Что нужно знать каждому молодому писателю

Была когда-то "Солдатская памятка", которую усердно распространяли большевики. Сейчас приходится распространять "Писательскую памятку". Что нужно знать каждому рабкору и советскому писателю?

Всегда было так, что когда выступала впервые в истории какая-нибудь новая общественная группа, а тем более новый класс, их охватывала на известное время как бы строительская лихорадка. Люди с упоением принимались переделывать лицо земли по образу и подобию своих представлений о социальной правде, и самая литература этих людей приобретала характер земляной, упрямо актуальный, действенный. Менялось социальное назначение литературы; классово заострялась целевая установка писателя; увязывалось с непосредственными злобами творимого дня каждое произведение; изобреталась, говоря условно, максимально ударяющая в цель, революционная форма. (Условно потому, что ни текучесть форм, ни их преемственность, ни кажущаяся перебрасываемость их из эпохи в эпоху -- этим совсем не отрицаются.) Вот то, что мы, лефы, называем литературой становления (т. е. процесса становления) новой культуры, жизнестроения тож, и что на языке разных эпох и критиков всегда носило разные, отнюдь не более точные, наименования.

Совсем иначе чувствуют себя общественная группа или класс, когда они прочно обставятся на земле, закончат устроительскую свою миссию и мирно вообще стабилизуются, еще не слыша приближения насменного хозяина и режиссера новой жизни. Ясно, что печатью большой отображательской успокоенности (классицизм), прославления разумно сущего задним числом (натурализм) и откровенного отрыва от конкретной злобы дня (монументальный реализм) отмечено и все искусство этих классов. В частности -- литература. То, что вчера еще звучало очень временно и утилитарно-подсобно (как памфлет, как надпись, как текучий фельетон), отныне утверждается как безусловная, большая форма, презирающая "малый жанр" и явно претендующая на права гегемона. Это и есть литература стабилизации, как бы точнее ее ни называли. Критики приписывают ей цели жизнепознания, но как же познавать действительность по "зеркалу", которое всегда чуть-чуть кривое?

Есть наконец и третья фаза в цепи развития той или иной группы и класса, которую можно охарактеризовать как стадию социального истощения и прямого упадка. Сам по себе этот период в жизни каждой группы или класса может быть и в меру длителен и, соответственно характеру отмирания, многовиден. Предчувствие ли близкой гибели, непосредственное ли осязание противника -- все это неизбежно порождает в отмирающей группе всякого рода мистико-мечтательные настроения, тревогу, худо прикрываемую псевдогероической бравадой, жажду забыться в изощренностях и всяческое бегство от реальности вообще. Литература умирания -- вот точное определение литературы данных групп, как бы она по-разному в разные моменты ни именовалась (романтизм, модернизм, декадентство, психологизм и т. д.). Важно лишь помнить, что зараза литгниения может перебрасываться и на соседние участки.

В поисках необходимой формы

Ленин как-то сказал, что легче сделать революцию, чем удержать ее завоевания без соответствующей культуры. Это целиком, по-видимому, приложимо и к литературе. Революцию в литературе осуществить гораздо труднее, чем просто бросить литературу в поток революции.

По некультурности и по другим причинам наши молодые советские писатели шарахаются в поисках необходимой новой формы с одного соседнего участка на другой, явно желая осчастливить революцию потоком дедовской литературы, но меньше всего думая о самой революции в литературе. Объявляют учебу у Толстого и Достоевского; прихватывают сюда же Жуковского и Эдгара По; изобретают свой особенный "пролетарский реализм"; и вообще -- очень заботятся о том, как бы не исчезли из советской литературы буржуазно-феодально стабилизационные формы и как бы не забыть чего-нибудь перенять и из последышной, гнилой литературы. Впечатление такое, что товарищи играются в литературу, и -- это было бы не так уж плохо, если б жили мы в усадебные времена и нечего бы нам было бы больше делать, как любовно созерцать содеянное, помышляя о загробностях, и... если бы не втягивалась в эту недешевую игру наша лучшая молодежь.

Вот ради этой-то последней мы и завели нашу беседу -- о "солдатской"... то бишь писательской, памятке.

Роль беллетристики когда-то

Да, мы хотели бы, чтоб каждый неиспорченный писатель был действительно "солдатом" нового строительства и не пускался бы по линии наименьшего сопротивления, культивируя приемы-формы, органически несвойственные нашей эпохе. Вот почему нам определенно не нравится это вредное, в плане последовательного развертывания задач нашей эпохи, отвлечение нескольких наличных тысяч пролетарского литературного молодняка от их прямой работы над реальностью и столь же вредное натаскивание их внимания в сторону литературного вымысла. Мы -- против литературы вымысла, именуемой беллетристикой; мы -- за примат литературы факта. Писатели слишком долго "преображали" мир, уводя пассивного и эстетически одурманенного читателя в мир представлений, -- когда же, как не сейчас, перестраивать этот мир, внося в него совершенно конкретные и нужные пролетариату изменения?

Лефы не выдумали теорию литературы факта, как не выдумали и лозунг искусства-жизнестроения. Заслуга их только в том, что они уловили величайшую потребность нашего времени и первые попытались уложить носившуюся в воздухе идею в несколько простых и, может быть, отпугивающих этой простотой положений.

Нам говорят: упрощенность. Это неверно. Мы вовсе не против условного признания момента выдумки как некоего диалектического предвидения, связующего и толкающего отложившиеся факты, -- мы только против выдумки как абсолюта. Мы думаем, что точно так же вредно фетишизировать идею фактографии, как и "творить себе кумир" из представленческой литературы.

"Все хорошо в свое время", -- сказал покойный Г. В. Плеханов.

Было время, когда простая историческая необходимость обращала активистов общества на путь культуры беллетристических именно форм, как максимально по тому времени жизнедейственных. Скудость научного исследования вообще, ничтожное количество весьма еще примитивных по заданию газет и полное почти отсутствие статистики -- все это естественно наталкивало писателя на мысль широкого использования приемов литературного отвлечения как некиих условных средств не только нового познания, но -- отдаленно! -- и строительства. Учтите еще такие "достоинства" беллетристики, как туманная ее символика, недоговоренность, эзоповщина, произвольность построений и т. д., дававшие возможность писателю проводить кое-какие запретные идейки даже при наличии свирепой николаевской цензуры, и -- вам ясны будут не только головокружительный успех беллетристизма у людей старой культуры, но и то, между прочим, почему пресловутый расцвет романной формы приходится на николаевские времена.

"Скудость действительной жизни есть источник жизни в воображении", -- обмолвился один из наших недоклассиков (Писемский), написавший бесчисленное количество повестей и романов. Строительство путем представлений (воображения тож) было уделом не одного поколения наших предков. Вся теория так называемого "художественного творчества" -- от Чернышевского до Бельтова-Плеханова -- построена на этом несчастье. Люди переживали "действительную жизнь" в романах, и это было для них утешением.

Та же скудость научно-исследовательского, журнально-обозревательского и просто информационно-газетного оборудования, а главное -- полное отсутствие какого бы то ни было коллективного руководительства (пусть даже парламент, не говоря уже о социальной организации наших дней), рождали спрос и на такого индивида и "творца", который бы не только собирал-записывал необходимый жизненный материал (рабкор, по-нашему), но он же бы, путем какого-то интуитивного предвосхищения (монтаж, по-нашему), по-своему и трансформировал и обобщал бы этот материал, являясь таким образом более или менее признанным шаманом... то бишь учителем жизни. Индивид этот туманно загадывает те или иные проблемы; другой индивид, именуемый критиком, старается их не менее туманно (помни о цензуре!) отгадать; а лучшие люди своего времени, в результате чтения того и другого, волнуются, пытаясь перестроить свою жизнь... хотя бы "в уме".

Замечательна эта вынужденная игра целого ряда поколений в имитацию жизни. Жизнь строилась не на фактической, реальной правде, а на каком-то, существующем лишь в представлении, псевдореальном правдоподобии. Люди как будто молчаливо сговорились считать эту невинную подделку за действительную жизнь, и каждый в сущности делал "про себя" какую-то условную скидку на вымысел. Так называемый реализм (так называемый потому, что был он в действительности идеализмом) -- так называемый реализм был для них определенно условным языком, который позволял им обходить противные рогатки их времени, -- а между тем, ведь вся наша реалистическая критика, не исключая и Плеханова, построена на этом языке, и никто еще до сих пор не вскрыл его условности. Напротив: лаврами всегда венчался тот литературный критик, который ловчее оперировал с вымыслом...

А время подвигается

Да, время подвигается...

Бывшая когда-то явлением исторически вынужденным и общественно-функциональным, несшая кое-какую социальную нагрузку и, значит, в меру исторически полезная, -- литература вымысла перестает, однако, быть явлением условно-прогрессивным, по мере изменения общественной обстановки: утрачивает постепенно свою гибкость, эстетически стабилизуется и всячески вообще обрастает абсолютизмом. С выдвижением на сцену молодых хозяйственных слоев, с ростом научного познания и общественности -- отпадает мало-помалу и учительная роль писателя как "познавателя" и "строителя" одновременно. Не отпадает лишь претензия условности -- на самоцельность. Без серьезных оснований канонизируется вымысел. "Легальная возможность" николаевщины объявляется формой вневременной. Явно навязчивый оттенок приобретает учительный роман.

Следует недолгий сравнительно период буржуазного влияния, но он не подорвал очень серьезно престиж беллетристизма. Потускнела, правда, роль писателя, и самая литература больше потребляется как отдых, но -- основы остаются те же.

Как же дальше?

Дальше, казалось бы, по-другому. Дальше очень изменились времена. Революция в корне упразднила те предпосылки, которые отгоняли писателя от факта и толкали его к вымыслу. Отпала всякая надобность в вымысле и выросла, наоборот, потребность в факте. Революция вот уже двенадцатый год перестраивает жизнь по-новому, а ведь на вымысле ничего не построишь. Нет, казалось бы, предпосылок для "отвлечения". Нет никаких "законных причин". А вот поди ж ты: вымысел не исчезает, отвлечение от фактов существует незаконно!

Что это? "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман"? Так ведь нет этих "низких истин" налицо, и незачем бежать советскому писателю в лагерь "обмана". В чем же дело? Сила ли спасительной (от революций) инерции? Сила ли глупости распространенных критиков, толкающих писателя на путь "обмана"? Не мотив ли уж, чего доброго -- "о, дай мне забвенья, родная"? Или, может, недоделки самой революции? Не знаем. Нас и так частенько попрекают предумышленностью, -- ну, а жизнь, мол, строится не по линейке.

Вот это верно, братья-писатели, -- жизнь строится не по линейке. Но -- не нужно забывать одного: линейка, если очень от нее отступать, за себя мстит. В результате, например, отступлений от линейки в области литературной грамоты приходится потом выписывать из заграницы признанных учителей, которые публично учат нас по голове линейкой.

Мы -- не сторонники того, чтоб нас учили заграничные учителя, -- да еще по азбуке "времен Очакова", -- и...

Мы хотели бы учиться сами.

Новая литература

Новая литература -- это и есть литература утверждения факта. Дело это довольно сложное, и нашим мудрым теоретикам искусства все как-то некогда им заняться. У нас нет ни методики литературы факта, ни даже простейших рассказов о том, как сами фактисты ее понимают. Опыт когдатошних писателей-очеркистов теоретически не закреплен. Двухлетний опыт Лефа в этой области уже дает возможность зафиксировать кое-какие положения, но -- только в плане ориентировочном. Для мудрецов -- это лишь "малый жанр"; для нас -- это вопрос жизни и смерти...

В старых журналах был отдел -- "литература и жизнь". Жизнь противопоставлялась литературе; литература -- жизни. Мы так сейчас вопрос не ставим. Литература есть такой же осколок жизни, как и всякий другой участок. Мы не мыслим себе отрыва писателя от того предмета, о котором он пишет. Нам смешно сейчас всякое воспевание со стороны, и нас не убеждает даже та сатира, объект которой не подвергался предварительно определенному воздействию со стороны сатирика. Мы требуем строительной увязки писателя с темой.

Отрицательный пример -- А. Безыменский.

Когда поэт описывал конкретные явления, он был и полезен и интересен (поскольку и вещи, им описываемые, были по-новому интересны). В "Комсомолии" -- уже привкус воспевания. В "Войне этажей" -- полный отрыв. Как было дело?

Московский Совет РиКД вынес постановление о том, что членами московских жилищных товариществ могут быть только лица, имеющие общеполитические избирательные права. Вот тут-то и началась прославленная "война этажей", на которую тотчас же откликнулся повышенно-восторженной поэмой Безыменский. Казалось бы -- отлично (это не то, что Маяковский, который воспел Курскую аномалию спустя девять месяцев после ее открытия). Но в том-то и беда сторонних воспевателей, что сами они никак не связаны с предметом воспеваний, поскольку только наблюдают, но не участвуют в строении жизни. Если бы Безыменский как-то сам был связан с той войной, которая пошла по домам, он очень скоро убедился бы, что дело было вовсе не в патетике, в которой никто тогда не нуждался (драка и без музыки шла хорошо), а в непосредственном и ежедневном преодолении тех нудных и отвратных трудностей, которые сейчас же принялись рассеивать на этом... вот уж воистину "тернистом" пути чьи-то невидимые, но упорные, руки.

Начинается с того, что юрисконсульты самых влиятельных газет печатно разъясняют обиженным "гражданам" их права: к какому бы союзу им приписаться, какому судье лучше пожаловаться и по какой статье. Следует разъяснение какой-то комиссии, ограничивающее самое применение постановления (процентная условность). Выясняется неожиданно, что граждан нетрудовых в Москве почти нет, а самые сомнительные в доме граждане числятся в иждивенцах. Судьи разрешают споры, руководствуясь только формальными приметами. В результате, от прекрасного постановления остался лишь один приятный жест, война же этажей если и продолжалась, то едва ли не под знаком перевеса верхних над нижними.

Пишущему эти строки пришлось целых три года стоять во главе одной такой войны, и он помнит, каким ненужным раздражающим диссонансом прозвучали вовсе не плохие "сами по себе" строчки Безыменского. Нам нужен был тогда рабкор -- в стихах или в прозе, безразлично, -- который бы был так или этак с нами, ежедневно отмечал нашу борьбу и наши незадачи, "вдохновлял" бы нас, черт возьми, -- это ведь тоже нужно! -- и всячески вообще в стихах и в прозе продвигал бы с нами нашу драку, вплоть до полного одоления. Это не было бы, вероятно, поэмой, но... лучше маленькая рыбка, чем большой таракан. Безыменский же бросил нам свой шумный марш и -- дезертировал!

И всякое такое воспевание со стороны сейчас, когда нужно работать, -- есть дезертирство.

Нужно пересмотреть приемы

Переходя на новую литературу, мы все же учимся на старой. Нужно же у кого-нибудь перенимать -- нельзя же так, совсем без наследства. Лучше всего, конечно, перенимать у близких -- следует отталкиваться от чужих. Радищев с его "Путешествием из Петербурга в Москву", Пушкин с "Путешествием в Эрзерум", Гончаров с "Фрегат Палладой", Аксаков с "Записками ружейного охотника", Достоевский с "Дневником писателя" и другие -- все это наши более или менее отдаленные, хотя и "формальные" только, родственники. Их приемы нужно взять и приумножить. Нужно взять кое-что и от литературы выдумки, -- поскольку стопроцентного разрыва между жанрами нет, -- и приспособить это взятое к месту и времени, т. е. в порядке условного использования.

История литературы знает случаи превращения случайных и подсобных жанров в жанры длительного пользования и внеутилитарные, -- вполне законно и обратное явление. "Путешествие Гулливера" делалось, как в меру конкретный памфлет, -- время канонизировало этот подсобный жанр в литературу вневременно-сказочную. Мыслится опять такой момент, когда эта забава для детей окажется игрушкой острожалящей. Вчерашняя сатира "Дон Кихот" становится предметом эстетического потребления, -- отчего бы и нам не отобрать у эстетики то или это из ее орудий, обратив их на потребу наших дней -- в плане условности? Нет абсолютов на земле, и всякое явление приобретает ту или иную значимость -- только в связи с местом и временем.

То же и относительно литературного наследства.

Диалектика приемов

Старая литература держалась на нескольких прочных китах. Одним их главнейших китов был образ. Критик Белинский даже выразился так: "Художник мыслит образами". Устанавливая этим если не полный абсолют образа в искусстве, в частности в литературе, то уж во всяком случае примат его.

Отрицаем ли мы теорию образа начисто? Никоим образом. Мы только против абсолюта, и даже не за примат. Мы признаем огромно-вспомогательную роль уподобления как фактора, предвосхищающего мысль, это во-первых, и наводящего на точное понятие, во-вторых. Но мы отнюдь не склонны возводить это определенно подсобное -- и очень преходящее -- орудие мышления в какую-то литературную доминанту. Главное же, мы стремимся максимально рационализировать этот прием, усиленно подчеркивая относительность его значения в ряду других литературных приемов. Старые писатели слишком уж всерьез приняли положение об обязательности мыслить образно, и они старались измышлять свои образы даже там, где вещь воспринимается элементарным глазом. Вся старая поэзия построена на этой мистификации, и -- сколько и сейчас еще есть чудаков, которые живут наследственным очковтирательством!

Новая литература впервые ставит образ на ноги. (Здесь, в частности, отметим колоссальную роль Маяковского, освободившего поэзию от мистицизма.) Новая литература на три четверти рациональна. Путь воздействия ее -- через сознание. Не образность, а точность. Не дешевая символика, а правда живого факта. Художники слишком долго извращали действительность во имя призраков -- пора объявить войну художеству!

Еще о нескольких китах художества

Вот -- типизация и обобщение.

Как относимся мы к обобщению? Очень неплохо относимся к обобщению. Без обобщения немыслима ни старая, ни новая литература.

Только -- разница.

Чем руководствовался классик-романист, сводя измышленную им действительность к какому-то единству? Классовым инстинктом в первую очередь, конечно, -- хотя этот инстинкт и отрицался. Каждый измышлял действительность так, как она ему была милее. Но не за классовый инстинкт охаиваем мы старую литературу (наоборот: все лучшие произведения разных эпох, от "Капитанской дочки" до "Обрыва", от "Отцы и дети" до "Война и мир" -- и явно классовы и максимально в рамках беллетристики актуальны), а за это вот как раз отрицание классовости, за подмену разума и воли интуицией, за объявление процесса "творчества" непроизвольным и таинственным. Мы плохо верим в этот таинственно организованный обман, именуемый объективизмом, и мы стремимся строить наше классовое обобщение вне всякого дурмана. Обобщение, т. е. монтаж, в литературе факта -- это есть научное предусмотрение фактов на завтра, которое называется диалектическим материализмом. Последнее никак не исключает классовости. Наоборот. Оно научно обнажает классовость под флагом исторической условности: смотри -- какой же класс; и что с собой несет; не отклоняется ли данный класс от разрешения возложенной задачи, -- можешь действием вносить поправки!

Действенность есть первый вывод из идеи (нашего) обобщения. Старая литература строила свои выводы на песке -- литература факта мыслится как побудитель к действию. (В наших газетах мало действенного обобщения, и -- это минус.)

Теперь -- о типизации. Типизация, по-старому -- явление того же порядка, что и обобщение. Типизировать -- это сводить всю сумму разнороднейших оттенков к одному явлению.

Не зная ли организованных путей к переустройству общества, лишенные ли воли к действию, люди искали выхода из "роковых" неразрешенностей путем шараханья от химеры к химере. Нащупав разрешение в одной какой-либо точке (тип), панически устремлялись к другой, столь же на время единоначальной и столь же, увы, социально беспомощной. В результате мы имеем такие сумасшедше волновавшие человечество "художественные" монады, как -- "ревность", возведенная в извечное начало, как "любовь", ведущая весь мир, как "преданность", "измена", "скупость" и тому подобные властительные штампы, докатившиеся и до наших дней под псевдонимом "мировые проблемы". Особенно сказалась эта первобытная беспомощность образомышления в странах, -- как Россия, -- где буржуазные революции надолго оттянулись, а культура феодальная чуть не непосредственно смыкалась с древностью. Подобно тому, как художник "мыслит образами", -- целые поколения так называемого мыслящего общества России мыслили... типами. Сочиняется штамп "Обломов", и -- вся Россия уже ходит под знаком "обломовщины"; критики, т. е. попы дворянско-разночинских лет, проводят нити от Онегина к Обломову и "лишним людям", а более решительные из недомарксистов нащупывают даже смычку барина Обломова с толстовским мужиком Платоном Каратаевым. Так "познавалась" жизнь классической литературой, так оперировал старый "внеклассовый" учитель жизни типами. Новейшие советские "осознаватели" пытаются смягчить эту традиционную "внеклассовость"... новой тематикой, -- но дело же, конечно, не в тематике, -- дело в порочном применении явно изжитого приема.

Как относимся мы к типизации? Плохо относимся мы к типизации. Без должного почтения и -- очень, главное, условно.

Мыслить придуманными типами мы, к счастию, уже не можем. Хорошо было нашим отцам мыслить "обломовщиной", например, чуть ли не целое десятилетие. Как можем мыслить мы навязчивыми "щинами", когда каждое газетное (буквально) утро приносит нам какую-нибудь новую "щину"?! Предоставим эти "щины" соответствующим учреждениям (ЦСУ, например) и -- снизим типизацию, как литприем, до "малого жанра"!

Еще Щедрин использовал работу "типами" для нужд злободневной сатиры. "Новый Лев Толстой" (см. статью Третьякова) дельно приспособил литтипаж для целей маленького фельетона. Зорич и Сосновский "мыслят типами", -- не правда ли, это по-своему звучит даже гордо?

К методике литературы факта

Методику еще нужно строить. И ясно, что построят ее не беллетристы. И не те, что в академиях художеств заседают ("потому что"?..). Первые слова должны бы исходить от новых очеркистов, от работников газетных, от рабкоров. Но товарищи фактисты, к сожалению, молчат. Приходится -- от умозрения. И ощупью.

Вот -- главные как будто методические положения, которые по практике фактописателей первейше намечаются:

Первое -- решительная переустановка всей новой, подлинно советской литературы на действенность. Писатель не пописывает больше, а читатель не почитывает. Долой отрыв писателя от производства, долой совращение хороших рабкоров в делателей литературного обмана. Литература -- только определенный участок жизнестроения. Об этом мы уже довольно писали.

Второе -- полная конкретизация литературы. Никаких "вообще". Долой бесплотность, беспредметность, абстракцию. Все вещи именуются собственными именами и научно классифицируются. Только так возможно познавать и строить жизнь. Мы -- злейшие враги номинализма; мы -- за именованность.

Третье -- перенесение центра внимания литературы с человеческих переживаний на организацию общества. Старая литература сплошь индивидуалистична -- в том смысле, что строилась на внутреннем мире индивида ("личности"). Она же и сплошь идеалистична, -- поскольку ценит только преломление "процесса" борьбы за новую материю сквозь человека, игнорируя (как таковую) самую "материю". В результате -- мы, плохо ли, хорошо ли, знаем "душу" человека, но совершенно не знаем подлежащего его переработке мира.

От этого страдает человечество.

От некоего же "сжатия психологизма" дело продвижки человечества только выиграет.

Последний -- "роковой вопрос"

И тоже -- методического свойства.

Виктор Шкловский в одной из своих статей задается таким примерно вопросом: ну, вот, разрушили мы фабульную прозу, а чем же мы будем скреплять внесюжетные вещи? Вопрос действительно не пустяковый. И не только потому, что, борясь с сюжетной прозой, нам приходится выталкивать ее чем-то столь же "завлекательным", -- но и потому еще, что сюжет являлся до сих пор действительной и главной скрепой прозаической литературы. Без сюжета, как стихи без рифмы, проза рассыпается, -- что же заменит сюжет?

Тут прежде всего, товарищи, нужно устранить одно недоразумение. Никакого сюжета мы нарочито не разрушаем: сюжет разлагается сам собою. Разлагается потому, что разлагается традиционный роман. И кроме того, говоря условно о разрушении сюжета, мы имеем в виду искусственный сюжет, т. е. фабулу, а не сюжет вообще. Фабулу давайте предоставим для отдохновенческой литературы, читаемой в вагоне и "на сон грядущий". Она же мыслится и в качестве подсобно-используемой -- в утопической литературе (новая фантастика), в сатире, в маленьком фельетоне, в детской книжке и т. д. А о сюжете побеседуем -- о внеискусственном.

Сюжет невыдуманный есть во всякой очерково-описательной литературе. Мемуары, путешествия, человеческие документы, биографии, история -- все это столь же натурально-сюжетно, как сюжетна и сама действительность. Такой сюжет мы разрушать не собираемся, да и разрушить его нельзя. Жизнь -- очень неплохая выдумщица, а мы -- всячески за жизнь, мы только против выдумки "под жизнь". Напротив: нужно приветствовать такую натуральную сюжетность, и -- чем сюжетнее, т. е. натурально-сюжетнее, вещь, тем натурально-интереснее она, а значит -- и легче для восприятия, и в смысле результатов ощутимее.

Речь сводится -- выходит -- к тому, чем заменить естественную сюжетность там, где ее нет или она скудна; вернее же всего -- как вскрыть эту сюжетность там, где она невъедчивому глазу не заметна. Вот это-то, товарищи, и будет искусство (т. е. умение): искусство видеть, во-первых, и искусство передать, во-вторых. Искусство увидеть скрытый от невооруженного взгляда сюжет -- это значит искусство продвижки факта; а искусство изложить такой сюжет будет литература продвижки факта (для краткости мы просто говорим -- литература факта), т. е. изложение скрытосцепляющихся фактов в их внутренней диалектической установке.

Как же вскрыть эту внутреннюю зависимость (точнее -- целеустремленность) фактов; как же сделать так, чтобы факты эти не рассыпались; как сделать всю литературу факта натурально-сюжетной?

Достаточно исчерпывающий ответ на этот вопрос уже дает наличная литература факта. Просматривая лучшее в этой литературе, приходим к следующим заключениям:

Во-первых. Не нужно бояться "неинтересных" моментов как предмета изложения. Неинтересного в природе не бывает. Нужно только это "неинтересное" подать. У нас существует еще мнение, что целый ряд предметов для писательства "не подходит". Не подходит все простое, обыденное. Жизнь начинается тогда, когда кончается работа, служба. Как идет эта работа или служба, быт работы или службы, не говоря уже об оплате ежедневного труда, -- все это "не тема". Тема -- что "переживает" человек на службе. Самая-то служба существует в представлении писателя лишь в качестве территории для переживаний. Служба не живет, не действует. Ее только отбывают, как и все обыденное. Нужно ли долго пояснять, откуда идет такая точка зрения?

Практика лучших очеркистов свидетельствует о том, что этот-то взгляд на "тему" как раз никуда и не годится. Очеркист Семен Сибиряков ("В борьбе за жизнь") ни о чем другом не говорит, как только о работах ссыльно-поселенца и об их оплате, а "работы" в его очерке насквозь сюжетны. Очеркист М. Адамович ("На Черном море") рассказывает о проведении судовой забастовки; романист на его месте, а то и плохой фактист, построил бы повествование на психологии персонажей, -- Адамович же только и говорит, что о технике: технике конспирации, технике подхода к массе, технике ведения стачки, технике выработки условий. Последнее даже по пунктам. Персонажей у него "нет", есть только дело, которое они строят. Почему же драматизм его определенно "технического" сюжета так захватывает, а самым потрясающим моментом является "сухая", бессюжетная формулировка требований, лишенная даже и тени патетики? Фактист В. Шкловский ("Сентиментальное путешествие") говорит только о том, как он возится с автомобилями, с теорией сюжета, с грязью, с колкой дров, с переоценкой Стерна и со вшами, и нигде не "чувствует", -- а ведь гелертерская проза Шкловского волнует больше специальной лирики!

Секрет скрытой сюжетности, оказывается, вовсе не в бегстве от тем "неинтересных", а -- совсем наоборот -- в бесстрашном углублении в это "неинтересное", "простое", "обыденное" до дна, -- до выявления процесса "обыденного" (процесса ли труда, процесса забастовки, процесса починки штанов, черт возьми), до самого нутра его, -- до техники! Секрет в огромной напряженности, в динамике, в стремлении преодолеть среду. Нужно заострить внимание на тяге к вещи, на организации ее, -- нужно, как мы уже говорили, перенести центр тяжести интереса писателя с переживаний героя на переживания процессов. Герой от этого не пострадает, -- он только будет говорить без слов, -- а вещи оживут и много лучше заработают на человека. Процесс преодоления материи -- вот лучшая скрыто-сюжетная героика наших дней. Он же -- и лучшая внесюжетная скрепа. Это все во-первых.

Во-вторых: характер установки самого писателя. Наши писатели подходят в большинстве к предмету как чужие, -- нужно, чтобы они подходили как свои. У лучших очеркистов это опять-таки есть. Б. Кушнер ("103 дня на Западе") смотрит на мир глазами хозяина, притом -- советского хозяина, слегка голодного: нельзя ли, мол, чего извлечь? И термины его -- тоже хозяйские. Эти-то жадные на вещь глаза и делают книжку Кушнера по-своему сюжетной. С. Третьяков в замечательной своей автокорреспонденции "Сквозь не протертые очки" насквозь специфичен. Это -- писатель-спец, поставивший себя в положение как бы вбирающего в себя аппарата, испытующий все мыслимые точки зрения и искренно желающий учиться видеть. Эта-то специфическая напряженность и делает теоретический в сущности очерк Третьякова "занимательным, как беллетристика".

Огромная внимательность к вещи и ее специфике присуща и тому же В. Шкловскому. Для него "всякая блоха -- блоха", и нет вещей "неинтересных". Не в обиду будь писателю сказано, он обнюхивает весь мир, как впервые прозревший кутенок (такое принюхивание к вещи есть только у рабкора М. Горького). Стерн ему интересен также, как умышленно испорченный кем-то автомобиль. И Стерна и автомобиль он тут же починяет. Даже о вшах на фронте Шкловский отзывается, как большой специалист (позвольте не цитировать). И в шутку, и всерьез --он мастер производственного подхода. Вот -- мелочь: автор удирает в Штеттин, по профессии же он шофер, -- читайте: "Ехал потом на пароходе в Штеттин. Чайки летели за нами. По-моему, они устроили слежку за пароходом. Крылья у них гнутся, как жесть. Голос у них, как у мотоциклетки..."

Не потому ли, что товарищи не боятся специфики, -- они читабельны и изнутри сюжетны?

Шкловский беспокоится о лоскутности своей книжки, и тут же признается: "И вся моя жизнь из кусков, связанных одними моими привычками". Разве плохая скрепа?

Нужно понять любую вещь в ее специфике и подходить к вещам "как свой"; нужно не только уметь, но и хотеть "видеть вещь"; нужно хозяйственно стремиться приспособить вещи на потребу человека, и тогда -- можно не беспокоиться о сюжете.

Кто наши враги

Стоит ли говорить о внешних врагах? К счастью, они отмирают. Гораздо интереснее поговорить о... прилипших. Да, литература факта так уже сильна, что может уже, кажется, позволить себе роскошь -- иметь своих "примазавшихся"! Кто они? Гурманы старого художества, объевшиеся "красотой"; эстеты, потребители приевшегося вымысла, которых потянуло на "кисленькое". Один из них в "Вечерней Москве" (номер 203, 1928 года) так прямо и выбалтывается: "Мы уже достаточно пресытились фабулистическими хитросплетениями. Нас уже перестала интриговать запутанно-сложная приключенческая интрига. Подлинные события и истинные происшествия, даже простая хроника их, бесхитростное (?!) воспоминание -- вытесняют так называемую беллетристику". Отличное признание! Что же "им" нужно? "Интерес за последнее время к литературе фактов так возрос, что"... Ну, и? "Разве не заманчиво написать такие увлекательные романы, как биографии -- берем почти наугад -- Чернышевского, Добролюбова, Некрасова, Полежаева? История их жизни стоит (!) выдумки беллетриста. Факты их биографий ярче всякого вымысла". (Юр. Соболев. "Романы без лганья").

Поняли, чего "им" хочется? То, что мы ставим на ноги, им хотелось бы прокатить на головах. Граждане, берегите карманы!..

Кроме прилипших, есть еще наивные. Они хотели бы работать с фактом, но организм их отравлен усадебной эстетикой. Их очень много. Вот -- хороший юноша и коммунист, тов. Евгений Чернявский ("Блики древнего города", изд. Московского т-ва писателей, 1928). Говоря о новом Самарканде, он жеманничает: "Зато растет новое, неожиданное"... "Но есть в нем что-то необычное, необыденное"... "Что придает ему какое-то особое очарование"... "Не правда ли, есть что-то любопытное в том облике Востока и приятное"... "И в этом доме, немного странном, но прекрасном, есть одна комната, почти зал, самая странная и самая прекрасная"...

Друг Евгений, не говори красиво!..

Кроме наивных, есть еще срывающиеся. Их тоже много. Вот -- к примеру: автор прекрасного очерка "Начало", И. Жига (Москва, 1928). Работая определенно с фактами, он нет-нет да и сорвется в низкопробный беллетристизм. "Когда подъезжаешь к Питеру, всегда тебя что-то волнует. Всегда ожидаешь встретить что-нибудь необыкновенное. Словно едешь на переговоры к великому человеку и думаешь: а как-то он встретит, что-то скажет!" Автор хотел бы прямо сказать, к какому именно "великому" (великие всегда наперечет), да остерегся. А подумайте, как заиграло бы это неумело-типизированное "вообще", если бы подставить в эту алгебру конкретную фигуру!.. Или: только что точнейше передав по пунктам принятую в Смольном резолюцию, товарищ ученически сбивается на прописные символы: "Черное осеннее небо сурово и холодно обнимало все. Окна плакали..." (Это еще от "море смеялось"?)...

Будем бороться с охвостьями беллетристизма!..

Кроме срывающихся, есть еще экзотики. Слово это звучит почти как "наркотики", и -- вовсе не зря. Нет, оказывается, такого предмета, из которого нельзя было бы сделать средства для эстет-запоя. Есть два вида экзотики. Первый: для того, чтобы увидеть "факт", люди забираются куда-нибудь подальше, по возможности за сине море, за далеки горы, где не виданные раньше "факты" валяются так, что стоит только нагнуться... Мы не о таких уже "фактистах" говорим, как ленинградский журналист Евг. Шуан ("В Аргентину на паруснике Товарищ", Гиз, Москва, 1928), объехавший полсвета только для того, чтоб описать потом душе-Тряпичкину, в каких домах терпимости и как советских матросов принимают. Есть, к сожалению, и среди лучших наших очеркистов это тяготение к легкой добыче. Детская болезнь очеркизма?..

Второй случай экзотики: побольше нанизать местных словечек. "Женщина, преступившая грозный закон шариата, женщина, снявшая паранджу и чачван, бежала по сонным улицам кишлака..." (Чернявский).

Братья писатели! Будем о том, что ближе!..

Кроме экзотики, есть еще легкомыслие. По-деликатному это называется -- дилетантизм. Стало уже модой, кажется -- съездить на три недели заграницу, осмотреть ее "в окно своей кареты" и выпустить потом такую книжку, которая дает все основания нашим врагам (из внешних) праздновать дешевые победы над очеркизмом.

Ох, дилетантизм -- большой порок! И легкомыслие -- также...

Есть ли еще враги? Есть. И серьезные.

Отсутствие определенной целевой установки очеркиста все еще имеет место кое-где в наших писаниях. Факты фиксируются ради фактов. А это уж похоже на "пописывание" и ничего общего с необходимым очеркизмом не имеет...

Есть еще кое-где и вульгаризация. Явления берутся вне динамики. Отсюда -- и бездейственность и подозрительный эпизм...

Заключение

Литература русская -- на трудном переломе. Гальванизируемый труп поучительной беллетристики все еще камнем виснет над сознанием наших издателей. Но правильный уже прокладывает путь литература факта. Молодым нашим товарищам писателям необходимо разобраться:

-- С кем идти?

Ответ на этот вопрос был бы не очень труден, если б можно было подходить к нему чисто умозрительно, исходя лишь из потребностей времени и игнорируя тяжелый груз традиций и писательских навыков. А тут еще потребности мещанского читателя! Воистину, легче мещанину войти в царство небесное отвлекающей выдумки, нежели развращенному зиф'ами [т. е. "мещанскими", по мнению ЛЕФа, издательствами вроде "Земли и фабрики"] писателю облечься в верблюжью шкуру строителя. Вот тут-то и начинается отыгрывание на тематике. Товарищи думают, что стоит только революцию подать не по-пильнячьи, как революция в литературе тотчас осуществится. Нет, это дело все же труднее.

Кто хоть сколько-нибудь знаком с диалектикой литературных жанров, может засвидетельствовать, что всякая исторически необходимая форма ощущается впервые как факт, во второй же раз она работает только как пародия. Форма неотделима от социальной функции. Вот почему, перетаскивая чужую форму, мы естественно заимствуем нечто и от функции. Тут нужно прямо сказать: чем пародийно-откровеннее используем мы старую форму, тем менее опасность функционального заражения, и -- чем серьезнее играют зиф'ы в беллетристику, тем лучше для... поповства.

Беллетристика -- опиум для народа. Противозифие -- в литературе факта.

Только решительный переход на новые, рационально-действенные приемы спасет нашу литературу от гниения. Одними тематическими привнесениями делу не поможешь. Нужно перевести самое дело литучебы на новые рельсы. Нужно решительно покончить с шаманством литературных попов.

Борьба литературных жанров есть такая же борьба общественных групп и классов, как и всякое иное столкновение надстроек. Действенным призывом к низвержению чуждых приемов начинается и кончается "писательская памятка".

Источник текста: Литература факта: Первый сборник материалов работников ЛЕФа / Под ред. Н. Ф. Чужака [Переиздание 1929 года]. М.: Захаров, 2000. 285 с.