Примечания к предисловию:
1. Наталья Яковлевна Данько (1892-1942) -- скульптор-декоратор. См. о ней в публикации Ю. М. Овсянникова "Если бы Наталья Данько вела дневник..." -- Панорама искусств, No 6. М., 1983, с. 30-84, Н. Данько -- автор широкоизвестной фарфоровой статуэтки А. А. Ахматовой (1923).
2. Ел. Данько. "Юность. Эскиз романа, который никогда не будет написан". -- ИРЛИ, ф. 679, ед. хр. 14, л. 8.
3. "Юность", л. 49 об. -- 50.
4. Там же, л. 58.
5. Любовь Васильевна Шапорина (1877-1967) -- художница, организатор Театра марионеток в Петрограде, автор пьес для кукольного театра; жена композитора Ю. В. Шапорина.
6. Л. В. Шапорина. Дневник (14 августа 1940 -- 28 августа 1950 г.) -- ГПБ, ф. 1086, ед. хр. 19, л. 19 об. -- 20.
7. Федор Сологуб. Стихотворения ("Библиотека поэта", большая серия). Л., 1979, с. 483.
8. ИРЛИ, ф. 679, ед. хр. 25, л. 9. Вероятно, в тексте документа опечатка -- речь идет о Румянцевском музее в Москве.
9. Л. В. Шапорина. Дневник, л. 42.
10. Там же, л. 44.
11. ИРЛИ, ф. 289, оп. 3, ед. хр. 874, л. 59.
12. М. В. Борисоглебский. -- "Последнее Федора Сологуба". -- ГПБ, ф. 92, оп. 1, ед. хр. 140, л. 10.
13. ИРЛИ, ф. 289, оп. 3, ед. хр. 4, л. 1.
14. Работа над жизнеописанием Вольтера не была завершена; материалы, собранные Е. Я. Данько, сохранились в архиве (ИРЛИ, ф. 679, ед, хр. 12, 179 листов) .
15. 30 октября 1922 года в Вольной философской ассоциации состоялся вечер поэтов: Е. Я. Данько, Деонесова, С. Колбасьева, Е. Полонской, Н. Тихонова.
16. О содержании предисловия отчасти позволяет судить письмо Иванова-Разумника к Ф. Сологубу от 30 сентября 1925 года, написанное по поводу предстоявшего чтения Ел. Данько "Простых мук" в Бюро секции истории литературы и критики, А. Гизетти предложил Иванову-Разумнику сделать перед чтением Данько вступительное слово, но он от предложения отказался, "...думаю, что мое выступление может оказаться неудобным для Союза Писателей и для меня, -- писал критик. -- Не будучи формалистом -- к стихам Данько отношусь тематически, и темою моего вступительного слова могло бы быть только одно: как большевики извратили революцию. Думаю потому, что лучше мне воздержаться. -- Докладчиком более тактичным, чем я, может стать Гизетти, хорошо знающий стихи Данько. Жаль, что Д. М. Пинес не член Союза Писателей: у него как раз есть докладик на тему о "Простых муках" Данько, а выступал он у нас в Вольфиле всегда очень умно и талантливо" (ИРЛИ, ф. 289, оп. 3, ед. хр. 296).
Примечания к воспоминаниям:
1. Иванов-Разумник (псевдоним Разумника Васильевича Иванова, 1878-1946) -- критик, историк литературы; неоднократно писал о Сологубе (см., например, его кн. "О смысле жизни. Федор Сологуб. Леонид Андреев. Лев Шестов", СПб., 1908). В последние годы жизни Иванов-Разумник был особенно дружен с Сологубом. Наиболее тесным их общение было в 1925-1927 гг. -- весной и летом Сологуб жил в том же доме в Детском Селе (ул. Колпинская, д. 20), в котором постоянно проживал Иванов-Разумник. После смерти Сологуба Иванов-Разумник участвовал в разборе архива писателя.
В январе 1928 г. О. Н. Черносвитова, свояченица Сологуба, сообщала Ю. Н. Верховскому: "Предполагается издание сборника Памяти Ф. К. и статьи о нем. Образован Комитет с этой целью -- Ахматова, Замятин, Ив. Разумник" (ИРЛИ, ф. 289, оп. 6, ед. хр. 99).
2. "Красная газета"; издавалась ежедневно в Ленинграде (1918-1939); в 1927-1929 гг. выходило приложение к ней -- "Литературная неделя".
3. Михаил Васильевич Борисоглебский (наст. фам. -- Шаталин; 1896-1942) -- писатель, художник, автор сборников рассказов и романов: "Топь" (Л., 1927), "Рождение корабля" (М., 1931) и др.; с 1924 г. -- председатель Бюро Секции прозаиков и поэтов при Всероссийском союзе писателей; автор воспоминаний "Последнее Федора Сологуба" (ГПБ, ф. 92, оп. 1, ед. хр. 140).
4. Вера Павловна Калицкая (Абрамова, в первом браке Гриневская -- жена писателя А. С. Грина; 1882-1951), работала в Секции детской литературы Союза писателей; автор воспоминаний "Федор Сологуб в Вытегре" (ИРЛИ, ф. 79, оп. 4, ед. хр. 89).
5. Лидия Алексеевна Чарская (наст. фам. -- Чурилова; 1875-1937) -- писательница. Статья Сологуба о Чарской написана 30 ноября 1926 г. (ИРЛИ, ф. 189, оп. 1, ед. хр. 571). Вероятно, поводом написать статью послужило обсуждение тяжелого материального положения писательницы на "вторнике" 16 ноября 1926 г. Л. И. Аверьянова вспоминала: "Е. Я. Данько, а за нею В. П. Калицкая перевели разговор на тему о пособиях членам Союза Писателей. В. П. рассказала, что снова посетила Чарскую -- и нашла ее в положении ужасном. У Чарской туберкулез в третьей степени, муж безработный и тоже туберкулезный, средств к существованию никаких. Она все время лежит, оживляется редко, и оживление это нездоровое, нервное" (ИРЛИ, ф. 355, ед. хр. 3, л. 3).
6. В статье (рукопись без названия) Сологуб писал: "Популярность Крылова в России и Андерсена в Дании не достигла такой популярности и пылкости. И эта популярность была вполне заслужена Чарскою. ...Можно даже удивляться тому, как мало заметно в ее книгах, что их писала женщина, столь энергичен и тверд ее стиль, совершенно чуждый свойственной почти всем писательницам нерешительной расплывчатости. < ... > Понятно недоброжелательное отношение русской критики к Лидии Чарской. Уж слишком не подходила она к унылому ноющему тону русской интеллигентской литературы. Чеховские настроения, упадочные фантазии, декадентские и футуристические странности, болезненные уклоны, свойственные дореволюционной буржуазии и интеллигенции, -- от всего этого было далеко жизнерадостное, энергичное творчество Чарской. Русская художественная литература на все лады тянула одну и ту же волынку: "Мы с тараканами", а Чарская уверенно говорила подросткам: "А мы хотим великих дел, подвигов, опасностей, катастроф во имя высшей социальной справедливости" (ИРЛИ, ф. 289, оп. 1, ед. хр, 571, л. 1 об.). Свой взгляд на творчество писательницы Сологуб подтверждал в письме к Чарской от 2 июля 1927 г.: "...мне хочется Вам сказать, что мой отзыв является вполне искренним и правдивым выражением моего мнения о Вас и Вашей литературной работе: именно Вы и есть такая писательница, о которой я говорю в своей статье..." (ИРЛИ, ф. 289, оп. 2, ед. хр. 14).
7. Лидия Николаевна Сейфуллина (1889-1954) -- прозаик.
8. "Звезда" -- ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, издававшийся в Ленинграде с 1924 г.
9. Евгений Иванович Замятин участвовал в юбилейном чествовании Сологуба в Александринском театре, по случаю 40-летней литературной деятельности писателя (11 февраля 1924 года). Речь, произнесенная Замятиным, была опубликована. См.: Евг. Замятин. Белая любовь, -- В кн.: Современная литература. Л., 1925, с. 77-81. В ней автор высказал ряд наблюдений, существенно важных для понимания творчества Сологуба.
10. "Вольфила" -- Вольная философская ассоциация (1919-1924), находилась в доме No 50 на Фонтанке,
11. Портрет Ф. Сологуба работы К. А. Сомова (1910) хранится в Государственном Русском музее; многократно репродуцировался.
12. Ольга Николаевна Черносвитова (в девичестве -- Чеботаревская; 1872-1943) -- сестра жены Сологуба Анастасии Николаевны Чеботаревской (1876-1921).
13. Илья Ионович Ионов (Бернштейн; 1887-1942) -- поэт, зав. издательством Петроградского Совета.
14. Нариман Нариманов (1870-1925) -- председатель Совета народных комиссаров Азербайджанской республики и председатель Союзного Совета Закавказских республик; скоропостижно скончался в Москве 19 марта 1925 г.
15. См. в наст. издании с. 226-227.
16. Александр Алексеевич Гизетти (1888-1938) -- литературный критик, публицист.
17. Ольга Дмитриевна Форш (1873-1961) в 1920-е годы была дружна с Сологубом. В образе поэта, потерявшего жену, Сологуб выведен в романе писательницы "Сумасшедший корабль" (1931); Форш рассказала о наиболее трагическом моменте жизни Сологуба -- гибели А. Н. Чеботаревской (см.: Ольга Форш. Сумасшедший корабль. Л., 1988, с. 95-96). В мае 1919 г. Форш была направлена Наркомпросом в Киев во Всеукриздат, в 1920 отозвана в Москву. Е. Я. Данько бывала в Киеве у своей матери.
18. Вероятно, речь идет о младшем сыне поэта -- Якове Самуиловиче Маршаке (1925-1946).
19. Мария Андреевна Бекетова (1862-1938) -- писательница, переводчица, тетка А. А. Блока и его биограф.
20. Ольга Ивановна Капица (1866-1941) -- собирательница детского фольклора, преподавала в Институте дошкольного образования; при институте была собрана специальная детская библиотека, в которой часто работали детские писатели -- С. Я. Маршак, Б. С. Житков, В. В. Бианки, Е. Я. Данько.
21. Речь идет о внучке О. Н. Черноевитовой, внучатой племяннице Ф. Сологуба, -- Ольге Николаевне Черносвитовой.
22. Цитата из трагедии "Владимир Маяковский" (1913). См.: Владимир Маяковский. ПСС, т. 1. М., 1955, с. 163.
23. Имеется в виду Константин Александрович Федин (1892-1977). В 1924 г. был напечатан его роман "Города и годы". В период председательства Сологуба в Союзе писателей Федин был членом правления Союза, отношения между ними складывались напряженно. Борисоглебский вспоминал о Сологубе: "Он был сторонником строго замкнутой профессиональной группы союза и не сочувствовал выходу на политическую арену. <...> Сопротивление Ф. К. политиканству восстановило против большую часть правления, настолько, что последний год мне стоило больших усилий уговорить лидеров враждебного крыла Федина и др. пойти на избрание Ф. К. в правление. < ... > Поведение Федина для меня ясно говорило: "Хочу быть председателем. Довольно деспотизма Сологуба..."" (ГПБ, ф. 92, оп. 1, ед. хр. 140, л. 7).
24. Ольга Афанасьевна Глебова-Судейкина (1885-1945) -- драматическая актриса, танцовщица, ранее -- жена художника С. Ю. Судейкина. Поэт был горячим поклонником таланта Судейкиной, посвятил ей несколько стихотворений и экспромтов: "Всегда отрадно и темно...", "Оля, Оля, Оля, Оленька!", "Под луною по ночам...", "Его жена тебя лобзает...", "Не знаешь ты речений скверных...", "Какая прелесть Ольга Афанасьевна!", "Какая тварка Оленька Судейкина!..", "Куколки любите", "И я порой глядел не мрачно..." (ИРЛИ, ф. 289, оп. 1, ед. хр. 554); "Остальных цветов не слаже..." (Федор Сологуб, Неизданное и несобранное. Составитель Г. Пауэр. Мюнхен, 1989, с. 131) и др. Судейкина была дружна с А. А. Ахматовой, в 1920-е годы они часто навещали Сологуба. Подробнее см. в публикации Р. Д. Тименчика и А. В. Лаврова "Материалы А. А. Ахматовой в Рукописном отделе Пушкинского дома". -- Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год. Л., 1976, с. 56-57, а также в кн.: E. Moch-Bickert. Olga Giebova-Soudeikina, amie et inspiratrice de poИtes. Paris, 1972, p. 214-223.
25. Вячеслав Яковлевич Шишков (1873-1945) -- прозаик. Речь идет о пьесе "Сковорода -- рыжая Борода" по рассказу В. Шишкова "Настюха" (инсценировка И. Дальского. М.-Л., 1928).
26. Подробно эпизод "исчезновения" Вяч. Иванова описан в книге З. Н. Гиппиус "Живые лица" (Прага, 1925, т. 2, с. 104-105). История, происшедшая с Ивановым, наделала много шума, о чем свидетельствует записка З. Гиппиус, отосланная Сологубу: "Федор Кузьмич. Когда был у вас Вячеслав Иванович и куда девался от вас? Лидия Дмитриевна у нас страшно беспокоится, в самом деле страшно, нигде его нет, ни дома, -- ждем немедленно вестей от вас, все, что знаете. З. Мережковская" (ЦГАЛИ, ф. 482, оп. 2, ед. хр. 21, л. 22).
27. Имеется в виду иллюстрация К. С. Петрова-Водкина к "Мелкому бесу" -- "Игра в карты" или "Передонов за картами" (Бум., 26,8 х 34,8). Хранится в частном собрании (Санкт-Петербург) .
28. См. рассказ Ф. Сологуба "Два готика" в его сб. "Истлевающие личины". М., 1907, с. 41-42.
29. Теософия отчасти входила в круг интересов Сологуба, в составе библиотеки писателя (ИРЛИ) сохранилась книга: М. Коллинз. Идиллия белого Лотоса. Пг., "Вестник Теософии", 1918. На обложке в библиографическом перечне книг по теософии имеются пометы Сологуба.
30. Цитата из стихотворения "Я люблю элегантных развратников..." (ИРЛИ, ф. 289, оп. 1, ед. хр. 7, л. 27).
Я люблю элегантных развратников,
Понимающих то, что творят,
Люциферова воинства ратников,
Никогда не считавших утрат.
Но прелестные где же развратницы,
Искушенные в таинстве зла,
Люциферова воинства латницы,
Без которых и жизнь не мила?
Не хочу я галдеть с комсомолкою,
Косопузою, злобно-тупой,
Что идет толстоногою телкою
Перед сильно-вспотевшей толпой.
Не милы мне и барышни бойкие
Из профессорских кислых семей,
Закаленные очень и стойкие
В истребленьи буржуев и вшей.
Я услышать боюсь от красавицы
Гневный окрик: "А мне наплевать!"
Комсомолке коль что не понравится,
Изругает из матери в мать.
Где вы, добрые, смелые, милые,
Для которых работал Коти?
В эти дни безнадежно-унылые,
Над Невою мне трудно идти.
Вы по родине, знаю я, тужите,
Вам шампанское не на что пить,
В кабаках вы лакеями служите,
Чтобы денег немного добыть.
Вы, прелестные, милыми шутками
Забавляете пьяных кутил,
И живете себе проститутками,
Чтобы грех ваши дни сохранил.
12 (25) февраля 1926.
31. Муж О. Н. Черносвитовой -- Николай Николаевич Черносвитов (1870-1937) был профессором Политехнического института.
32. Анатолий Павлович Каменский (1876-1941) -- прозаик, наибольшей известностью пользовался его рассказ "Леда" (1907), осуждавшийся в критике за проповедь наготы и воспевание свободной любви.
33. Свободный театр -- основан в Москве в 1913 К. А. Марджановым, существовал один сезон; задуман как синтетический театр, охватывающий все виды сценического искусства. В труппу входили А. Коонен, Н. Ф. Монахов, художник -- К. А. Сомов.
34. Лидия Николаевна -- дочь О. Н. Черносвитовой.
35. Посмертную маску из фарфора с лица А. Блока намеревалась изготовить Н. Я. Данько. См.: Ю. М. Овсянников. Если бы Наталья Данько вела дневник... -- Панорама искусств, 6, М., 1983, с. 52.
36. Любовь Дмитриевна Блок (1881-1941) -- жена А. Блока.
37. Аркадий Георгиевич Горнфельд (1867-1941) -- литературовед, критик, переводчик. Вероятно, речь идет о статье Горнфельда "Федор Сологуб" в кн.: Русская литература XX века (под ред. С. А. Венгерова). Т. II, ч. I. М., 1915" В статье критик отмечал: "Логин был для Сологуба реальностью истории, реальностью пережитого, реальностью настоящего оказался Передонов..." (с. 51).
38. Трамвай No 23 в то время ходил через Михайловскую пл. (пл. Лассаля, ныне пл. Искусств), далее по ул. Лассаля (Михайловской), по Невскому и к дому Сологуба (до угла пр. Добролюбова и пр. К. Либкнехта -- Большого пр. Петроградской стороны).
39. Большой Каприз -- ворота при въезде в Царское Село по старой Петербургской дороге, увенчанные Большой Аркой с китайской беседкой (1771, архитекторы В. И. Неелов и Герард).
40. Цитата из стихотворения Сологуба "Любовью легкою играя..." (Федор Сологуб. Стихотворения, с. 248).
41. Александра Николаевна Чеботаревская (1869-1925) -- переводчица; сестра А. Н. Чеботаревской.
42. Квартира Ф. Сологуба находилась во втором этаже (наб. Ждановки, д. 3, кв. 22), квартира Черносвитовых -- на четвертом (кв.26).
43. Рассказ был напечатан в сборнике М. Борисоглебского "Осколок" (Л., 1927).
44. См.: Г. Белых, Л. Пантелеев. "Республика ШКИД". Л., 1927. Вероятно, речь идет о рукописи произведения.
45. Юрий Михайлович Юрьев (1872-1948) -- драматический артист.
46. Георгий Ефимович Горбачев (1897-1942) -- критик и литературовед, представитель "напостовства". Г. Лелевич (псевд.; наст. имя -- Лабори Гигелевич Калмансон, 1901-1945) -- критик, поэт, один из редакторов журнала "На посту" и руководителей ВАПП.
47. Лев Васильевич Пумпянский (1894-1940) -- литературовед.
48. Цитата из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Завещание" ("Наедине с тобою, брат...").
49. Неточная цитата из стихотворения Е. А. Боратынского "Сердечным нежным языком...", у Боратынского "Ни сердца в ней, ни пола нет".
50. Татьяна Николаевна Черносвитова -- дочь О. Н. Черносвитовой, врач.
51. С 1915 г. Сологуб арендовал усадьбу Набатовых (Княжнино) под Костромой, где проводил лето; под Костромой поэт отдыхал и в начале 1920-х годов. В архиве писателя сохранился альбом с рисунками к его стихам, подаренный ему костромскими школьниками (ф. 289, оп. 6, ед. хр. 111).
52. "Навьи чары" -- так называлась трилогия Ф. Сологуба "Творимая легенда" (1907-1913) при первой публикации.
53. С 1898 г. по 1924 г. Чарская была артисткой Александринского театра.
54. А. В.Луначарский. "Василиса Премудрая. Драматическая сказка", Пг., 1920.
55. Имеется в виду монолог Тригорина из драмы Чехова "Чайка". См.: А. П. Чехов. ПСС, т. 13. М., 1978, с. 29.
56. См. статью Е. Данько "Проблемы художественного оформления детской книги" в сб. "Детская литература" (под ред. А. В. Луначарского). Госиздат, 1931, с. 209-231. Наиболее значительной практической работой Данько по оформлению книг является барельефный портрет А. С. Пушкина для академического собрания. См.: Пушкин. ПСС, т. 7. М.-Л., 1935.
57. После окончания Санкт-Петербургского Учительского института в 1882 г. Сологуб служил в провинции: в Крестцах Новгородской губ. (1882-1885), в Великих Луках (1885-1889), в Вытегре (1889-1892).
58. Премьера "Ревизора" состоялась 9 декабря 1926 г. в Москве в Государственном Театре им. Вс. Мейерхольда. Сценический текст композиции вариантов В. Э. Мейерхольда и М. Коренева, художник -- Мейерхольд, музыка -- М. Ф. Гнесина. Постановка была решена не в комедийном, а в трагическом ключе.
59. Александр Алексеевич Агин (1817-1875) -- родоначальник русской реалистической иллюстрации. Самой значительной работой Агина являются иллюстрации к "Мертвым душам" Гоголя. Агин был вынужден издать свои рисунки отдельным альбомом, так как Гоголь категорически возражал против иллюстрирования его поэмы.
60. Фрагмент миниатюры "Тебя, Бога, хвалим..." (ИРЛИ, ф. 289, оп. 1, ед. хр. 4, л. 1637):
-- Тебя, Бога, хвалим,
Заповеди валим, --
Божия скрижаль,
Стоя, нам нужна ль!
-- Тебя, Бога, славим,
Пред тобой лукавим,
Ладаном кадим,
Адом все смердим.
Бога величаем,
И спасенья чаем, --
Богу всякий грош,
Видимо, хорош.
Славьте и хвалите,
Величайте, ждите, --
Отвечает бас, --
-- Будет шиш для вас.
Тенор продолжает:
-- Бог вас не желает
В светлый рай впустить,
Чистоту смутить.
И поют сопраны:
-- Печки уж убраны,
И дудит в дуду
Черт для вас в аду.
Дисканты и альты
Зазвенели: Шваль ты!
Убирайся вниз!
Сверху мы пис-пис!
16 (29) декабря 1926.
61. В эстетике Сологуба "плагиат" был по-своему оправдан. Вероятно, не без иронии он утверждал: "Вся наша русская литература -- сплошной плагиат. А если бы это было не так: у нас не было бы великих поэтов, точно так же как не было бы ни Шекспира, ни Гете, которые, как известно, всегда работали на чужих материалах", -- или: "Гениальные поэты только и занимаются подражанием и перепевом. А оригинальные образы и формы -- создают слабые поэты. И это -- естественно. Зачем человеку -- как грибу -- питаться неорганическими соединениями, над чем-то думать, что-то изобретать? Надо обирать предшествующих поэтов -- самым бессовестным образом", "Я когда что-нибудь воровал -- никогда печатно не указывал источников" и др. (В. Смиренский. Воспоминания о Федоре Кузьмиче Сологубе и записи его высказываний. -- ИРЛИ, ф. 79, оп. 4, ед. хр. 146).
Сологуб был обвинен в плагиате критиком А. Е. Редько в статье "Еще проблема" (Русское Богатство, 1910, No 1, отд. II, с. 130-144). Редько указал на источники некоторых текстов Сологуба -- рассказа "Снегурочка" (восходит к рассказу Н. Готорна "Девочка из снега") и др.
62. Знакомство Ф. Сологуба с М. А. Волошиным состоялось в 1906 г. Подробнее об их отношениях см. в публикации В. П. Купченко "Письма М. А. Волошина и Ф. Сологуба" и "Заметка М. А. Волошина "Федор Сологуб"" в кн.: Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год. Л., 1976, с. 151-164.
63. Возможно, в высказывании Сологуба содержится намек на отношения В. Иванова и С. Городецкого летом-осенью 1906 г. (см. комментарий О. Дешарт в кн.: Вячеслав Иванов. Собр. соч., т. 2. Брюссель, 1974, с. 756-764).
64. Вера Александровна Сутугина (1892-1969) -- секретарь издательства "Всемирная литература" (1918-1924).
65. Валентина Андреевна Щеголева (рожд. Богуславская, 1878-1931) -- драматическая артистка, жена историка литературы Павла Елисеевича Щеголева; в 20-е годы Щеголевы были связаны дружескими отношениями с семьей Черносвитовых и Ф. Сологубом, часто бывали у них.
66. Юрий Никандрович Верховский (1878-1956) -- поэт, историк литературы, в 20-е годы друг Ф. Сологуба и семьи Черносвитовых.
67. В архиве писателя сохранился план к этому произведению (ИРЛИ, ф. 289, оп. 1, ед. хр. 539а), датированный 8 февраля 1926 г.: "Близнецы. Драма. Шекспир. Комедия ошибок. Андрей и Григорий -- близнецы, трагедия которых в необходимости избегнуть обезличивания. Это возможно только при исчезновении одного из них. Гражданская война помогает. Григорий-монархист расстрелян, Андрей-коммунист ничего не делает для спасения брата, жена Григория становится женой Андрея. Мать не выдерживает и кончает самоубийством, застрелилась, узнав о том, что Андрей предал брата", л. 5-7. Сохранились стихотворные фрагменты драмы, помеченные 12 февраля 1927.
68. Комедия Шекспира "Два веронца" (1594-95).
69. "Потоп" -- драма шведского писателя и драматурга Ю. Х. Бергера (1872-1924); в 1926-27 шла на сцене Ленинградского Театра Строителей.
70. "Новая Элоиза" (Julie, ou Nouvelle La HИloise, 1761) -- роман Ж. Ж. Руссо.
71. Владимир Викторович Смиренский (псевд. -- Андрей Скорбный; 1902-1977) -- поэт. Вероятно, речь идет о сб. "Осень" (Л., 1927). Книга была подарена автором Сологубу. Автограф: "Дорогому Федору Кузьмичу Сологубу в знак искренней любви и уважения -- Владимир Смиренский (Библиотека ИРЛИ, шифр: Бр 486/12).
72. "Бродячая собака" -- литературно-артистическое кабаре ("подвал") в Петербурге 1912-1915 гг.
Примечания к пояснительной записи:
1. Текст, условно названный в публикации "пояснительной записью", помещен в тетради Ел. Данько вслед за текстом воспоминаний; печатается по автографу (ИРЛИ, ф, 679, ед. хр. 16, л. 38).
2. Имеется в виду стихотворение "В багряные ткани заката..." (29 июня 1922), посвященное памяти погибшей А. Н. Чеботаревской (23 сентября 1921 г. она покончила с собой). В стихотворении поэт называет ее Алетея (древнегреч. -- правдивая, справедливая). "Сологуб, возможно, толковал слово как "незабвенная", т.е. неподвластная Лете -- река забвения в царстве мертвых" (М. И. Дикман. Примечания. -- В кн.: Федор Сологуб. Стихотворения, с. 630).
Источник: Лица: Биографический альманах. 1. -- М.-- СПБ.: Феникс: Atheneum. 1992.-- 464 с.; ил.