Книга эта издана еще в прошлом году, но мы лишь на днях случайно узнали о ней. Между тем книгопродавцы говорят, что она разошлась очень быстро, и мы едва могли достать экземпляр ее. Факт этот принадлежит к числу тех отрадных явлений, которых так много произошло в последнее время в нашем обществе: значит, начинает возникать чувство законности и стремление узнать, по каким законам и формам совершается делопроизводство в наших присутственных местах. В предисловии к книжке (составляющей не более как объяснение к плану течения бумаг, изящно сделанному) издатель говорит следующее:

Принимая в соображение, с одной стороны, что, по неимению достаточных сведений о практическом делопроизводстве, многие частные лица иногда встречают затруднение в ходатайстве по прошениям, как поданным ими самими, так и их доверителями, а с другой стороны, что скорейшее изучение делопроизводства составляет потребность и отличие всякого молодого неопытного чиновника, вступающего на поприще гражданской службы, мы надеемся изданием наглядного способа к познанию течения бумаг, столь упрощенного в последнее время, заслужить всеобщее благосклонное внимание и справедливое одобрение.

Затем издатель объясняет, что административный порядок течения бумаг избран им потому, что он служит основанием течению бумаг по всем прочим ведомствам (путем следственным и судебным), "с весьма немногими изменениями, а иногда и дополнениями".

Надежды автора на "всеобщее благосклонное внимание и справедливое одобрение" не напрасны. Действительно, по его плану и книжке можно изучить делопроизводство наше -- хотя и не без труда, вопреки замечанию автора, что оно очень упрощено. В книжке перебраны четыре инстанции: земский суд, губернское правление, департамент министерства и совет министра. В этих четырех инстанциях бумага должна сделать, по исчислению книжки, 159 оборотов; столько же нужно и на обратном пути -- к исполнению, и вдвое более, -- если министр потребует каких-нибудь справок и объяснений. Изучить всю эту процедуру не так легко, тем более что здесь нужно исключительно брать памятью, без всякого пособия соображения, опирающегося на естественной ассоциации идей и требованиях логической необходимости. Для примера представим здесь изложение порядка, по которому идет бумага, поступившая из земского суда в губернское правление:

1) Дежурный расписывается в приеме пакета, содержащего бумагу, записывает его в дежурную книгу и отдает

2) главному регистратору, который распечатывает пакет и представляет бумагу

3) старшему секретарю, который, прочитав бумагу, делает на ней пометку, указывающую, в какое отделение ее передать, и возвращает ее

4) главному регистратору; а этот, рассортировав все поступившие в тот день бумаги, раздает их под расписку в отделения, из коих в каждом имеется свой

5) младший регистратор, записывающий бумагу во входящий реестр и отдающий ее

6) столоначальнику, который, расписавшись в ее приеме, передает ее

7) помощнику столоначальника, обязанному записать ее в настольный реестр и тотчас же возвратить

8) столоначальнику, который подает ее

9) секретарю отделения; а этот представляет ее

10) советнику отделения, который пишет на ней краткую резолюцию: "к докладу, к сведению, к руководству", или "доложить, принять к сведению".

11) Столоначальник обратно берет бумагу и отдает ее

12) помощнику своему, который отмечает резолюцию советника во входящем реестре и возвращает бумагу

13) столоначальнику.

Здесь, по содержанию входящей бумаги, составляется, на основании справки с законами, проект журнала, которого течение изображено на плане чертою син е го цвета. Столоначальник представляет проект журнала

14) секретарю отделения, который, поверив законы и рассмотрев проект, подает его

15) советнику отделения; этот пишет от своего лица мнение и все это отдает

16) секретарю отделения для передачи

17) столоначальнику и для переписки

18) писарю.

Здесь цвет черты на плане из синего делается красным. Проект уже становится настоящим журналом, разрешающим входящую бумагу, и требует следующего порядка:

19) столоначальник его справляет,

20) секретарь отделения его скрепляет,

21) советник отделения его подписывает, а за ним подписывают:

22--24) два советника и асессор. От них журнал передается

25) старшему секретарю, который отсылает его для подписи

26) вице-губернатору; а этот возвращает его

27) старшему секретарю для доклада

28) губернатору, который, подписав, возвращает журнал ему же,

29) старшему секретарю, который и отдает его

30) главному регистратору; а этот записывает его в книгу регистратуры, выставляет на нем нумер и посылает его

31) письмоводителю прокурора, расписывающемуся в его получении и представляющему его

32) прокурору, который его пропускает, то есть утверждает своим подписом и отдает обратно

33) письмоводителю, для передачи с распискою

34) главному регистратору, который, расписавшись в получении журнала, отдает его

35) младшему регистратору для представления

36) секретарю отделения, который передает его для исполнения

37) столоначальнику; а этот

38) помощнику своему.

Здесь начинается исполнение журнала, то есть составляется исходящая бумага, которой путь указывает лиловая черта, идущая от помощника столоначальника к

39) столоначальнику, который просматривает черновое исполнение и подаст его

40) секретарю отделения, который также просматривает и подает его

41) советнику отделения, который еще его просматривает и возвращает

42) секретарю отделения; а этот уже сдает его

43) столоначальнику, который, в свою очередь, передает его

44) писарю для переписки.

Здесь черновое исполнение становится беловым, которое

45) столоначальник справляет,

46) секретарь отделения скрепляет,

47) советник отделения подписывает и передает

48) секретарю отделения, который его отсылает

49) старшему секретарю; а этот его докладывает

50) губернатору, который его подписывает и передает

51) старшему секретарю для отдачи

52) главному регистратору, имеющему обязанность все бумаги, подписанные губернатором, сортировать по отделениям губернского правления и отдавать их под расписку

53) младшему регистратору, который записывает ее в исходящий реестр, занумеровывает и потом, запечатав в пакет, отдает

54) дежурному для записки в разносную книгу и для отдачи рассыльному, который и относит бумагу по адресу.

Процедура, как видите, довольно сложная, но на плане, обозначенная чертами различного цвета и украшенная стрелками для показания направления бумаги, она имеет вид довольно красивый.

ПРИМЕЧАНИЯ

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

Изд. 1862 г. -- Н. А. Добролюбов. Сочинения (под ред. Н. Г. Чернышевского), тт. I--IV, СПб., 1862.

Материалы -- Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861--1862 годах (Н. Г. Чернышевским), т. 1, М., 1890.

"Совр." -- "Современник".

В настоящий том вошли статьи и рецензии Добролюбова, написанные мм в декабре 1858 -- июне 1859 года и напечатанные в "Современнике" (NoNo 1--6) и в "Журнале для воспитания" (NoNo 1--7).

Деятельность Добролюбова в эти месяцы протекала в сложной общественно-политической и литературной обстановке. В стране сложилась революционная ситуация. Кризис политики "верхов", бедствия и растущая активность "низов" создали объективные предпосылки для революционного выхода из кризиса, переживаемого самодержавно-крепостнической системой. В этих условиях борьба за революционный путь развития страны, в противоположность реформистскому пути, становится линией "Современника". Она нашла яркое выражение в статьях Чернышевского, определила содержание и характер публицистических и литературно-критических выступлений Добролюбова.

Наконец, значительное место в работах Добролюбова за это полугодие занимают рецензии на педагогическую и детскую литературу в "Современнике" и "Журнале для воспитания".

Подготовка текстов статей и рецензий Добролюбова, напечатанных в NoNo 1--3 "Современника" (включая вторую часть статьи "Литературные мелочи прошлого года" из No 4), и примечания к ним -- В. Э. Бограда, в NoNo 4--6 "Современника" и в "Журнале для воспитания" -- Н. И. Тотубалина.

Сноски, принадлежащие Добролюбову, обозначаются в текстах тома звездочками; звездочками также отмечены переводы, сделанные редакцией, с указанием -- Ред. Комментируемый в примечаниях текст обозначен цифрами.

РУКОВОДСТВО К НАГЛЯДНОМУ ИЗУЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПОРЯДКА ТЕЧЕНИЯ БУМАГ В РОССИИ

Впервые -- "Совр.", 1859, No 4, отд. III, стр. 264--267, без подписи. Вошло без изменений в изд. 1862 г., т. II, стр. 522--524.

"Руководство..." вызвало ряд откликов в либеральной печати, исполненных сетований по поводу сложности канцелярской переписки в административных органах и пожеланий ее дальнейшего упрощения. "С.-Петербургские ведомости" посвятили брошюре даже две корреспонденции (1859, No 46 от 1 марта и No 68 от 26 марта) Автор последней из них -- Н. Н. (криптоним Н. С. Назарова), проследив длинный путь прохождения дел, патетически восклицал: "Сколько потребно на это чиновников, чернил и бумаги! Сколько времени потребно -- времени, золотого времени!"

Иной характер имел иронический отзыв Добролюбова, продемонстрировавший бумажную процедуру во всей ее бессмысленной первородности. Рецензия преследовала цель не столько осудить эту бюрократическую процедуру, сколько поставить вопрос о неразумности самих законов, на которых строилось все здание административного делопроизводства.