Их лица знакомы всем по газетам. Их портреты колыхались в воздухе над радостными первомайскими колонами демонстрантов. Страна знает своих героев — мужественных исследователей полярных морей, искусных, неустрашимых летчиков.

Все сердца забились тревожно, когда пришло сообщение о том, что заболел начальник экспедиции Отто Юльевич Шмидт. И все вздохнули свободно, узнав о его выздоровлении.

Видный ученый, имеющий труды в области математики, профессор Московского государственного университета, главный редактор «Большой Советской Энциклопедии» — Отто Юльевич Шмидт волею партии возглавил исследовательскую работу в полярных областях.

С начала Октябрьской революции тов. Шмидт на руководящей хозяйственной и научной работе. С 1919 года он член партии. Он проводит большую ответственную работу как член коллегии Наркомпрода, Наркомфина, зав. Госиздатом, член коллегии Наркомпроса, заместитель управляющего Центрального статистического управления, член президиума Госплана.

Но имя Шмидта стало широко известно не только в нашей стране, но и всему миру, как имя неустрашимого и опытного исследователя, отважного руководителя полярных экспедиций. В 1928 году он принимает участие в экспедиции на Памир. В 1929 году на ледоколе «Седов» Шмидт отправляется на Землю Франца Иосифа, организуя там научно-исследовательскую станцию. В следующем году — снова путь в Арктику, на Землю Франца Иосифа, а потом — к Северной Земле. За время этого путешествия было открыто несколько островов, один из которых назван его именем. В 1932 году т. Шмидт руководит экспедицией «Сибирякова». Впервые судно проходит весь северо-восточный путь в течение одной навигации. За этот героический поход Шмидт награжден орденом Ленина.

Поход «Челюскина» — ярчайшая и, конечно, не последняя страница из этой чудесной биографии.

Прекрасный организатор, опытный руководитель, крупнейший ученый и одновременно чудесный заботливый товарищ, который умеет тепло, по-дружески подойти к каждому, о каждом позаботиться. Не было такого случая, когда бы Шмидт потерял присутствие духа, утратил бодрость. Всегда ровный и спокойный, он успокаивал других.

Он усвоил сталинское указание о живых людях. Он знает, что живые люди решают всякое дело — особенно там, в Арктике, где всегда подстерегают опасности, неожиданности. Осторожно, внимательно выбирает он людей для экспедиции.

В свободные часы — иногда эти часы поневоле бывают свободными из-за вынужденных остановок во льдах — Шмидт организует кружки, устраивает беседы, сам читает лекции по философии, естествознанию. Эти лекции не прекращались и в лагере, на льдине. Вряд ли еще где-нибудь и когда-нибудь учились в таких условиях. Он умеет поддерживать величайшую организованность, большевистскую дисциплину, в моменты смертельной опасности он не допускает ни малейшего проявления паники. Его первая и последняя мысль — о порученном ему деле. Его первая и последняя забота — о судьбе людей, которыми он руководит. И когда он тяжело заболевает, он скрывает свою болезнь. Он твердо решает сойти со льдины последним. И только приказу правительственной комиссии подчиняется большевик Шмидт. Имя его окружено великой любовью в нашей стране. Имя его пользуется величайшим уважением и заграницей. Даже враг не может не склонить головы перед этим человеком.

* * *

Вместе со Шмидтом совершал героический поход на «Сибирякове» в качестве капитана ледокола Владимир Иванович Воронин. Вместе со Шмидтом плавал он и на «Челюскине». Воронин, если можно так выразиться, потомственный и почетный моряк — моряками были и отец его и дед, моряки — все пять его братьев. И сам он начал с шести лет работать на рыбацких суднах. Был коком — готовил еду рыбакам, матросом; учился, стал штурманом и затем капитаном.

Во время, империалистической войны он находился на пароходе «Чижов», потопленном германской подводной лодкой в Северном полярном море. В числе немногих ему удалось спастись. Вряд ли еще кому-либо так знакомы полярные моря, как Воронину. Каждая новая экспедиция — на Землю Франца Иосифа, на Новую Землю — обогащает его новыми знаниями. Его авторитет среди матросов огромен и незыблем. Всегда спокойный, улыбающийся, он в моменты опасности не сходит с капитанского мостика, уверенно и твердо ведет судно сквозь полярные льды.

За великий поход «Сибирякова» Воронин награжден орденом Ленина.

* * *

Большую и разнообразную работу проводил Алексей Иванович Бобров до того, как отправился на «Челюскине» в качестве помощника начальника экспедиции по политчасти: был он и председателем Орловского губисполкома и советником советского посольства в Персии, заведующим иностранным отделом Наркомпути и заместителем председателя Всесоюзного объединения «Союзсельмаш».

А до Октябрьской революции — жизнь революционера-подпольщика: активная работа в подпольной военной организации в Нижнем-Новгороде, годы эмиграции — в Швейцарии и в Бельгии. В 1909 году Алексей Бобров вступает в партию большевиков.

Крепко спаян коллектив челюскинцев. Эта спайка не ослабевает ни на самом пароходе, ни в лагере во льдах. И в создании этой крепкой большевистской спайки — немалая заслуга т. Боброва.

Больной Шмидт покидает лагерь, Бобров поддерживает попрежнему большевистский порядок и последним покидает лагерь, оставляя на вышке советский флаг.

* * *

Радист высокой квалификации, отважный полярный работник Эрнест Кренкель все время поддерживал связь между лагерем и внешним миром. Он принимал участие в ряде полярных экспедиций и зимовок и имеет колоссальный опыт организации радиосвязи в условиях Арктики.

В 1929–1930 г.г. он зимовал как радист на Земле Франца Иосифа. Во время зимовки он связался на коротких волнах с американской экспедицией Берда, зимовавшей в Антарктике (Южный полюс). Этим он побил рекорд радиосвязи на коротких волнах, связавшись с радиостанцией на расстоянии 17.000 км.

В 1931 году, в июле месяце, Кренкель в качестве радиста участвует в полете немецкого дирижабля на Землю Франца Иосифа и Северную Землю. Очень удачно выразилась о нем его жена, которая сказала, что, очутись Кренкель на морском дне, он и там наладил бы радио и послал бы оттуда радиограмму.

* * *

Наши отважные пилоты Молоков, Каманин, Водопьянов, Ляпидевский, Слепнев, Доронин, Леваневский — это подлинные Герои Советского Союза, и они заслужено носят теперь это звание, присвоенное им Центральным исполнительным комитетом СССР. Мы по праву гордимся этими людьми, воспитанными, выкованными Октябрьской революцией. С радостью и гордостью заявляют друзья и со скрежетом зубовным вынуждены признаться враги о том, что мир никогда не видал такой отваги и такого высокого мастерства, подобного энтузиазма и хладнокровия. Советские летчики на советских самолетах сделали то, что казалось невозможным. Они блестяще осуществили то, что за границей называли «рискованным экспериментом».

Славный летчик Василий Сергеевич Молоков, сделавший восемь рейсов в лагерь Шмидта, один вывез 39 челюскинцев, в том числе и т. Шмидта. Его изобретательность поразила весь мир: чтобы быстрее вывезти со льдины челюскинцев, он приспособил грузовые парашюты, привязав их к крыльям самолета, и поместил туда челюскинцев; вместо обычных трех пассажиров, он брал на самолет по пять и по шесть человек. Всегда хладнокровный, спокойный, Молоков обладает большим опытом. Он летает с 1919 года, восемь лет был инструктором. Работал на Лене, в Карском море, на сибирских ночных линиях.

Полярный лётчик Алексеев, летавший вместе с Молоковым, отзывается о нем так:

«Как обрисовать Молокова? Это человек абсолютно хладнокровный и невозмутимый. Чудесный товарищ, он никогда не чурается черной работы. В 1933 г. он был вторым пилотом на самолете «Н-2», которым я командовал. Нас затерло льдами в районе мыса Челюскин. Самолет прибило к берегу — грозила тяжелая, голодная зимовка. Молоков не тужил. Такой же, как и всегда, он энергично работал, стараясь освободить машину. И на палубу спасшего нас «Сибирякова» Молоков взошел с таким же невозмутимым лицом».

Героические полеты Молокова вызвали восторг и гордость во всей советской стране и глубокое восхищение во всем мире.

* * *

Николай Петрович Каманин — командир звена самолетов. Отец его был сапожником, участвовал в революционных кружках. Мать — ткачиха. Сначала Каманин работал в сапожной артели, потом поступает в школу и заканчивает ее в 1927 году. 19 лет он поступает в военно-теоретическую школу. С 1925 года Каманин — комсомолец. В 1929 году он, окончивши школу летчиков, получил назначение в воздушную эскадрилью.

Каманин с 1930 года член партии. Дисциплинированный, четкий в работе, требовательный к себе, он требует того же и от других. В руководимом им авиоотряде он установил крепкую большевистскую дисциплину, высокое мастерство, абсолютную безаварийность. Недаром Каманину было поручено командование звеном самолетов, сделавших героический перелет через Анадырский хребет.

Партия и правительство оказали ему величайшее доверие, и он блестяще оправдал его. Воспитанный комсомолом и партией, он доказал, что большевистская воля побеждает на всех участках, сметает с своего пути все преграды.

Вот почему парторг комсомола Павел Петрович Постышев призвал всех комсомольцев брать пример с их лучшего товарища — Каманина.

* * *

В бедной крестьянской семье родился Михаил Водопьянов. С детства занимался сельским хозяйством. Однажды, когда Михаил вместе с отцом чинили крышу избы, он услыхал какой-то незнакомый гул. Впервые увидел Водопьянов парящий самолет и так засмотрелся, что чуть не сорвался с крыши. Уже тогда подумал мальчик о том, что хорошо было бы стать летчиком. Но разве доступно это крестьянскому сыну?

Это стало возможным только после Октябрьской революции. Добровольцем идет Водопьянов в Красную армию. Работая сначала помощником шофера, затем шофером, он сдает экзамен на бортмеханика, а в 1928 году заканчивает гражданскую школу летчиков. С тех пор он налетал более 300 тысяч километров. Работал Водопьянов и на Дальнем Востоке, впервые летая на линии Хабаровск — Сахалин. Летал из Москвы в Хабаровск, покрывая расстояние в 8 тыс. километров за 39 летных часов. В прошлом году Водопьянов потерпел аварию за Байкалом и временно не мог летать. По выздоровлении снова работал на линиях Аэрофлота, а потом получил назначение отправиться на помощь челюскинцам. Чтобы ускорить свой полет, Водопьянов перелетел через Анадырский хребет и, пройдя свыше 5 тыс. километров, немедленно полетел в лагерь Шмидта.

* * *

Иван Васильевич Доронин тоже родился в крестьянской семье. Он поступает добровольцем в Красный морской флот, откуда переводится в военно-морское училище и затем в школу летчиков. Три года работал Доронин в качестве морского летчика в Черноморском флоте, потом перешел на работу в гражданскую авиацию. С Черного моря переходит Доронин на Далекий Север, где проводит сквозь льды суда Карской экспедиции. Налетавши свыше 300 тыс. километров, Доронин не знает аварий.

Совершая свой героический полет к лагерю Шмидта, летчик доносит:

«Четвертого прилетели в Анадырь. Пять дней была пурга с сильным штормом и ветром. После пурги откапывали самолеты из полутораметрового снега… Чувствуя ответственность задания правительства и срочность его выполнения, мы решили продолжать полет, не считаясь с риском».

И полет продолжался до тех пор, пока последние челюскинцы не были сняты со льдов.

* * *

Анатолий Васильевич Ляпидевский родился в семье учителя. С 12 лет нужда заставила его бросить школу и пойти в батраки. Заработав немного денег, он снова стал учиться. Комсомол послал его в школу авиации, и с 1929 года Ляпидевский — инструктор школы морских летчиков. В последние годы работал на линиях Дальнего Востока. С первых же дней, как было получено сообщение о гибели «Челюскина», Ляпидевский делает попытки прорваться в лагерь. Ему удается это сделать 5 марта, и весь мир с восторгом узнает о спасении десяти женщин и двоих детей.

* * *

Сигизмунд Леваневский — сын кузнеца, активный участник гражданской войны. Много славных моментов в его биографии. Он приобрел известность спасением американского пилота Маттерна, совершил чудесный перелет из Черного моря на Далекий Север, в Анадырь, протяжением более 16 тыс. километров.

Когда американский летчик Маттерн, совершавший в прошлом году кругосветное путешествие, потерпел аварию близ Анадыря, тов. Леваневский немедленно вылетел из Хабаровска ему на помощь. Штормы, дожди и туманы преграждали путь. Но искусный и смелый летчик блестяще преодолел эти преграды. Неоднократно рискуя своей жизнью, Леваневский спас жизнь Маттерна.

— Я думаю, что Леваневский совершил очень опасный перелет. Я восхищен его мужеством, — заявил спасенный американский летчик.

Леваневский был в отпуску дома, в Полтаве, когда узнал о гибели «Челюскина». Немедленно посылает он молнию в Москву с просьбой откомандировать его на Север.

Получив согласие, он выезжает в Москву, оттуда в Берлин, в Нью-Йорк, на Аляску, совершает героический полет в Ванкарем и дальше, к лагерю Шмидта.

Опытный пилот Маврикий Слепнев летает уже десять лет. Всем известны его полеты во время поисков погибшего американского летчика Ейельсона. Он нашел его труп и доставил в Америку, вызвав изумление американцев своими блестящими полетами.

Велика слава этих самоотверженных летчиков. И много таких героев есть в нашем воздушном флоте, охраняющем спокойствие советских границ.