон красными и хорошими завесами. Один только жрец в наступившей праздник входил в каплицу, удерживая дух; дабы не осквернить божество дыханием смертным, а когда хотел отдохнуть, то выбегал к дверям и, выставив голову, дышал. Сему идолу посвящен был белый конь, у которого из хвоста и из гривы не позволялось выдернуть ни одного волоса, ниже сесть на него кому; ибо жрецы уверяли, что Святовид на нем ездит, для поражения их неприятелей, чего во уверение представляли, когда оставался он в стойле вычищенной, то по утру находили его вспотевшего, от путешествия его предвещали счастливой и худой конец своих ратей, а для окончания гадания втыкали стоймя перед храмом шесть копей, одно от другого в равном расстоянии, и ко всякой двойне привязывали одно копье поперек, так высоко, как можно коню без прыганья перешагнуть. Потом жрец, взяв коня за узду, с великими тайными молитвами, переводил чрез три поперечные копья, и когда переступал он без помешательства, то знак был доброй, а от помешательства худой. Из всех получаемых корыстей от неприятеля, давалась идолу третья часть, кроме того, еще для почести давались три ста человек с его стороны на войну, и всю оных добычу отдавали в Святовидов храм, откуда не позволялось ничего вынуть. На всякой год по собрании доходов, приносили ему в жертву множество скота, плененных иноземцев, о коих утверждал жрец, что идол весьма услаждается их кровью, после оной жертвы, приносили большей круглой пирог сделанной из муста, в оный войдя, жрец спрашивал у народа, видят ли его, а как все ответствуют, нет, то он, оборотившись к идолу, молит его, чтоб в предбудущей год хоть мало его увидели.
СЕМЕЛА, дочь Кадма царя Фригийского, желала увидеть, как Юпитер мечет гром, и от сего блистания превратилась в пепел родивши Бахуса. Но другие говорят, что Кадм положа ее в корзину, бросил в реку.
СЕМИРАМИДА, ассирийская царица, родилась в Аскалоне, воспитана голубкою. Нин, египетской царь, влюбившись, женился на ней, а муж ее предупреждая злость такого опасного соперника закололся. Она выпросила у царя на пять дней державы, и когда объявили по всем провинциям, что она владеет, то первое приказала отрубить голову своему мужу. Вознамерившись превзойти всех прежде бывших государей славою, построила Вавилон.
СЕРАПИС, египетской бог, на голове его стояла хлебная мера, сим ознаменованием египтяне хотели сохранить память о Иосифе, которой избавил Египет от голоду собранием хлеба, в последней перед тем плодоносной год. Идол имел в руках меловую нить и принимался вместо Плутона со стоящим подле его Цербером.
СИЛЕН, старшей сатир, сын Меркурия или Пана и некоторой нимфы, он воспитывал Бахуса и упражнялся всегда в пьянстве.
СИЛЬВАНЫ, их было три: Лар, бог домовой; Фаон, бог полевой; Сильван, бог также полевой, и еще лесов и стад, сей первой научил в Италии как разводить кипарисное дерево.
СИРЕНЫ, дочери реки Ахелоя и Музы Каллиопы, их было три: Парфенопа, Леевкосия, Лигея, а некоторые называют их инако, Аглаофема, Позиноя и Фелкаепия, имена их значат приятность голоса и слов. Они пели столь прелестно, что едущие или идущие всегда останавливались, и столько услаждались их голосом, что забывали есть, и от того умирали. До половины были они женщины, а нижние части имели птичьи, а другие думают, что исподние части были у них рыбьи. Они спорили с Музами о преимуществе пения, см. Музы.
СКИЛЛА, дочь Низа царя Мегарского в Ахаии, влюбившись в Миноса Критского паря, предала ему город Мегару, под которым он стоял осадою, тем, что вырвала у отца [с. 101:] из головы роковой волос, от которого зависело благополучие той страны; но Миносу противна стала такая ее к отцу и отечеству неверность, и он, ее возненавидев, уехал. Она с горести бросилась в море, или на воздух, и превращена в жаворонка, а отец ее в ястреба, дабы всегда за дочерью гонялся.
СМЕРТЬ, древнее божество, дочь ночи и сестра сна, одному только сему божеству древние не приносили никакой жертвы, ибо думали, что ничем умилостивить ее не можно.
СОМН, славянский бог сна и покоя, сын ночи, брат смерти, и отец сновидений.
СТИКС, адская река; но прежде Стикс был фонтан в Аркадии, близь горы Силены, вода в нем была смертоносная, клятва Стиксом, как у людей, так и у богов была самая сильнейшая, которой никто не дерзал преступать.
СТУДЕНЕЦ, озеро на острове Ругене в густом лесу, славянское божество, так как многие реки и источники они обоготворяли, в ней было весьма много рыбы; однако ловить ее никому не позволялось, и черпали из него воду с великим благоговением, а в противном случае мучительно умерщвлялись.
СУДЬБА, дочь Хаоса, богиня как над людьми, так и над богами, имела беспредельную власть и определяла их жребий.
СУФФЕТЫ, были в Карфагене тоже, что и консулы в Риме.
СФИНКС, крылатое чудовище имеющее женское лицо, крылья птичьи, когти львины, а туловище собачье. Когда Юнона разгневалась на Фиваидян за то, что Алкмена жена их полководца повиновалась воле Юпитеровой, то послала она Сфинска на гору Циферу, где он пожирал всех тех, которые посланы были угадывать неизвестную загадку. Египтяне делали ознаменование сего чудовища из девичьей головы и из львиного туловища и употребляли его для примечания Нилова разлития, которое обыкновенно бывало во время прохождения солнца двух небесных знаков, льва и девы.