Петр Кузьмич давно хранил в своем сердце завет своего учителя — Пржевальского, который в свое время тоже стремился проникнуть в Лхассу — столицу Тибета:
«Пусть другой, более счастливый путешественник докончит начатое мною дело в Азии».
И вот в 1899 г. Петр Кузьмич отправился с севера, через Монголию, к нелюдимым вершинам Тибетских гор.
Тяжел и опасен был путь по Тибету. На каждом шагу можно было встретиться с каким-нибудь диким зверем, свирепым мишкой, а то и пестрым леопардом.
Путешественник П. К. Козлов — исследователь Монголии и Тибета.
«Тибетский медведь, — рассказывает Козлов, — водится здесь в таком изобилии, что я и мои спутники много раз охотились на этого сильного зверя.
Как-то раз одна из цайдамских семей: старуха мать и молодой сын с женой, со всем своим скарбом и скотом перекочевала из среднего пояса гор в нижний. Едва они прибыли к ущелью Бургусутай, где хотели прожить все лето, и стали устраивать свое походное жилище, как неожиданно из ближайших кустов к ним вышел медведь.
Хозяин дома встретил зверя ударом сабли. Но удар не причинил медведю серьезного вреда. Озлобленный мишка набросился на монгола и быстро покончил с ним. Потом он напал на несчастных женщин и загрыз их.
Ярость зверя была беспредельна. В дикой злобе он набросился на цепную собаку и разорвал ее и несколько баранов. Отведав мяса людей и баранов, свирепый зверь стащил все свои жертвы в одно углубление и покрыл их войлоком и брусьями от юрты. Получилась целая груда из хлама. Мишка взобрался на нее и расположился для отдыха. Эту картину видел один монгол. Но он побоялся выстрелить в зверя. Только позже трое лучших охотников убили озлобленного медведя.
В другой раз ночью китайский леопард осторожно прокрался к одиноко стоящему в нашем селении жилищу. Раздался громкий лай собак. Леопард набросился на одну из них и задавил ее. Он понес свою добычу в лес.
На утренней заре хозяин дома втихомолку направился вслед за зверем. Это был сильный лхадосец, который считался лучшим охотником в округе. Недалеко от дома, в овраге, поросшем высоким кустарником, он увидел леопарда, который пожирал остатки собаки. Охотник осторожно приблизился на расстояние не более 20 метров и метким выстрелом в голову уложил леопарда на месте.
Но чаще всего леопард охотится на многочисленных обезьян. Он ловко нападает на них, притаившись в скалах, в то время, когда обезьяны, не подозревая опасности, отдыхают или играют друг с другом.
Вот раздался пронзительный крик. Это пестрый хищник напал врасплох на обезьян и душит их. А обезьяны настолько растерялись, что даже не обратились в бегство. Леопард воспользовался этим и передушил целых пять штук. И только когда он напал на пятую, обезьяны опомнились от страха и удрали в скалы.
Днем леопард показывается редко. В это время он отдыхает где-либо в укромном месте. С заходом солнца, а в пасмурные дни и раньше, этот красавец-зверь покидает свое логовище и идет на промысел. Иногда он возвращается к своей добыче, которую не успел доесть накануне, и тогда туземцы-охотники сторожат зверя. На такую охоту стрелки выходят чаще по-двое, по-трое человек, так как раненый зверь всегда бросается на охотника и мнет его подобно тигру.
Здесь, в Лхадо[9], мне называли трех таких охотников, которые были серьезно поранены леопардом.
Большая, хорошая шкура зверя ценится на месте довольно дорого и идет главным образом на отделку шуб богатых тибетцев.
В горах Тибета водится еще нарядный зверь «джара". Это животное представляет что-то среднее между антилопой и козлом. Весной джара держится одиночками, в трудно доступной местности. Летом она поднимается в верхний пояс гор, до 5 км высоты над морем, и держится гребня гор. Днем она отдыхает где-либо в прохладе нависших скал, у верхнего предела леса или кустарников, с вечернею же зарею выходит на кормежку.
Поздней осенью и зимой, когда туземцы спускаются на дно ущелий, звери покидают вершины гребня и вступают в область оставленных тибетцами кочевий. Здесь нередко джара подбирается к складам сена. Она становится на дыбы и достает его. Попробовав сена раз-другой, зверь продолжает ходить почти каждую ночь, прокладывая тропинки. Подобные тропинки можно видеть по направлению к водопою.
В одну из наших стоянок мне посчастливилось добыть две кабарги[10], а моим спутникам— превосходного орла-беркута и несколько штук птичек. На следующий день погода была еще лучше. Правда, на этот раз мы не встретили ни одной кабарги, но зато зайцев было очень много. Мы убили только одного для коллекции. Мы стояли и наблюдали, как они пугливо выскакивали и осторожно пробирались среди кустарников. В вышине, среди облачков, мелькали точками снежные грифы и бородатые ягнятники[11]. Вдоль горы пролетели пара соколов и беркут. Соколы ожесточенно нападали на орла с разных сторон. Но гордый, сильный хищник спокойно следовал вперед и лишь порою опрокидывался спиною вниз.
Во время наших зимних стоянок мы довольно близко ознакомились с лхадосцами. Лхадосцы мало чем отличаются от других обитателей восточного Тибета- Они очень ленивы, грубы, лицемерны и суеверны. Подобно всем тибетцам, лхадосцы— бесцеремонные попрошайки, нм ничего не стоит протянуть руку и начать причитывать.
Знатные тибетки из Лхассы. Дочь первого министра (налево) и ее подруга (направо).
Когда им встречается почтенный лама или чиновник, лхадосцы заранее слезают с лошадей и высовывают язык. При этом они часто оттягивают правою рукою соответствующую щеку, а затем говорят:
— Здравствуй! Здравствуй!
В разговоре со старшими лицами лхадосцы молчаливо и почтительно стоят и только изредка одобрительно кивают головой:
— Да, да…
Как и у других обитателей Тибета, у лхадосцев принято встречать и провожать гостей до лошади. О всяком постороннем человеке, который приближается к их дому, дают знать своим неистовым лаем огромные злые собаки.
Земледельцы сеют из хлебов только ячмень, из которого приготовляют дзамбу, а из овощей одну лишь репу. Репу обыкновенно заготовляют для лошадей, но ее изредка едят и сами тибетцы.
И оседлые, и кочевые лхадосцы ткут для себя шерстяные материи из бараньей шерсти. Из шерстяной ткани и овчины лхадосцы шьют свои одежды.
Живут лхадосцы очень бедно. Обычная их еда — это дзамба с маслом, да и то лишь среди зажиточного населения. Бедняки же едят дзамбу без масла и без сала, а вместо чая пьют отвар из ячменной муки. Мясо у них большая редкость; даже богатые кочевники убивают свой скот лишь в исключительных случаях, и если убивают, то только старых животных. Лхадосцы едят мясо павшей скотины, а также убитых хищников, вроде лисиц, леопардов, рысей и других. Какое бы ни было мясо, лхадосцы едят его совершенно в сыром виде. Только мясо человекоподобных тварей, обезьян, они избегают употреблять в пищу.
Среди обитателей восточного Тибета встречались добрые, порядочные люди, но все они были страшно забиты произволом чиновников и лам.
Тибетцы никогда не могли удержаться от соблазна взять чужую вещь. Но таким было по большей части кочевое население. Среди же оседлых можно было встретить людей более мягких и гостеприимных.
Все тибетское население отличалось крайней подозрительностью и недоверием. Чтобы избавиться от своего врага, тибетцы часто прибегали к яду, который незаметно подсыпали в еду и питье.
Тибетец мог вступить в дружбу не иначе, как исполнив известный обряд «братанья". Этот обряд заключался в том. что тибетец давал клятвы перед бурханом[12].
Когда наша экспедиция проходила близ монастыря Мюзоцзэ-гомба, ламы поднялись на кровлю монастырского храма и стали махать в нашу сторону черными флагами и трубить в берцовые человеческие кости. Они не скрывали своей ненависти к пришельцам.
Один из сопровождавших нас лхадосцев заметил:
— В вас ламы видят своих врагов. Недалеко то будущее, когда вы и подобные вам люди уничтожат власть этих дармоедов. Тогда мы, простые люди, свободно вздохнем.
В Тибете, в глухих местностях, кочевники и до сих пор еще занимаются грабежами. Они делают набеги на соседние округа, а иногда выходят даже на большую дорогу. Для грабежей кочевники собираются по 40–50 человек. Такие партии нередко поджидают торговые караваны китайцев, тибетцев и грабят их.
Решительная стычка с туземцами.
Но вот наш караван начал спускаться в очаровательную теснину речки Цатим. Какое здесь было богатство растительного и животного мира! Наш путь по этой теснине затруднялся, с одной стороны, зарослями могучих елей и лиственниц, с другой — высокими отвесными боками ущелья.
В подобную теснину солнечные лучи редко заглядывали Здесь царили вечный мрак и холодная, пронизывающая сырость. По счастью, в этой теснине мы ни с кем не встретились, иначе я не знаю, как бы мы раз'ехались. Но самым большим несчастьем, которое могло обрушиться на случайных путников, был ливень. Он в течение нескольких минут обращал небольшую речку в могучий поток и сносил все на своем пути.
От туземцев мы узнали, что в Чамдо[13] ведут две дороги к что обе они идут по берегам Ному-чю. Мы узнали, что по правом берегу дорога удобнее и что в пяти километрах ниже по реке существует мост, по которому можно переправиться на противоположный берег и оттуда пройти в Чамдо.
Мы направились вниз по Ному-чю в сопровождении старшины. Все шло благополучно, пока мы двигались по левому берегу до моста. Но лишь только мы хотели вступить на него, как из оврага выскочили тибетцы. Они быстро подбежали к мосту и навели на нас свои ружья.
— В чем дело? — спросил я у них через проводника.
— За этим мостом лежат лхасские владения. Лхасскими властями не приказано пускать вас.
Я попытался вызвать к себе начальника стражи и об’ясниться с ним, но напрасно. На наш зов никто не явился.
Я знал, что по левому берегу также существует дорога в Чамдо. Я оставил в покое тибетцев и направился дальше.
Не знаю, за что сочли туземцы эту нашу уступку, но думаю, что не за великодушие, а за слабость.
На другой день перед селением Согторо перед нами неожиданно встали вооруженные тибетцы. Начальник отряда Нинда-Гунчюк поднял саблю и крикнул:
— Стой! Ни шагу дальше!.. Выслать переводчика
Пока велись переговоры, тибетцы то и дело бросали на сошки свои длинные фитильные ружья и прицеливались в нас. Наконец, Гунчюк отпустил переводчика и стал охорашиваться. Потом он стал прохаживаться перед своими подчиненными и ободрять их.
— Они приготовились гнать вас огнем своих ружей, — сказал мне наш переводчик.
Тогда я велел сказать переводчику, кто мы, какие у нас паспорта и куда мы идем.
Гунчюк ничего не ответил и только гордо отвернулся от переводчика.
Тем временем наш караван стянулся в одно место. Гренадер Шадриков, который сопровождал первый эшелон, подошел ко мне и взволнованно проговорил:
— По дороге тибетцы бросали в нас каменьями, смеялись и злобно показывали рукою вперед, по направлению к засаде тибетцев.
Теперь еще более стало ясно, с кем мы имеем дело. Против нас, маленькой горстки русских людей в глубине Тибета, нежданно-негаданно восстали его обитатели. Не было сомнения, что их против нас настроили ламы.
Мы с большой поспешностью сплотили свой караван и заняли удобную позицию. Мы открыли стрельбу из скорострелок. Тибетцы бросились врассыпную: кто в селение, кто к реке, чтобы там укрыться под ее обрывистыми берегами. Часть воинов засела в легком строении и стала оттуда стрелять в наш маленький отряд. Мы перешли в наступление. Чтобы вполне обеспечить себе проход, нам пришлось поджечь постройку, в которой засели разбойники. Постепенно они начали выбегать то группами, то в одиночку.
Перестрелка продолжалась полтора часа. Мы израсходовали триста патронов. Тибетцы разбежались. Как выяснилось потом, среди них было двадцать три человека убитых и семнадцать тяжело и легко раненых.
Мы же все, по великому счастью, уцелели.
После перестрелки мы привели в порядок наш караван и решили поскорее оставить это тяжелое по воспоминаниям место. Мы двинулись в прежнем направлении. Вскоре караван поднялся на высокий косогор, и когда мы оглянулись назад, то увидели, как тибетцы сбегались с разных сторон к тому месту, где лежали их павшие в бою товарищи.
Караван двигался вперед до глубоких сумерек. Наконец, мы решили дать и себе и животным отдых.
Но какой мог быть отдых, когда нравственное состояние было потрясено! Никто из нас не мог заснуть. Что нас ожидало впереди? Ночь казалась вечностью. Я положительно не мог уснуть ни на минуту. Самые разнообразные мысли роились в моей голове. Чтобы скоротать время, я часто оставлял палатку и часами смотрел на ясное, спокойное небо. Яркие звезды медленно перемещались с восточной стороны горизонта на западную. Таинственные метеоры изредка озаряли часть небесного свода и, померкнув, беззвучно исчезали в мировом пространстве.
С соседнего обрыва сурово глядел в наш бивак домик ламы-отшельника. Он приютился там словно орлиное гнездо. Внизу глухо бурлила и плескала река. По верхушкам леса порою пробегал слабый ночной ветерок. Но вот на востоке зажглась алая полоска, и лагерь пробудился.
Мы двинулись в путь. Утренняя свежесть воздуха придавала бодрость. Ближайшие придорожные домики были пусты, тогда как из жилищ противоположного берега реки поднимались струйки серого дыма. Стада направлялись в горы, гребень которых уже успел позолотиться лучами солнца. Немного спустя на дороге показалась фигура тибетца. Его выслали к нам навстречу местные старшины в качестве проводника.
— Наш начальник страшно скорбит о вчерашнем происшествии, — сказал он нам. — Он ни в чем не виноват. Вы воевали не с нами, — с другими тибетцами. Мы узнали о стычке только вчера, когда все тибетцы испугались и обратились в бегство.
Недалеко за кумирней Момда-гомба мы встретили трех нарядно одетых всадников. Они выехали к нам из Чамдо для переговоров. Старший из них да-лама, высокий брюнет, с черными проницательными глазами, был в темно-красной одежде и нарядной шляпе, украшенной синим шариком. Через плечо этого чамдосца висела связка серебряных ладанок, а в левом ухе — наградная массивная золотая серьга. Она была художественно отделана бирюзой и кораллами. Два других, меньших, чиновника составляли его свиту.
При встрече с нами чамдосцы сошли со своих богато убранных лошадей и вежливо приветствовали нас. Мы ответили тем же.
Потом лама стал просить меня не заходить в Чамдо.
— Так сказали наши лхасские чиновники, которые приехали от далай-ламы и привезли такое распоряжение, — об’явил он нам.
Да-лама умоляюще сложил руки и устремил глаза к небу.
— Пожалейте мою голову, — промолвил он и показал при этом на шею.
Он замолчал и стал ждать нашего ответа. Лицо его страшно побледнело.
— Мне очень жаль, — сказал я, — что вы, ламы, подняли против нас все население Тибета. Кто же, как не вы, благословил их поднять против нас оружие? А теперь не знаете, как уладить дело.
Хитрый да-лама ничего не ответил. Он только низко склонил свою голову, чтобы мы не могли прочесть выражения его лица.
Тогда я предложил ему проследовать вниз по долине реки до места бивака, где можно будет обстоятельно выяснить этот тяжелый вопрос.
Селение Бэноп было последним для нашей экспедиции. В конце концов я уступил просьбе да-ламы, которая исходила из Лхассы».
Таким образом попытка Петра Кузьмича Козлова проникнуть в Лхассу окончилась тоже неудачей.