(20-го октября, 1904 г., No 76.)
Жоресъ выступилъ "противъ войны" {L. Humanité No 182.}. Онъ апеллируетъ въ "совѣсти цивилизованнаго человѣчества"; онъ требуетъ, чтобы оно "умоляло оба воюющихъ народа прекратить ужасное зрѣлище безполезной и непрекращающейся "бойни"; онъ выражаетъ надежду, что этотъ "единодушный, умоляющій призывъ всего человѣчества будетъ услышанъ воюющими сторонами". "Возможно, и даже необходимо", говоритъ онъ, "дѣйствовать въ духѣ мира, создать, такъ сказать, нравственную необходимость мира путемъ грандіозной и непрерывной международной манифестаціи гуманности, мудрости, жалости". И онъ кончаетъ свою статью: "Международный соціализмъ можетъ повсюду содѣйствовать этому необходимому пробужденію, этому необходимому торжеству гуманности и мира. Если повсюду парламенты выразятъ свои сожалѣнія по поводу этой бойни, если они выразятъ пожеланіе, чтобы правительства и народы, не заинтересованные непосредственно въ столкновеніи, вошли между собою въ соглашеніе и дружески посовѣтовали обѣимъ великимъ націямъ заключить миръ, быть можетъ, тогда дипломатія легче найдетъ случай для посредничества и вмѣшательства (intervention). Повторный и настойчивый призывъ къ миру со стороны парламентовъ стараго и новаго свѣта, призывъ, не сопровождаемый попытками оказать прямое или косвенное давленіе, несомнѣнно, найдетъ откликъ во всемъ мыслящемъ человѣчествѣ и, наконецъ, отразится и на самомъ ходѣ событій."
Таковъ "жестъ", сдѣланный Жоресомъ "противъ войны" и въ пользу мира. Не зачѣмъ, конечно, тратить много словъ, чтобы доказать, что "международный соціализмъ" никоимъ образомъ не можетъ и не долженъ встать на путь, рекомендуемый ему краснорѣчивымъ трибуномъ республиканскаго "блока".
Не на буржуазные парламенты, не на буржуазную "цивилизацію" можно возлагать "миролюбивыя" надежды. Буржуазная цивилизація! Какъ будто не она положила начало такимъ кровопролитнымъ побоищамъ, какихъ не зналъ до нея міръ; какъ будто не она отдала на служенію молоху милитаризма всѣ чудеса науки, техники, искусства; какъ будто не она создала тотъ "вооруженный миръ", подъ бременемъ котораго стонутъ народы! Буржуазные парламенты! Какъ будто не англійскій парламентъ одобрилъ войну съ бурами; какъ будто безъ согласія американскаго парламента лилась кровь на Кубѣ и Филиппинахъ; какъ будто не "парламенты стараго и новаго свѣта" ежегодно ассигнуютъ милліарды на армію и флотъ; какъ будто не они одобрили ту "международную" экспедицію въ Китай, которая послужила прологомъ теперешней войны; и, наконецъ, какъ будто не парламентскій союзъ съ "цивилизованными" и "гуманными* либеральными друзьями заставлялъ жоресистовъ голосовать за военный бюджетъ во французской палатѣ!
Можно и должно ненавидѣть войну.
У войны нѣтъ болѣе ожесточеннаго и послѣдовательнаго противника, чѣмъ революціонный рабочій классъ, и русскій сознательный пролетаріатъ не составляетъ въ этомъ отношеніи исключенія. Но мало ненавидѣть войну; надо понять ее. Надо понять неизбѣжную связь войны со всѣмъ современнымъ общественно-экономическимъ строемъ; надо понять, что лишь съ крушеніемъ капиталистическаго общества исчезнетъ навсегда необходимость кровавыхъ столкновеній; надо понять, что лишь могильщикъ этого общества -- пролетаріатъ -- является дѣйствительнымъ носителемъ идеи мира, что только его революціонная борьба подрѣзываетъ въ корнѣ всякую возможность дикихъ побоищъ. И только понявъ это, можно успѣшно вести борьбу "противъ войны".
Но для Жореса и его друзей всѣхъ этихъ соображеній, конечно, не существуетъ, и съ своей точки зрѣнія они вполнѣ послѣдовательны. Кто не понимаетъ революціонной роли классовой борьбы пролетаріата во "внутренней политикѣ", для того книгою за семью печатями останется эта роль и въ политикѣ "внѣшней". Кто великую борьбу труда и капитала думаетъ рѣшить посредствомъ "анонимнаго" участія въ буржуазномъ правительствѣ, тотъ съ такимъ же правомъ видитъ въ "сотрудничествѣ" съ парламентаріями другихъ странъ средство положить конецъ кровопролитной войнѣ. Кто возлагаетъ свои "соціалистическія" надежды на "добрую волю" и "гуманность" французской буржуазіи, тотъ, естественно, ищетъ опоры своему "миролюбію" въ "жалости" и сантиментальныхъ вздохахъ буржуазіи всемірной.
Если бы вся эта жалкая декламація исходила изъ среды тѣхъ старыхъ дѣвъ буржуазнаго либерализма, которыя обычно слезливыми причитаніями "привѣтствуютъ" гаагскія конференціи, основываютъ Лиги мира и т. п., мы могли бы спокойно пройти мимо нея. Но въ данномъ случаѣ кампанія начата подъ флагомъ "соціализма" и грозитъ, кромѣ того, серьезною опасностью тому самому дѣлу мира, во имя котораго она предпринята. Вотъ почему мы не можемъ оставить "проектъ" Жореса безъ вниманія.
Какъ ни похвальны добрыя чувства, внушаемыя Жоресомъ читателямъ, и какъ бы безвредна ни казалась сама по себѣ его проповѣдь, она -- поскольку ведется отъ имени "соціализма" -- совершенно извращаетъ дѣйствительную связь общественныхъ явленій и тѣмъ самымъ затрудняетъ пролетаріату пониманіе тѣхъ методовъ и средствъ, которые могутъ на дѣлѣ увѣнчать успѣховъ его борьбу противъ милитаризма. Скажетъ ли Жоресъ, что пролетаріатъ уже имѣетъ силу заставить правительства служить дѣлу "всеобщаго мира"? Скажетъ ли онъ, что канцлеръ германской имперіи будетъ вести все дѣло "дружескаго вмѣшательства" подъ непрерывнымъ контролемъ и по указаніямъ нѣмецкой соціалдемократіи?
Нѣтъ, кто хочетъ теперь вести войну противъ войны, тотъ не на парламенты, не на правительства, не на дипломатію долженъ разсчитывать. Тотъ долженъ вести неустанную революціонную борьбу съ самимъ буржуазнымъ обществомъ, тотъ долженъ подкапывать устои, на которыхъ зиждется зданіе военщины. Хотите вести борьбу противъ войны во Франціи? Отказывайте правительству въ военныхъ кредитахъ, требуйте расторженія позорнаго союза республики съ россійскимъ деспотизмомъ, добивайтесь превращенія тѣхъ услугъ, которыя "нейтральная* Франція оказываетъ самодержавной бюрократіи, ведите неустанную агитацію противъ всего капиталистическаго строя, разорвите свой союзъ съ буржуазными республиканцами, изобличайте на каждомъ шагу ихъ лицемѣріе, ихъ буржуазную ограниченность, ихъ предательство интересовъ народа во имя биржевыхъ спекуляцій, словомъ, будьте революціонными соціалдемократами у себя дома и поддерживайте революціонное соціалдемократическое движеніе пролетаріата во всемъ мірѣ! И тогда, можетъ быть, не столь "малымъ** покажется вамъ значеніе революціонной борьбы рабочаго класса въ странахъ, не имѣющихъ парламента, какъ это показалось тов. Анзесле на Амстердамскомъ конгрессѣ, и не столь великимъ значеніе буржуазныхъ парламентовъ "стараго и новаго свѣта**, какъ это кажется Жоресу. Тогда вы увидите, что единственной дѣйствительной силой, требующей и могущей добиться мира, и въ Россіи является революціонный пролетаріатъ.
Да, оппортунизмъ имѣетъ свою логику. Но эта логика не можетъ быть логикой "международнаго соціализма". Вѣрный своимъ революціоннымъ традиціямъ, международный соціализмъ только революціоннымъ путемъ можетъ содѣйствовать наступленію мира. Русская революція -- вотъ единственный путь, который можетъ положить скорый конецъ бойнѣ на Дальнемъ Востокѣ. Мы никакъ не можемъ согласиться съ Жоресомъ, будто эта бойня не вызвана "никакой исторической необходимостью", и будто достаточно было немножко мудрости и умѣренности", чтобы предотвратить ее. Нѣтъ, она вызвана "исторической необходимостью", но имя этой "необходимости" -- русскій абсолютизмъ, и чѣмъ рѣзче и основательнѣе будетъ его крушеніе, тѣмъ быстрѣе и несомнѣннѣе покончится война. И вотъ почему, кто противъ войны, тотъ за русскую революцію, а кто за русскую революцію, тотъ за революціонное соціалдемократическое движеніе русскаго пролетаріата, ибо внѣ этого движенія могутъ быть кое-какія реформы; можетъ быть даже кое-какая конституція, но не можетъ быть революціи, которая одна только навѣрное и цѣликомъ будетъ "противъ войны", ведущейся во имя интересовъ самодержавной олигархіи.
И тѣмъ вреднѣе затѣя Жореса, что, въ случаѣ успѣха, она не можетъ, при данныхъ обстоятельствахъ, кончиться ничѣмъ инымъ, кромѣ манифестаціи въ пользу россійскаго абсолютизма. Какъ ни разыгрываетъ изъ себя россійское правительство "гордаго испанскаго дворянина" каждый разъ, какъ заходитъ рѣчь о "дружественномъ посредничествѣ", но нѣтъ сомнѣнія, что посредничество "правительствъ" и "дипломатіи" для прекращенія войны для шго неизмѣримо пріятнѣе того "посредничества", которое готовитъ ему русская революція. И это тѣмъ болѣе, что "дружественную" Францію, прежде всего, имѣетъ Жоресъ шансы подвинуть на желательный ему путь, и что противъ Японіи съ ея "чрезмѣрными" требованіями естественно должно будетъ обратиться вмѣшательство державъ. Самодержавное правительство, конечно, скорѣе, чѣмъ Японія, согласится на возстановленіе того status quo, которое было до войны, и, пожалуй, даже съ нѣкоторыми урѣзками; ибо въ этотъ status будетъ входить все то, что оно успѣло хищнически захватить у Китая. Но, если Жоресъ напоминаетъ, что вмѣшательство Франціи, Германіи и Россіи "въ пользу" Китая и противъ Японіи въ 1895 году положило начало тому конфликту, который теперь кровью разрѣшается на Дальнемъ Востокѣ, то гдѣ ручательство, что новое вмѣшательство противъ Японіи въ пользу россійскаго абсолютизма не послужитъ толчкомъ въ той международной войнѣ, которая зальетъ кровью не одни манчжурскія поля, но и весь міръ? А что отъ "дружескаго" совѣта до вооруженнаго вмѣшательства рукой подать, въ этомъ, при современной комбинаціи интересовъ на Дальнемъ Востокѣ, не можетъ быть никакого сомнѣнія. Пусть только "правительства" получатъ полномочія на "посредничество" отъ парламентовъ" да еще съ участіемъ соціалистовъ, они уже съумѣютъ распорядиться ими, не спрашивая дальше "гуманныхъ" совѣтовъ Жореса. И кто знаетъ: быть можетъ, въ интересахъ"цивилизаціи", найдутся "соціалисты", которые и нужные для "успѣха посредничества" кредиты ассигнуютъ...
Нѣтъ, по этому пути "международный соціализмъ" пойти не можетъ, не можетъ именно потому, что онъ "противъ войны". И какъ ни печально для "чести человѣческаго рода, населяющаго нашу планету", что нельзя разсчитывать на гуманность "цивилизованнаго человѣчества", соціализмъ можетъ утѣшиться, возложивъ свои надежды на революціонность сознательнаго пролетаріата.
Эта надежда не обманетъ.
Данъ.