19-го августа с/г. канонерская лодка Красный Октябрь (бывший ледокол Надежный ), снаряженный Гидрографическим Управлением, достиг острова Врангеля, на котором 20-го августа был поднят Красный флаг для окончательного в закрепления за СССР.
По странному стечению обстоятельств, этот большой остров, расположенный в Ледовитом океане всего лишь 150 верстах от северо-восточного побережья Азии, невдалеке от Берингова пролива и в районе плавания китобойных судов, был открыт сравнительно недавно и до сих пор еще мало исследован. Голый и неприветливый, он долгие годы никого не интересовал и лишь в самое последнее время притянул к себе всеобщее внимание, благодаря тому, что две мировые державы — Англия и Соединенные Штаты — пытаются оспаривать права на него у СССР.
Какую же ценность этот остров так внезапно возымел в глазах капиталистических государств? Ведь, он иногда совершенно недоступен из-за окружающих его полярных льдов. А насколько суровы условия жизни на нем показывает ряд могил, появившихся на его негостеприимных берегах с тех пор, как непрошенные посетители стараются проникнуть в его тайны. Оказывается, остров Врангеля лежит на кратчайших воздушных путях сообщения из Европы на Дальний Восток и в Австралию и сможет в будущем служить удобной авиационной базой. Кроме того, он лежит на морских путях сообщения к нашим великим восточно-сибирским рекам и, наконец, представляет и некоторый экономический интерес, т. к. на нем водятся пушные звери. Преимущественные права СССР на владение островом Врангеля выясняются из краткого очерка истории его открытия и исследования.
Остров Врангеля, как и соседний с ним остров Геральд, в доисторические времена отделились от азиатского материка, с которым имеют большое сходство по своему строению. Остров Врангеля имеет длину в 60 миль по параллели, и ширину в 17 м. по меридиану (не считая прибрежных кос). Он очень горист: горы проходят вдоль него и образуют три цепи, из коих средняя — самая высокая. В средней цепи находится пик Берри, высотою около 2500 фут., господствующий над островом и занимающий центральное положение. Поверхность острова покрыта мхом и лишаями; на нем в большом количество водятся морские птицы: чайки, утки, бакланы; из млекопитающих попадаются песцы и медведи. В 12-ти милях к востоку от острова Врангеля расположен остров Геральд, схожий с ним по общем характеру.
Первые сведения о существовании большого острова у северных берегов восточной Сибири появились вскоре после проникновения русских в северо-восточную Азию и первоначально носили легендарный характер. Определенные упоминания о неизвестной земле появляются с середины XVII столетия, и их мы находим в целом ряде донесений различных казаков, в показаниях посещавших Анадырский острог чукчей и донесениях толмача Дауркина, побывавшего в 1763 г. в чукоцкой земле. От Дауркина до нас дошла интересная рукописная карта Сибири 1765 г., на которой против мыса Северный показан большой остров, соединявшийся с Америкой. (Эта карта еще в 1877 г. хранилась в Московском Архиве Министерства иностранных дел).
На карте, начерченной в 1763 г. нашим гениальным ученым-самородком М. В. Ломоносовым и приложенной к его труду „Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирски океаном в восточную Индию“, также помещен большой остров „Сомнительной“ очень близко от действительного места о-ва Врангеля.
Первым из европейцев видел остров Врангеля, вероятно геодезии сержант Андреев, работавший в 1764 г. у северных берегов Сибири по описи медвежьих островов. В своих донесениях Андреев указывает, что даже направился к „Большой Американской земле“ (как он ее обозначил), но, не доезжая до нее 20 верст, повернул обратно, испугавшись многочисленных человеческих и оленьих следов на льду, ведших к острову. Последующие русские экспедиции не внесли ничего нового в вопрос о таинственном острове. Лишь Ф. П. Врангелю удалось разобраться в этих рассказах и слухах и строго научно доказать, что никакой большой земли на севере Сибири не существует, а есть сравнительно не очень большой остров.
Лейтенант русского флота Ф. П. Врангель был отправлен в 1820 г. Морским Ведомством в качестве начальника одного из отрядов экспедиции для производства описи у устья реки Колымы и для отыскания неизвестной земли. В то время наилучшим способом исследования полярных стран считалось передвижение на санях. И действительно, парусным судам было весьма затруднительно, а подчас и совершенно невозможно, маневрировать во льдах, но санный способ также не отличался надежностью, т. к. всецело зависел от состояния и крепости льда. Как раз зависимость его от условий льда и выявилась в поездках Врангеля.
Пытаясь достичь далекой земли, Врангель направился по льду на санях на NO (северо-восток) от мыса Бараний Камень и сделал по замерзшему морю около 135 верст, т.-е. проник много севернее самой северной оконечности острова Врангеля.
Но, к сожалению, избранный им путь лежал гораздо западнее местонахождения острова.
В следующем 1823 году Врангель вновь отправился на санях, но на этот раз от устья реки Веркон на NNO. Он от’ехал от берега более 100 верст, но, не видя земли и имея основание опасаться продвижки льда, вернулся обратно, не доехав лишь 60 миль до своей цели.
Описание своего путешествия Врангель изложил в замечательном труде „Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому океану“, в котором он приводит способы для достижения неведомого острова, а на приложенной к этому труду карте — совершенно точно наносит местонахождение острова Врангеля, помещая на его мосте горы с надписью: „Горы видятся с мыса Якона в лѣтнѣе время“.
Врангель был совершенно уверен в наличии острова невдалеке от берегов и просил продлить свое пребывание на севере по истечении четырехлетнего срока работ, чтобы еще раз попытаться от мыса Якона добраться до острова; но, к сожалению, он был возвращен в Иркутск. Таким образом, Врангелю не удалось выполнять возложенной на него задачи, но он первый дал научный подход к вопросу, совершенно точно нанес местоположение острова на карте и наметил пути к его достижению.
Прошло более 20 лет, не давших ничего нового в деле открытия и исследования неведомой земли, если не считать слухов и преданий, собранных различными путешественниками среди чукчей.
Лить 1849 г. принес новые открытия, подтвердившие предположение Ф. П. Врангеля. В этом году на поиски исчезнувшей полярной экспедиции Франклина были отправлены два английских военных судна Геральд ( Herald ), под командою Келлетта, и Плоуер ( Plower ), под командою Мура. Находясь в отдельном плавании, Келлетт 6-го августа 1839 г. открыл небольшой островок, высадился на нем, назвал его именем Геральд и торжественно присоединил его к английским владениям. С этого островка он усмотрел на запад и на север несколько островов, а за ними — как-будто большую землю; острова были названы о-вами Плоуер, а земля, существование которой казалось Келлетту сомнительным, была Обозначена на картах, как „Земля Келлетта“ (как оказалось последствии, вновь открытые острова на самом деле представляли собою вершины гор острова Врангеля, а земля — самый массив острова). Место земли Келлетта по широте в точности совпадает с местом гор, нанесенных на карту Врангеля, и лишь по долготе расходится с ним на 100 миль.
Некоторое сомнение в открытие Келлетта внесла экспедиция американца Роджерса 1855 г., прошедшего в непосредственной близости от острова Врангеля и, вероятно из-за тумана не видавшего его.
Результаты открытия Келлетта были лишь немногим более реальными, чем несколько фантастические донесения геодезии сержанта Андреева. Окончательное подтверждение взглядов Врангеля относится к 1867 г., когда американский китобой — Лонг[1] на барке Найл ( Nile ) увидел землю близ меридиана 180°, в 15—18 милях на N от себя. Он определил приблизительное протяжение острова по параллели и назвал его именем Врангеля. В письме, описывающем открытие острова, Лонг поясняет, что назвал землю именем Врангеля потому, что Врангель первый сообщил всему миру сведения о ней, в доказательство чего Лонг выписывает соответствующие выдержки из трудов Врангеля.
Впоследствии еще несколько мореплавателей (напр., немец Далльман) приписывали себе честь открытии острова, но ни один из них не мог представить достаточных доказательств своего пребывания на нем. Вымышленные донесения этих самозванцев вносили большую путаницу в создавшееся представление о „Земле Врангеля“, в особенности в смысле ее протяженности на север: считалось, что в этом направлении она тянется чуть ли не до берегов Северной Америки.
В течение последующих нескольких лет известны две экспедиции, имевшие целью обследование острова, но не достигшие никаких результатов в этом отношении. Это экспедиция француза Пави, в 1871 г., так и не состоявшаяся и русская экспедиция 1876 г. на клипере Всадник, которой льды помешали дойти до острова Врангеля.
Первые европейцы вступили на побережье нашего острова сравнительно очень недавно — 43 года тому назад. Как и вообще вся история открытия острова, эта высадка имела чисто случайный характер. Дело в том, что в 1878 г. известный редактор американской газеты „Нью-Йорк Геральд“ — Беннетт отправил в северную экспедицию свою паровую яхту Жаннетта, под командою капитана Де-Лонга.
Эта яхта прошла мимо острова Врангеля, и ее вскоре затерло во льдах, стало дрейфовать, раздавило льдами, и она в конце концов затонула. Команда яхты пешком направилась по льду к устью Лены, при чем 2 / 3 ее погибло в пути, в том числе и Де-Лонг; между прочим, Де-Лонг первый определил размеры острова Врангеля в северном направлении.
Судьба экспедиции долго оставалась неизвестной, в на ее поиски американское правительство снарядило большую спасательную экспедицию. Одно из судов этой экспедиции — таможенный пароход Корвин ( Corwin ), под командою капитана Хупера, подошел 30-го июля 1881 г. к острову Геральда и вдалеке усмотрел остров Врангеля. На следующий день Корвин направился к о-ву Врангеля, но толстый лед задержал его, и лишь 11-го августа он подошел к острову, намереваясь высадить партию и поискать следов экспедиции Де-Лонга.
Хупер высадился на восточном берегу острова, в небольшой бухте, поднял американский флаг и об’явил о присоединении вновь посещенной земли к Соединенным Штатам Америки. Остров был им переименован в „Новую Колумбию“.
Другое судно той же спасательной экспедиции — Роджерс ( Rodgers ) пришло в этот же район в конце августа 1881 г. Командир его, капитан Берри, высадился на о-ве Геральд 24-го августа, и с его вершины также увидел остров Врангеля. На следующий день Роджерс стал на якорь близ северо-восточной оконечности его, а 26-го августа началось более подробное обследование острова, продолжавшееся 19 дней. Берри отправил три партии для производства с’емки острова и для выяснения его размеров. Сам Берри достиг наивысшей точки острова — вершины Берри, в 2500 фут. высотой, расположенной в 20 милях от стоянки судна. Остров отличался скудной растительностью, повсюду выступал на поверхность гранит и сланец, так что большая часть команды вернулась на корабль с сильно пораненными о камни ногами. Одна из партий обогнула остров на шлюпках и нашла документы и письма, оставленные Хупером.
Берри установил, что ни одно судно (кроме Корвина ) никогда не посещало остров, которому, по предложению Берри, было оставлено прежнее наименование. Теперь размеры острова были точно определены, но на карту он был нанесен не вполне правильно, и лишь последующая экспедиция Таймыра и Вайгача внесла все необходимые поправки.
По определению экспедиции, длина острова с запада на восток не превышала 70 миль, а с севера на юг — 35 миль, включая сюда и длинные подводные косы, идущие от северной и южной оконечности на 6—10 миль в море.
В истории исследования острова Врангеля наступает тридцатилетний перерыв. Покров таинственности сброшен с него, определен его характер, и им перестают интересоваться. Никому не нужны голые, холодные скалы, и все державы молча признают его принадлежность к России. На всех географических картах, во всех иностранных руководствах, энциклопедиях и справочниках он значится как русский остров, вошедший в состав Сибири. Поэтому, когда Главное Гидрографическое Управление, начиная с 1910 г., стало ежегодно высылать экспедицию Северного Ледовитого океана для новой описи северного побережья Азиатской России (или вовсе не нанесенного на карты, или нанесенного ошибочно), то остров Врангеля тоже вошел в общую программу обследования русских берегов.
На второй год работ, 15-го сентября 1911 г. транспорт Вайгач, входивший в состав экспедиции, под командой кап. 2-го р. Ломана, подошел к юго-западной части острова, наименее исследованной; высадившийся на берег состав экспедиции определил астрономический пункт и поставил в месте определения железный знак, высотою в 35 фут.
Экспедиция произвела также с’емку в магнитные наблюдения, а геолог экспедиции впервые определил геологическое строение острова.
Таким образом, русскими исследователями был определен первый астрономический пункт на острове и поставлен первый знак; ими же внесены значительные поправки в прежние карты. Экспедиция произвела много фотографических снимков. На обратном пути Вайгач произвел измерения глубин вокруг северного побережья острова.
Вайгачу пришлось еще раз попытаться пробиться сквозь льды к острову Врангеля в июле 1914 г., когда, по просьбе канадского правительства, русской экспедиции было поручено снятие с острова экипажа погибшего парового барка Карлук (см. об этой экспедиции ниже). Вайгач пробивался к острову в течение 20 дней, поломал себе винт и, вследствие недостатка времени, принужден был отказаться от дальнейших попыток помочь экспедиции.
В 1916 г., когда стали известными все открытия экспедиции Б. А. Вилькицкого в северных водах, тогдашнее русское правительство препроводило всем иностранным правительствам ноту, гласившую, что „территории и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и открытые Вилькицким в 1913—14 гг., включены в состав Российской Империи“. В особом меморандуме приводится полный список присоединенных к России территорий. Конец меморандума особенно важен для нас в отношении острова Врангеля поэтому привожу его здесь полностью:
„Императорское правительство пользуется случаем и подчеркивает, что оно считает следующие острова, составляющими неделимое целое с Империей: о-в Генриетта, о-в Беннетта, о-в Жаннетта, о-в Геральд и о-в Уединения, которые вместе с Ново-Сибирскими островами, островом Врангеля и другими, расположенными близ азиатского берега Империи, образуют продолжение материка Сибири в северном направлении“. Эта нотификация не возбудила в свое время никаких протестов со стороны иностранных держав, вполне согласившихся с желаниями России.
Все споры относительно принадлежности острова Врангеля ведут свое начало от полярных экспедиций Стефансона.
Канадская экспедиция, для которой остров Врангеля оказался последним убежищем, имела первоначально совершенно иные задачи, чем посещение нашего острова. Канадское правительство оказало финансовую поддержку известному арктическому исследователю В. Стефансону и отправило его на 3 зимы и на 4 лета в экспедицию на крайний север Америки. В задачу Стефансона также входило присоединение к Канаде (а значит, и к Англии) вновь открытых на севере земель.
Главное судно экспедиции — паровой китобойный барк Карлук (в 247 тонн водоизмещения) вышло летом 1913 г. из Британской Колумбии, а в августе того же года было затерто льдами на крайнем севере Америки. Через 2 недели, в отсутствие Стефансона, охотившегося на берегу, Карлук оторвало напором ветра вместе со льдом от берега и унесло в море. На судне, под командою кап. Бартлетта, находилось 13 чел. команды и 6 ученых.
Дрейф Карлука продолжался с начала сентября до 11 января 1914 г., когда он затонул, раздавленный льдами, в 60 милях на NNO от острова Геральд. Состав экспедиции пытался достичь острова Геральд, но безуспешно, при чем несколько человек погибло. Затем, часть личного состава добралась до острова Врангеля, а капитан Бартлетт в сопровождении одного эскимоса бесстрашно пустился в путь по льду к берегам Сибири за помощью. Ему удалось добраться до Сибири, оттуда на китобое — в Америку, где он стал энергично действовать и снаряжать спасательную экспедицию.
Для спасения экспедиции американское правительство назначило особое судно, а канадское — обратилось за помощью к России. В сентябре 1914 г. спасательная экспедиция с большими трудами добралась до острова и спасла 8 европейцев и 1 эскимоса, которые прожили на острове с февраля по сентябрь 1914 г. 3 члена экспедиции умерли на острове, а 8 пропало без вести еще при следовании к нему с погибшего Карлука.
Насколько тяжела била жизнь невольных пленников острова Врангеля видно из воспоминаний, написанных одним из участников экспедиции[2]; трудно предположить, что ими было об’явлено 1 июля 1914 г. о присоединении острова к Великобритании, как то теперь старается доказать Стефансон, сам никогда не бывший на нем. По крайней мере в упомянутых воспоминаниях, достаточно подробно излагающих чуть не каждый шаг участников экспедиции, нигде не говорится о столь значительном факте.
Начиная с экспедиции Карлука, посещения острова Врангеля приобрели более частый характер, и почти ежегодно туда направляются одна, а то и несколько экспедиций.
После мировой войны, опасаясь, что какая-либо другая держава возбудит вопрос о принадлежности острова, Стефансон направил на него в 1921 г. еще одну экспедицию, под начальством молодого канадца Крауфорда; кроме последнего, в экспедиции участвовали еще 3 европейца и женщина эскимоска, в качестве кока.
Они высадились на острове в сентябре 1921 г., имея запасов продовольствия лишь на 6 месяцев и рассчитывая, кроме того, добывать себе пропитание охотой, с тем, что в 1922 г. им будут присланы новые запасы провизии. Но вследствие денежных затруднений, помощь им была выслана Стефансоном лишь в августе 1922 г., уже после закрытия навигации, и судно с продовольствием не было в состоянии пробиться к острову.
Участники экспедиции Крауфорда, надеясь на помощь в 1922 г., недостаточно энергично добывали себе запасы продовольствия охотой, поэтому вскоре оказались под угрозой голодной смерти. Подняв на острове английский флаг и составив декларацию об его присоединении к Англии (непонятно, для чего было присоединять остров вторично, если эта церемония была уже проделана предыдущей экспедицией), Крауфорд с двумя из своих спутников направился по льду к сибирским берегам и, вероятно, погиб, т. к. с тех пор о нем больше не поступало никаких известий. Последний из участников экспедиции скончался 22-го нюня 1923 г., не дождавшись помощи. Выжила только эскимоска, спасенная от голодной смерти экспедицией Нойса, направившейся на остров из Аляски в 1923 г. на паровой шхуне Дональдсон.
Эта спасательная экспедиция сняла с острова Врангеля эскимоску и нашла бутылку с вложенной декларацией о присоединении острова к Великобритании. По словам Нойса, американские власти в Аляске чинили препятствия к отправлению экспедиции, рассматривая остров Врангеля, как американскую территорию.
В 1922 г. в канадском парламенте выступил премьер-министр Канады Мекензи Кинг с заявлением о принадлежности острова к Канаде. Стефансон также продолжал вести кампанию на посылку новых экспедиций для окончательного закрепления острова за Великобританией.
Все эти шаги побудили советское правительство обратиться к английскому правительству с нотой от 24-го мая 1923 г., в которой выражалась просьба о сообщения сведений насчет острова Врангеля; эта нота осталась без ответа, точно так же, как и вторая нота от 28-го мая того же года.
Тогда правительство СССР отправило английскому меморандум от 21-го августа 1923 г., с выражением протеста против поднятия на острове английского флага, которое рассматривалось, как нарушение российских суверенных прав. 3-го сентября 1923 г. английское правительство довело до сведения Народного Комиссариата иностранных дел, чти вопрос о принадлежности острова не возбуждается, и что отправленная на остров экспедиция Нойса проследует только спасательные цели. В тот же день Российское правительство ответило, что оно не намерено препятствовать иностранным научным или спасательным экспедициям, но что все экспедиции на русскую территорию должны быть согласованы с органами государственной власти.
Экспедиция Нойса оставила на острове 13 эскимосов и одного европейца для охоты за пушным зверем: эта партия была снабжена двухлетним запасом продовольствия.
18-го июля п. г. из Нома на Аляске вышла паровая шхуна Герман ( Herman ), под командой известного полярного мореплаватели кап. Лэна, с целью поднять на острове Врангеля американский флаг и снять с него партию охотников, вместе с их добычей. Экспедиция была срочно снаряжена, в виду полученных сведении о снаряжении советской экспедиции, слухи о которой были получены от местных сибирских властей, Экспедиции этой удалось пробраться сквозь льды лишь до о-ва Геральда, где ею был поднят американский флаг.
_____
Настоящий краткий обзор всех экспедиций на остров Врангеля показывает, что представители различных наций участвовали в деле его открытия и исследования, и что права СССР на обладание островом — неоспоримы. Русские люди первые сообщили миру о существовании неведомой земли и составили первые грубые карты ее (Дауркин и Ломоносов); русский геодезист первый на европейцев видел этот остров (Андреев); знаменитый русский путешественник первый нанес на карту точное место острова и наметил верные пути к его достижению; русская экспедиция определила первый астрономический пункт на острове и поставила первый знак ( Вайгач ); первая большая правительственная гидрографическая экспедиция для производства морской с’емки острова — отправлена советским правительством.
Принадлежность острова к России подтверждена тем обстоятельством, что он не упомянут в документах о передаче Соединенным Штатам Америки — Аляски в прилегающих к ней островов в 1867 г., а также вышеприведенной нотификацией 1916 г., которую не посмела в то время оспаривать ни одна из заинтересованных держав; еще в 1914 г. канадское правительство не сомневалось, что о-в Врангеля — русский остров, т. к. за оказанием помощи бедствовавшей экспедиции Стефансона оно обратилось через посредство Русского географического общества к русскому правительству.
Наконец, все известнейшие атласы, справочники и даже последние дополнительные томы (изд. 1922 г.) лучшей из существующих энциклопедии — Британской Энциклопедии — относят остров Врангеля к Сибири и к России, а на картах он обозначается тем же цветом, что и „Российская Империя“. Правда, американская экспедиция высаживалась на острове и присоединила его к территории Соединенных Штатов, но и великие русские мореплаватели (Крузенштерн, Лисянский, Коцебу, Беллингсгаузен, Литке, Станюкович, Лазарев и др.) также открывали и присоединяли к России многочисленные острова в Тихом океане и в больших южных широтах, но Россия, не проявлявшая никакого интереса к вновь присоединенным владениям, быстро теряла на них всякие права, и теперь они входят в состав колоний различных других держав.
Поднятии Красного флага на острове Врангеля открывает новую эру в его истории, и будем надеяться, что советское правительство сумеет отстоять свои права на обладание им. Вместе с возрастающим значением наших северных морских путей, возрастает и значение острова Врангеля, как ключа к ним и как места для постройки радио-станции и метеорологической станции, которые будут обеспечивать непрерывность и безопасность пользования этими северными путями. В далеком будущем возможно использование его и как авиационной базы.
Е. Шведе.