Москва. -- Приезд императорской фамилии. -- Заложение Храма Спасителя на Воробьевых горах.

Мы приехали в Москву за неделю до прибытия двора; нас поместили в среднем из трех кавалерских домов, выходящих на переулок против ордонасгауза, плотно примыкающего к кремлевской стене. До прибытия двора каждый из нас ежедневно получал рубль серебром на продовольствие. Удивительна была дешевизна того времени. На этот рубль серебром я мог каждый день быть сыт и ездить в театр, который я так любил. Тогдашний единственный московский театр помещался в доме генерала Степана Степановича Апраксина у Арбатских ворот. Он был темен, имел только два яруса лож, а вместо кресел скамейки, обтянутые грубым зеленым сукном. Вряд ли теперь найдется где-либо провинциальный театр столь убогий по обстановке и освещению. А сколько счастливых вечеров провел я в нем!

Москва не успела еще оправиться от нашествия французов и пожара. Везде, даже на главных улицах, например Тверской, виднелись обгорелые остовы стен, закоптелые, полуразрушенные дома, забранные забором пустыри. Но эти следы разрушения не вызывали, как обыкновенно, грустного сожаления; оно пересиливалось отрадным чувством национальной гордости. Недавние бедствия и пламя пожара Москвы бледнели пред блеском славы и величия, озарявшим Россию. Ожидая приезда государя, Москва хлопотала и старалась по возможности укрыть эти следы разрушения; везде строилось, красилось, очищалось. Тысячи народу стекались в город и население его с каждым днем увеличивалось; из Петербурга приходили отряды гвардии; из отдаленных концов империи приезжали дворяне с семействами. Казалось, вся Россия готовилась приветствовать в матушке Москве-искупительнице своего монарха, победителя непобедимого Наполеона, умиротворителя Европы. В ожидании приезда двора время проходило для нас приятно и весело. Мы, юноши, приезжие из Петербурга, принадлежащие к высочайшему двору, возбуждали, особенно в московских домах, внимательное любопытство и симпатию, с нами старались познакомиться, на нас засматривались, нас ласкали. Это было время грибоедовской Москвы, когда

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали.

Наконец 30 сентября государь и императорская фамилия прибыли в Москву. На другой день, с раннего утра, со всех концов Москвы волны народа устремились в Кремль и скоро залили всю Кремлевскую площадь. Из окон дворца я любовался невиданным мною дотоле зрелищем. Все пространство до реки было покрыто сплошною массою народа и только виднелись одни поднятые вверх головы с глазами, устремленными на дворец. Все это стояло в безмолвном ожидании выхода царя.

В 10 часов государь, в сопровождении обеих императриц, вышел на Красное крыльцо. По древнему обычаю поклонился он на три стороны народу. Не один обычный крик ура! встретил и сопровождал императорское семейство до вступлении его в Успенский собор. Нет, тут вырывались слова любви из души восторженного народа. "Да здравствует государь! да здравствует наш отец! наше красное солнышко! наши желанные!" На глазах обеих императриц и великой княгини показались слезы. Все присутствовавшие были тронуты.

Нынешнее поколение не может представить себе всю силу этого народного восторга. Воспоминание славной Отечественной войны все более и более заслоняется другими славными делами в жизни России. Но тогда Отечественная война была событием дня. Живы были деятели ее, живы были пострадавшие от нее, жертвовавшие, кто своим состоянием, кто жизнию своих детей и близких. Народ веровал, что Наполеон был тот антихрист, о котором пророчествует апокалипсис и пришествие которого предвозвестила страшная небесная звезда с хвостом: знал, что он побежден его царем благословенным, и при встрече этого победителя, этого царя-ангела, как тогда часто называли Александра, им овладел неизъяснимый восторг.

С прибытием двора началась и наша служба. Государь, не желая, чтобы мы оставались вовсе без учебных занятий, приказал причислить нас к школе колоновожатых генерала Муравьева. Туда каждое утро в придворной карете привозили камер-пажей, свободных от дворцовой службы.

Прежний Кремлевский дворец был малопоместителен. Для великого князя с супругой было приготовлено Троицкое подворье, где помещение, хотя было просторнее, чем в Павловске, но не особенно роскошно. Вся императорская фамилия обедала почти ежедневно у императрицы Марии Федоровны; тут же обедало семейство герцога Виртембергского, брата императрицы.

Герцог Александр Виртембергский был тогда начальником путей сообщения. Это был молчаливый, плотный мужчина с красным лицом и с шишкою на лбу, почему и прозвали его герцог Шишка. Семейство его составляли -- его супруга, герцогиня Антуанетта, два сына. Александр и Эрнест, состоявшие -- один в кавалергардском, другой в конногвардейском полках, и дочь принцесса Мария. Она была крестница императрицы, которая ее очень любила и всегда называла ma biche. Принцесса Мария была очень молода, свежа. Гибкость и стройность ее стана, застенчивость и какое-то особенное выражение пугливости во взоре точно напоминали свойства лани. Все камер-пажи влюблялись в нее, как тогдашние юноши умели влюбляться -- идеально, восторженно. Сидя за обедом возле великого князя Михаила Павловича, она все время краснела, улыбалась, слушая его шутки и каламбуры. Обедали за круглым столом; возле императрицы Марии Федоровны, по правую руку, сидела императрица Елисавета Алексеевна, по левую -- император, подле него -- великая княгиня, великий князь, потом семейство герцога. Возле императрицы Елисаветы князь Михаил Павлович. Служить за этим фамильным столом было для меня наслаждением. Стоя за стулом великой княгини, я мог не только любоваться императором, но мог слышать каждое его слово, даже одиночный разговор с великой княгиней. Она напоминала ему свою мать, прелестную Луизу, королеву прусскую, которой он был предан до ее смерти. Может быть это воспоминание усиливало то рыцарское, нежное, задушевное обращение, с которым он относился к великой княгине.

Император в это время был особенно занят выполнением своего обета, возвещенного манифестом 25 декабря 1812 г., воздвигнуть в Москве храм во имя Христа Спасителя как памятник славы России, как молитву и благодарение искупителю рода человеческого за искупление России. Молодой академик Александр Лаврентьевич Витберг, восторженный до мистицизма артист, воспламенился этой идеей: не будучи архитектором, он горячо принялся изучать архитектуру, трудился, чертил, перечерчивал и наконец представил план, который, при религиозном настроении императора, ему особенно понравился. По этому величественному плану храм должен был состоять из трех частей и символически изображать и тройственность христианского догмата, и воплощение Спасителя. Нижний храм был храм тела -- он предназначался быть отечественной гробницей всех падших героев 12-го года -- врытый в гору он был темен, дневной свет проникал в него только из второго храма через образ рождества, писанный на стекле. Средний храм -- храм жизни, посвященный памяти жизни Спасителя на земле и деяниям апостолов. Верхний был храм духа вечности; покрытый колоссальным куполом, он был весь в свету, и на главном восточном окне сияло изображение воскресения Христа. Этот гениальный проект был утвержден Александром. Искали места для постройки храма. Сначала предполагали поставить его в Кремле, потом на Вшивой горке, наконец Витберг указал на Воробьевы горы, что одобрил император и назначил закладку этого великолепного храма на 12 октября -- годовщину освобождения Москвы от французов [ Напечатанные разрядкой строки в подлинном манифесте, составленном А. С. Шишковым, написаны собственноручно императором Александром I. См. в "Русской Старине" 1870 г. изд. первое, т. I, стр. 146 -- 147 ].

В этот день войска были расставлены от Кремля до Воробьевых гор. Император и великие князья были верхами. Обе императрицы и великая княгиня в карете выехали из дворца и в 10 часов прибыли в церковь Тихвинской Божией Матери, в Девичьем монастыре, на Девичьем поле. После литургии начался крестный ход до места заложения чрез понтонный мост, наведенный на Москве-реке. Пространный выем, сделанный в Воробьевых горах, показывал то место, где должен был возвышаться храм. Здесь же была устроена площадка для двора и духовенства. Император Александр, утверждая краеугольный камень основания этого храма, быть может, и сознавал, что он не увидит окончания его, но мог ли он допустить мысль, что этот, столь дорогой для него памятник, будет воздвигнут по другому плану. Колоссальному проекту Витберга не суждено было осуществиться!

Император после закладки храма сделался особенно доволен и весел. За обедом храм был предметом разговора. Император пояснял план его, говорил о приношениях, которые на постройку его стекались со всех сторон. Особенно его радовали незначительные приношения бедных людей и видимое всеобщее сочувствие к его мысли. Были приношения и с оговоркою. Так, Павел Григорьевич Демидов прислал 211 империалов с тем, чтобы на эту сумму был сооружен из чистого золота напрестольный крест лучшей работы, обещаясь за работу заплатить особенно.

Во все время пребывания царской фамилии в Москве происходили разные празднества. 17 ноября был дан бал московским дворянством. Любопытен как образчик красноречия и настроения того времени отчет самих московских дворян о своем бале, напечатанный в "Московских Ведомостях".

Заявление Московской губернии дворянства:

"По сему толико вожделенному случаю собрание милостивых государей дворян было столь многочисленное и радостное, столько же торжественное и примечательное: ибо ни слабость здравия, ни чрезвычайные какие-нибудь удерживающие обстоятельства, ниже самое угасающее пламя жизни в преклонных летами особах, не могли преградить сердечного их стремления быть на сем великолепнейшем торжестве; но все оное устранено, все оное забвенно, кроме сего единого, раздающегося в глубине сердца чувства радости, что августейший монарх их посещает и что они должны тещи во стретение ему. Одушевляясь сим восхитительным чувствием, один другого упреждают на пути сем, а самое собрание изображало бесчисленное, но единое семейство, в котором не токмо глубочайшая старость со младостию, великие заслуги со вступающими на путь чести, но и имевшие уже счастие видеть государя с не видавшими его соединились и, как бы единую душу имея, единое стремление и единый восторг изображали, да насладятся толико вожделенным счастием зреть у себя угощаемую ими августейшую особу, которая души и сердца их наполняет".

Читая это, не верится, чтобы так могли выражаться в то время, когда уже писали Карамзин и Дмитриев.

За балом московского дворянства начали давать балы в честь императорской фамилии и частные лица. Это было нововведением. Прежде частные балы почти никогда не посещались императорскою фамилиею. Вот перечень этих балов:

-- 28 декабря у генерал-губернатора графа Тормасова.

-- 7 января 1818 года у (графа) Степана Степановича Апраксина.

-- 9-го у княгини Прозоровской.

-- 23-го у графини Орловой-Чесменской.

-- 10 февраля у Петра Александровича Кологривова.

Все эти балы начинались в восемь часов. Приглашенных было около 600 человек. Обыкновенно перед выездом великой княгини на бал я приходил в Троицкое подворье, получал от камердинера флакон с нюхательным спиртом и духами, перемененные перчатки и носовые платки, размещал все это по карманам и отправлялся в дом, где был назначен бал. Там, в приемной, встречал я великого князя и великую княгиню, принимал ее шаль, которую укладывал на руку, и следовал за ними в бальную залу.

Великая княгини любила танцы. Все восхищались ее юностью и миловидностью, грацией ее движений и прелестным, стройным станом, к которому так шел бальный наряд того времени. Любопытные московские дамы окружали меня, одни просили пощупать шаль великой княгини, другие -- посмотреть ее носовой платок. Расспросы о ее туалете, о ее занятиях сыпались со всех сторон. Но мне часто приходилось досадовать на любопытство и расспросы хорошеньких московских дам, мешавших мне следить за великой княгиней, чтоб не пропустить ее призывного знака.

Танцы того времени были не разнообразны. Польский, заменивший менуэт, продолжался довольно долго и повторялся для отдыха несколько раз во время бала. Потом шел круглый польский с вальсом, экосез, самый продолжительный и веселый из тогдашних танцев, гавот и опять польский. Во время танцев дамы не садились, танцевали только из удовольствия потанцевать и выказать свое хореографическое искусство. Нет сомнения, что оно было выше нынешнего.

Я помню придворные балы в начале царствования императора Николая, когда только что появилась французская кадриль, со всеми присущими ей па. Танцевать ее умели не более восьми кавалеров. Когда начиналась такая кадриль, в которой всегда участвовала императрица, присутствующие теснились вокруг, чтобы полюбоваться искусством и грацией танцующих. Теперь в ней может участвовать каждый, даже и не умеющий танцевать.

20 февраля было открытие памятника Минину и Пожарскому. Освобождение России от французского нашествия воскресило воспоминание об освобождении России от поляков. Эти два знаменательные события, разделенные двумя столетиями, имели для исторической жизни России одинаково важное значение. Государь хотел их сблизить в воспоминании. В одно и то же время он заложил Храм Спасителя и открыл памятник Минину и Пожарскому. Оба памятника должны были вызывать одно чувство -- благодарность к богу, одну мысль о славе России.

На Красной площади были собраны отряды гвардии. Государь выехал верхом из Никольских ворот, через несколько минут выехала из Спасских ворот придворная парадная карета, в которой сидели обе императрицы и великая княгиня. Дежурные камер-пажи следовали за нею. Когда карета показалась на площади, строение, скрывавшее памятник, рушилось. Раздались звуки национального английского гимна, который был тогда и нашим. Крики ура! сопровождали карету императрицы, пока она не остановилась у памятника, затем государь, отдав честь памятнику, мимо императрицы пропустил войска.

Через два дня, 22 февраля, государь выехал в Варшаву.