Скончался Дмитрий Августович Мансфельд.

Мир его праху.

Много бранили его в свое время газеты.

Не меньше Фердинанда Кобурского.

А как спросишь:

-- За что?

Оказывается:

-- Было не за что.

Он насаждал в Москве немецкую драму и издавал журнал... "Мельник".

Был драматическим писателем и основал "Школу иностранных корреспондентов".

Неожиданный был человек1.

Но и русская жизнь полна неожиданностей.

В 1900 году, на Всемирной выставке в Париже, -- встречаю страшно знакомое лицо.

-- Не узнаете?!

-- Право...

-- Балкашин! Актер Балкашин!

-- Но, батюшка! Кто же мог ожидать вас встретить летом в Париже, а не где-нибудь в Тетюшах2, "в поездке".

-- Кончено! Антрепренеры не платят. Вы у нас в отделе еще не были?

-- В каком?

-- Я представляю мукомольную промышленность.

-- Что?!

-- Мукомольную промышленность. Это, батенька, чрезвычайно важная вещь. Мы экспортируем зерно и, таким образом, оставляем помол иностранным мельникам. Тогда как мы могли бы вывозить хлеб в муке, и тогда помол...

Государственное дело!

Потому-то и представляет его актер.

И актер на роли "резонеров" начал играть передо мной мукомола.

Он открывал какие-то баночки, пересыпал с руки на руку что-то белое.

-- Крупчатка первый сорт... Второй сорт... Но французам наша мука крупна. Они пекут хлеб из конфетной муки.

-- Скажите!

-- Народ балованный! Перестанов3 же мельниц на конфетный помол...

Он измазался в муке сам, измазал меня и сказал:

-- Да вот приедет Дмитрий Августович Мансфельд, он вам разъяснит подробно!

-- Нет, уж зачем же! Довольно и актера.

Зачем же еще спрашивать о мукомольном деле драматургов, декораторов, суфлеров?

Немецкую драму Д.А. Мансфельд насаждал вместе с Георгом Парадизом.

В качестве секретаря театра "Парадиз".

Благодаря Парадизу, мы сделали массу интересных знакомств.

Он познакомил нас с величественным Поссартом, гениальным Барнаем, умным Гаазе, оригинальным Миттервурцером.

У него в театре раненой пантерой металась в "Мессалине"4 Гертруда Гирс, и впервые появился перед Москвой скорбный лик Элеоноры Дузе.

У него играли богоподобный Росси, пламенный Маджи, вдумчивый Эммануэль.

Всегда Великим постом.

Георг Парадиз стоял около кассы, откинув борт сюртука, запустив палец за жилет.

Когда кончался спектакль, спрашивал у кассира:

-- Wieviel?

-- 14 Rubel zwanzig Kopeken5.

И Парадиз схватывал под руку кого-нибудь из знакомых:

-- Пойдем в буфет, пропьем сбор!

А Д.А. Мансфельд сидел в секретарской и выдавал контрамарки актерам.

Пишу по его рассказам.

К нему приходили разные люди.

Приходили хромые:

-- Я драматический артист.

Мансфельд выдавал контрамарку.

Приходили горбатые:

-- Драматический!

Выдавал.

Приходили шепелявые, с кашей во рту:

-- Пазвольте контламалоську. Я дламатисеский актел!

Выдавал.

Появился раз господин:

-- Па-а-а-азвольте ко... ко... ко... контра... ма... ма... ма...

-- На каком основании?

-- Я дра...дра...дра...

Не выдал!

-- Нет, уж извините! Заика драматическим актером быть не может!

-- И что же вы думаете? -- с горем рассказывал Д.А. Мансфельд. -- Даром человека обидел. Оказался актером!

Это был известный трагик г. Р.6.

Разве не страна неожиданностей?

Если в России заика может быть драматическим актером, -- почему же драматургу не быть редактором журнала "Мельник"?

В то время русская драматическая литература писалась очень нетрудно.

Крылов писал ее с французского.

Крюковский с польского.

Мансфельд с немецкого.

Крюковский переделывал пана Хелминского в Холмогорова.

Крылов -- Дюпона в Дубинина.

Мансфельд -- Мейера в Майорова.

И получались русские пьесы.

Так Д.А. Мансфельд, никогда не бывши драматургом, сделался одним из самых плодовитых драматических писателей.

И, всю жизнь свою занимаясь драматургией, сделался мельником.

Живописная страна неожиданностей!

КОММЕНТАРИИ

Впервые: Рус. слово. 1909. 17 марта.

1 Д.А. Мансфельд учился в Московском коммерческом училище, был преподавателем технического железнодорожного училища в Одессе. Литературную деятельность начал в газетах "Одесский вестник" и "Новороссийский телеграф", был издателем и редактором ряда журналов. Написал и переделал для сцены более семидесяти пьес. См.: Мансфельд Д.А. Драматические сочинения и переводы: В 3 т. М., 1886-1891.

2 Тетюши -- уездный город в Казанской губернии (ныне в Татарстане).

3 То есть переход на другой режим работы.

4 Пьеса итальянского драматурга Пьетро Косса.

5 -- Сколько?

-- 14 рублей, двадцать копеек (нем.).

6 Имеется в виду актер Н.П. Россов, популярный исполнитель ролей трагического репертуара. "Николай Петрович имел прекрасные внешние данные, но... очень, очень заикался" (Цирпонс И. Актеры. Роли. Зрители. Псков. 1997. С. 126).