I

Когда Ф.Н. Плевако бросал в лицо игуменье Мигрофании, -- да и одной ли игуменье Митрофании были брошены в лицо эти слова:

-- Выше стройте монастырские стены, -- выше, чтобы ни один стон, ни один вопль замученных вами жертв не перелетал через них! -- кто сомневался, что если на его веку суждено быть русскому представительству, то первым депутатом в первый русский парламент будет:

-- Федор Никифорович Плевако. "Рожденный русский Мирабо".

И вот, как труба архангела, прозвучал призыв к новой жизни, возвещая страшный суд над прошлым и воскрешение мертвых.

И задвигалось огромное кладбище от ледяных полей Белого моря до синих, ласковым солнцем озаренных волн Крымского берега.

Тихо было на кладбище, -- "только камни вопияли" [Ср.: "Если они умолкнут, то камни возопиют" (Лука, 19:40).].

И зашатались надгробные памятники, и ожили мертвые.

И вышли из гробов.

Для страшного суда над прошлым. Для новой жизни.

Вся страна воскресла.

Воистину, воскресла вся страна.

И над великолепным палаццо на Новинском бульваре [Плевако жил в собственном доме на Новинском бульваре в Москве.], сложенным из говорящих -- тоже говорящих! -- камней, напрасно раздался призывный голос:

-- Лазарь! Лазарь!

Лазарь не встал.

Из великолепного мавзолея раздался ответ:

-- Трехдневен есмь, и уже... [Продолжение цитаты из библейской легенды о Лазаре -- "...смердит" (Иоанн, 11:39).]

Как же случилось это, что он один не воскрес в день воскресения мертвых?

Как случилось, что, когда заговорила вся Россия, молчал ее лучший "златоуст"?

Было ли ему что сказать!

У кого же было больше сказать, чем у Федора Никифоровича Плевако?

Сколько слез, горькой обиды, черной неправды, сколько тягот русской жизни, "обиды сильного, презренья наглеца" [Цитируется монолог Гамлета (акт 3, сц. 1).], беспросветного отчаяния, страданий, муки и скорби, торжества неправды, унижения правоты, мрака, безвестных мучений прошло перед ним?

Страшное место -- кабинет Плевако.

Если б собрать воедино все слезы, которые были пролиты здесь, -- великий оратор захлебнулся бы в своем кабинете, как пушкинский скупой "в своем подвале верном" [Цитата из "Скупого рыцаря" А.С. Пушкина.].

Зачем же его уста были запечатаны тогда, когда распечатались уста всех?

Зачем так поздно случилось это!

Светильник погас в ожидании жениха.

Так долго была ночь в ожидании брачного пира!..

Слушая годы, долгие годы, беспросветную повесть русского горя, -- он привык к ней.

Перестал верить, что может солнце у нас засветить.

Вот почему, когда раздался призывный голос:

-- Лазарь! Тебе говорю: встань! -- в ответ из пышного мавзолея, сложенного из говорящих, -- много говорящих, -- камней, послышалось печальное и лишенное веры:

-- Трехдневен есмь, и уже...

Когда весело гудели пасхальные колокола светлого воскресения России, -- мы, христосуясь, не видели на празднике Плевако.

Когда, надрывая сердце великопостным звоном, печально ударяют колокола четыредесятницы, -- Лазарь вышел из гробницы. И мы празднуем:

-- Воскрешение Лазаря!

В первую Думу, на которую возлагались все надежды, Плевако не вошел. В теперешнюю Плевако вошел. Теперь в Думе есть великий адвокат [Плевако с 1907 г. был депутатом III Государственной думы от партии октябристов.]. Но чьим адвокатом он будет?

II

-- Вам угодно Плевако? Какого?

-- У вас не один?

-- Есть несколько Плевак. Плевако, восклицавший: "Выше стройте монастырские стены!" -- и друг Победоносцева, Плевако 12-го января, "Татьянинский Плевако" и душеприказчик Медынцевских [На процессе по делу игуменьи Митрофании Плевако выступал как гражданский истец от имени страдавшей пристрастием к алкоголю купчихи П.И. Медынцевой, у которой Митрофания, как утверждало обвинение, пользуясь тем, что ее имущество находилось под опекой, похитила деньги и вещи. ] и других, но вообще миллионов.

-- Большой выбор! Но нет! Мне не надо ни левого Плевако, ни татьянинского, ни победоносцевского. Дайте мне просто Плевако.

Обыкновенного Плевако. Какого мы все знаем. Великого адвоката. Мне хочется посмотреть:

-- Оправдает ли он себя в Думе?

Вот он.

III

Всякого адвоката приглашают.

Плевако не приглашают. Его:

-- Поднимают.

В Москве говорят:

-- Ваше дело трудное!

-- Да, трудное. Адвокаты тут вряд ли помогут.

-- Вряд ли!

-- Остается "поднять" Плевако.

Плевако в московской адвокатуре -- то же, что был Захарьин в московской медицине.

Чудодей.

Об адвокате Плевако трудно говорить.

Его имя уже обросло легендами.

Трудно отделить вымысел от правды.

Словно он жил 1000 лет тому назад!

Легендарный человек!

Плевако -- это удачное слово.

В Киеве пред присяжными-крестьянами он защищает светлейшего князя Грузинского, обвиняемого в убийстве управляющего [Дело князя Г.И. Грузинского рассматривалось в Острогожском окружном суде с участием присяжных заседателей 29--30 сентября 1883 г. Князь обвинялся в совершенном 17 октября 1882 г. убийстве из револьвера управляющего имением своей жены, ее любовника, бывшего гувернера их детей доктора медицины Э.Ф. Шмидта. Присяжные заседатели оправдали Г.И. Грузинского.].

Князь был свидетелем, очевидцем неверности жены.

И Плевако говорит:

-- Он застал их вместе...

Пауза.

-- Нехорошо вместе.

Можно ли найти более мягкую и сильную форму? Плевако -- это неожиданность мысли.

В Татьянин день, после горячей речи на столе в "Эрмитаже", студенты окружили его в "Стрельне":

-- Почему ваша деятельность во все остальные дни года находится в таком несоответствии с речами, которые вы говорите двенадцатого января?

Толпа приперла его к огромной пальме.

Молодежь возбуждена...

И не одним негодованием...

Момент затруднительный.

И Плевако в отчаянии восклицает:

-- Слова!

Молчание.

-- Зачем же вы меня припираете к пальме? Что ж вы думаете: это дерево познания добра и зла?

И происшествие кончается общим гомерическим хохотом.

Про него существует анекдот, несколько длинный, но достаточно хороший, чтобы рассказать даже при сомнении в его достоверности.

В захолустном уездном городе Плевако пришлось зайти в мировой съезд [Съезд мировых судей -- апелляционная инстанция мирового суда.], чтобы навести справку о каком-то, -- вероятно, миллионном, -- наследстве.

В здании мирового съезда как раз заседало в это время "бродячее правосудие".

Выездная сессия, с кандидатами на судебные должности [Кандидаты на судебные должности -- лица, закончившие курс юридических наук в высших учебных заведениях и зачислявшиеся на государственную службу при судебных палатах и окружных судах для приобретения профессионального опыта.] вместо защитников и с пятнадцатью свободными минутами на каждое дело.

Проходя по коридору, Плевако увидел какую-то старушку, бедно, чисто одетую. Которая горько плакала.

Плевако осведомился.

Материнская любовь и материнское горе всегда особенно трогали Плевако.

-- У вас сын судится?

-- Нет, я сама.

-- Вы? Что же такое могли вы сделать, противное законам?

История оказалась вздорной. Для всех, кроме старушки.

-- Все померли... Средств никаких... Украла... Кража пустячная.

Но -- дворянка. Окружной суд. Плевако обратился к ее "кандидату":

-- Не передадите ли мне защиты?

-- Федор Никифорович!..

Известие, что "в суде выступает сам Плевако", через две минуты вызвало волнение в городе.

Судьи сделали перерыв, чтобы дать городским дамам время одеться и прибежать в суд.

Зал переполнился.

Товарищ прокурора, "набивающий руку" на выездных сессиях, заострил язык.

С таким противником! Перед такой аудиторией!

Судебное следствие длилось минуту.

-- Признаете ли себя виновной... кофейника... меньше 300 рублей...

-- Признаю, ваше превосходительство!

-- В виду сознания... отказываюсь от допроса свидетелей...

-- В свою очередь не вижу надобности!

Товарищ прокурора поднялся

-- ...не простая кража... Когда крадет темный, неграмотный человек-Дворянка!.. по рождению принадлежащая... заветы воспитания... образования... Какой пример для простых, для темных людей?

Поднялся Плевако:

-- Господа присяжные заседатели! Каюсь. Я несколько легкомысленно посмотрел на дело и взял на себя защиту моей клиентки. Думал, присяжные пожалеют. Дело пустячное! Но, выслушав речь господина товарища прокурора, я увидал, что ошибся. Он так убедил меня в тяжести преступления моей клиентки, что я не нахожу ни одного слова в ее оправдание. И позволю себе только несколько развить мысль почтенного представителя обвинения. В восемьсот шестьдесят втором году, господа присяжные заседатели, Русь страдала от страшных внутренних беспорядков. Но предки наши послали за варягами. Пришли варяги, помогли, плохо ли, хорошо ли, но ввели порядок. И Русь спасена. Воскресла Русь. Потом на Русь пришли татары, разграбили, сожгли ее, полонили всю. Погибала Русь. Но не погибла! Съедаемая удельными раздорами, забыла их, сплотилась воедино, встряхнулась могучая Русь и сбросила с себя ненавистное "поганое" иго. Поднялась и воскресла святая Русь. Спаслася! В одна тысяча шестьсот двенадцатом году, под надменным игом поляков, кровью сочилась и умирала израненная Русь. Все пророчило ее гибель. Москва была взята, и уж в Варшаве, как коршун ждет добычи, ждал Мономахова венца чуждый Руси, иноплеменный царь [Имеется в виду сын польского короля Сигизмунда III Владислав, который признавался русским царем по договору, заключенному в Москве в августе 1610 г. между Семибоярщиной и командующим армией польских интервентов гетманом С. Жолкевским.]. Но, пока поляки пировали победу в Москве, -- в Нижнем Новгороде кликнул могучий русский клич Козьма Минин, простой званием, великий сердцем человек. И как слетаются орлы, слетелась Русь на его орлиный клекот, и встала как один человек, и разбила позорные цепи, и с позором прогнала надменного врага. Воскресла святая Русь И была спасена. А через двести лет победитель всей Европы [Наполеон I Бонапарт.], казалось, на голову ей ступил дерзкою ногой. Москва была сожжена! Сама Москва! Из Кремля победитель диктовал условия мира! Но и тут не погибла Русь. Поднялась, и огнем, и морозом своим, оружием и граблями гнала победителя -- гнала, пока не утопила его славы в Березине. Воскресла Русь! Но вот в тысяча восемьсот таком-то году престарелая дворянка такая-то, от голода забыв все законы божеские и человеческие, украла серебряный кофейник, подорвала всякое уважение к священному праву собственности, подала пагубный пример всей России. И от этого удара, мне кажется, никогда не оправиться, не подняться, не воскресить бедной Руси.

"Практиковавшийся" товарищ прокурора, говорят, в ту ночь покушался отравиться...

Плевако -- страшный противник.

Страшный своею находчивостью.

Когда в мамонтовском процессе гражданский истец присяжный поверенный Рейнбот иронически отозвался о "патриотизме" С.И. Мамонтова, костромича родом, мечтавшего о возрождении "родного северного края", то Плевако закончил свой ответ ему:

-- Тут говорили о патриотизме... Ну, что касается до этого, то...

И голос его загремел:

-- Не костромичей учить патриотизму!

Вряд ли противник ожидал, что в суд вызовут тень Сусанина! Г-н Рейнбот сильно подчеркивал, что оценка заводов, купленных в казну, подтверждена Высочайшим повелением. Тут нет места для спора. Поспорь! Плевако, возражая:

-- Противник мой вышел на борьбу, заслонившись иконой. Трон! Но я знаю, как и с чем поступить. Икону я возьму с благоговением и бережно поставлю к стороне, а противника выведу из-за нее: "А ну-ка, поговорим начистоту, зачем, друг мой, прятаться?"

Он страшен словом. И молчанием.

Потому что и молчание у него бывает находчиво. Это было на процессе знаменитого Меранвиля де Сен-Клера [Жандармский полковник К.Н. Меранвиль де Сент-Клер обвинялся в финансовых махинациях. Процесс по его делу проходил в 1897 г., защищал П.Г. Миронов, интересы истца представлял Ф.Н. Плевако. Меранвиля де Сент-Клера приговорили к двум годам ссылки в Архангельскую губернию.], в Петербурге.

В своей речи Плевако кольнул петербургскую адвокатуру.

И больно кольнул.

"Рана проникала до кости".

Его противником был покойный Миронов.

Едва Плевако кончил, Миронов поднялся:

-- Прошу слова!

-- Прошу перерыва! -- поспешил заявить Плевако. Был назначен перерыв в 10 минут.

Плевако отправился в "советскую", развалился на диване и принялся рассказывать молодым присяжным поверенным адвокатские анекдоты.

Обычная беседа юридических мудрецов с юридическими младенцами.

Хороший анекдот выигрывает дело. Хороший анекдот в лоск укладывает противника. Хороший анекдот создает адвокатскую славу.

Хороший анекдот для адвоката все.

В этом убеждении юридические младенцы и воспитываются.

И он разыграл пред ними хороший анекдот.

20 минут прошло, -- десятиминутные перерывы в суде всегда длятся 20 минут.

Появился судебный рассыльный:

-- Суд идет в заседание.

Все поспешили.

Один Плевако спросил себе "еще стакан чаю" и улегся еще удобнее на диване.

-- Федор Никифорович! А вы?

-- Зачем?

И "калмыцкие" глаза Плевако засветились смехом и юношеским весельем.

Было бы мало сказать: он любит шутку. Он "обожает проказы".

-- Вы видели "его", как "он" ходил во время перерыва? Все сочинял, сочинял! Ему нужно теперь в меня пальцем тыкать: "вы" да "вы"! У него так сочинено. А меня-то и нет! Тычь в пустое место!

Perfidia graeca [Греческое коварство (лат.).]!

Толстый бедняга Миронов очутился в положении человека, который со всех ног ринулся, чтобы выломать дверь. А у него под носом ее открыли. В борьбе и хорошая "подножка чего-нибудь да стоит"! А Ф.Н. Плевако -- человек борьбы.

IV

Плевако может произнести слабую речь. Но слабой "реплики", слабого ответа противнику, -- никогда. Он вяло, словно затекшей рукой, парирует атаки и выпады противника. Но первая царапина, и он весь переродился. Он весь -- атака, натиск.

Его рапира блещет, сверкает, осыпает противника градом неожиданных ударов.

Неожиданных! Он:

-- Весь из неожиданностей!

И в этом ужас противника.

Вы никогда не знаете, на какую площадь вас переведет и заставит драться Плевако.

В деле Бестужева, обвинявшегося в двоеженстве, в Москве -- Плевако поставил вопрос так.

(Тогда еще дела о двоеженстве слушались гласным судом. Дверей не законопачивали.)

-- Подсудимый женился два раза. В первый раз неудачно. Слишком молодым, когда жениться еще рано. Необдуманно. Испортил жизнь и себе, и несчастной женщине. Поступил, словом, нехорошо. Во второй раз -- в возрасте зрелом. Обдуманно. Создал счастье свое и той, которая вышла за него замуж. И вот вас заставляют судить его за то, что он сделал хорошо!

И Плевако "поистине не понимал":

-- За что же тут судить?

За обдуманный и хороший поступок?

-- Вот за то, что он в первый раз женился, -- его следовало бы судить. Зачем испортил чужую жизнь? Но за первый брак его судить невозможно.

И Плевако со вздохом прибавил:

-- К сожалению, невозможно!

И, улыбаясь парадоксу, присяжные "отпустили" человека, виновного в "законном неудачном браке".

Его друг Победоносцев вряд ли был в восторге от этой речи.

Но в борьбе не щадят ни врагов, ни друзей.

А Ф.Н. Плевако -- человек борьбы.

Уже из того, что его главная сила -- "реплика", вы видите, что это "импровизатор".

И когда в одном процессе пред присяжными простыми крестьянами Плевако начал свою речь с того, что разорвал на мелкие клочки какие-то бумаги:

-- Я приготовил, господа присяжные заседатели, речь. Но, выслушав то, что происходило на суде, решил "речь" уничтожить и просто поделиться с вами несколькими словами по душе! -- это было и кокетство, и неправда.

Разорванные бумаги, самое большое, заключали в себе карикатуры на прокурора!

Он оратор "в запальчивости и раздражении". Но "без заранее обдуманного намерения". О, далеко без заранее обдуманного намерения.

И когда в больших и сложных процессах он "вмешивается в дело" и начинает допрашивать свидетелей, -- вы часто видите ужас, написанный на лицах его помощников.

-- Батюшки! Собственного свидетеля сейчас дискредитирует.

И я уверен, что Федору Никифоровичу можно рассказать много новостей по процессам, которые он вел и выигрывал.

-- Да вы были бы неоцененный свидетель для нас! Откуда вы знаете такие подробности?

-- Я читал дело, Федор Никифорович.

-- Счастливец!

V

Будущий историк русского общества, когда натолкнется на эту интересную и оригинальную личность, будет изумлен:

-- Да что же такое был этот Плевако?

Он добросовестно будет рыться в газетах, найдет, перечитает его речи, и удивление его только возрастет.

-- Да чем же они восхищались?

А! Это потому, что вы не слыхали Плевако!

Это все равно что показать вам ноты серенады из "Искателей жемчуга" ["Искатели жемчуга" (1863) -- опера французского композитора Ж. Визе.] и сказать:

-- Смотрите, какой певец был Мазини.

И Плевако останется такой же легендой, какой останется Мазини. Надо было слышать, как он брал эти ноты! Речи Плевако надо слушать горячими. В суде, в пылу борьбы. И глотать их не жуя.

Перенесенные на бумагу, они остывают.

Одним из самых блестящих адвокатских турниров была встреча покойного князя А.И. Урусова с Ф.Н. Плевако в Москве.

По делу некоего Орлова, обвинявшегося в убийстве хористки Бефани.

-- Одной хористки! Тогда за такие пустяки еще судили! -- скажет теперешний читатель газет.

Урусов -- само изящество. Сама элегантность. Позы, жесты, речи, фразы.

Arbiter адвокатских elegantiarum [Законодатель изящества в адвокатских прениях (лат.).].

Его речь была изящнейшей акварелью в сравнении с той картиной масляными красками, которую широкими, могучими мазками набросал этот импровизатор Плевако, стоя около стола вещественных доказательств, приковывая внимание к револьверу, из которого была убита покойная, к ее окровавленным вещам.

Он обвинял.

И грубая картина масляными красками убила тонкую акварель.

Их сравнивали тогда:

Урусова -- с "богиней классических танцовщиц" Дель-Эрой.

Плевако -- с косматой, нечесаной Цукки, у которой все порыв, которая -- вся порыв, страсть, вдохновение.

Это была дуэль Каратыгина и Мочалова [Эмоциональную, идущую от "нутра" игру московского трагика П.С. Мочалова современники противопоставляли рациональной, "внешней" игре петербургского трагика В А. Каратыгина.].

-- Solo на тромбоне! -- отзывался о речах Плевако его вечный противник Урусов.

Но и г. Кусевицкий играет только на контрабасе. Покажите контрабас и скажите:

-- Вот чем чаровал Кусевицкий.

Вряд ли вас кто-нибудь поймет: Как он играл! Надо слышать.

Плевако никогда не издавал своих речей.

Он произнес много умных вещей. Но это -- мудро. Их надо слышать, а не читать.

И я никогда не забуду покойного московского судебного репортера Левенберга после одного из громких процессов. Он сидел в редакции убитый.

-- Что с вами?

-- Страшная вещь! Плевако пишет для меня свою речь!

Он чуть не плакал.

-- Я хотел привести отдельные блестки. Но он был страшно любезен. "Нет, нет, я сам для вас напишу всю речь". Сидит и округляет. Округляет речь Плевако!

Бедняга был безутешен.

И вздымал руки к небесам, их призывая в свидетели.

-- Ну что может написать Плевако!

Это балерина, которая захотела бы спеть свои танцы.

VI

И вот чего я боюсь.

Что Ф.Н. Плевако, способный потрясать слушателей, потрясающий этим и жизнь, -- ничего не скажет в Думе. Что этот боец останется свидетелем. Что "рожденный русский Мирабо" не издаст ни звука. И великий оратор в Думе окажется:

-- Великим молчальником жизни русской!

VII

У Плевако всегда был аппетит к общественной деятельности. Ему всегда хотелось быть в ней чем-нибудь:

-- Кроме адвоката.

Но аппетит у него -- в этом отношении! -- был небольшой.

Довольствовался малым и удовлетворялся быстро.

Плевако напоминал того анекдотического семинариста, который на парадном обеде у губернатора съел две тарелки супа, встал, перекрестился и сказал:

-- Спасибо. Каши я не хочу.

И вышел.

Еще не успевали принять закуску -- а Ф.Н. Плевако вставал уже из-за стола, крестился в тот угол, где должна была быть икона, и говорил:

-- Больше есть не хочется.

Одно время его соблазнили наши березовые листья, -- в то время наши "лавры".

Плевако захотел быть журналистом. И стал издавать газету:

-- "Жизнь". Хорошее название!

Накануне выхода газета имела колоссальный успех.

-- Газета Плевако [Плевако принимал участие в издании газеты "Жизнь", выходившей в Москве в 1885 г. Официальным издателем была Е.И. Погодина, редактором -- Д.М. Погодин.]!

Москва ждала:

-- Плевако будет издавать газету!

Если бы Рубинштейн объявил, что он будет играть на скрипке.

Разве бы только это вызвало такой интерес!

Газета с хорошим названием открывалась статьей "самого Плевако".

-- Мы не признаем истории без народа. Народ без власти. Власти без нравственности. Нравственности без религии [В первом номере газеты "Жизнь", вышедшем 1 января 1885 г., нет статьи Ф.Н. Плевако. Номер открывается анонимной передовой "1-го января", в которой сформулированы задачи газеты как "издания, дешевого и общедоступного, но в то же время серьезного, дающего публике не сброд беспорядочных новостей, а отборные, действительно нужные сведения о происходящем в мире..." Материалы в газете публиковались без подписи.].

Того-то без того-то. Этого-то без этого-то.

-- Собаки без хвоста! Хвоста без собаки! -- закончили московские шутники.

И "дар случайный, дар напрасный" [Неточная цитата из стихотворения А.С. Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..." (1828).] -- "Жизнь" на этом кончилась.

Рубинштейн сыграл на скрипке плохо.

Про Плевако можно пустить какую угодно клевету.

Но сказать, что он:

-- Говорит, как пишет [Цитата из комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" (д. 2, явл. 2).]! -- это было бы клеветой, которой никто бы не" поверил.

Перо не его инструмент. Самые блестящие мысли тонут у него в чернильнице и всплывают наверх в виде надутых слов.

Все его дальнейшие попытки на поприще публициста кончались тем же. На юридическом языке это называется, кажется:

-- Покушением с негодными средствами. Деяние ненаказуемо.

И мы на литературной деятельности художника громкого слова настаивать не будем.

Но он много раз бывал и гласным городской думы.

И в качестве гласного был достопримечательностью в московском стиле.

Вдобавок к колоколу, который не звонит, и к пушке, которая не стреляет, мы имели в думе:

-- Плевако, который не говорит.

Счастливцы утверждают, будто слышали однажды в Думе речь Плевако. Это было во время прений по какому-то чрезвычайно важному вопросу. Чувствовалось, что нужен оратор, нужно могучее слово. Которое увлекло бы за собой могучим порывом. Поднялся Плевако.

-- Плевако!

Все замерло и стихло.

"Замолкли птичек хоры" [Цитата из басни И.А. Крылова "Осел и Соловей" (1811).].

Репортеры схватились за карандаши.

Думской стенографистке кровь бросилась в голову:

-- Перевру!

И в зале зазвучал будто бы голос Плевако:

-- Я просил бы приказать закрыть форточку.

И он сконфуженно улыбнулся.

-- Несколько дует!

И сконфуженно сел.

Но я думаю, что это легенда.

Одна из тех бесчисленных легенд, которые украшают славу великого оратора.

-- Я просил бы приказать закрыть форточку. Да еще:

-- Несколько дует.

Нет, для Плевако это слишком длинно! Чтобы он столько наговорил в думе? Я думаю, что это легенда.

VIII

Но отчего? Почему?

Плевако -- человек борьбы.

Но борьбы лицом к лицу. Грудь с грудью. В обхватку.

Это не артиллерист, посылающий снаряды куда-то в пространство.

Они где-то -- за пять верст! -- взорвутся, в кого-то попадут, кого-то убьют.

Ему нужен враг перед глазами.

На расстоянии шпаги.

Надо нанести удар прямо в грудь.

Повернуть шпагу в ране.

Видеть падающее, дымящееся кровью, мертвое тело.

Если бы вы Ахилла сделали батарейным командиром, -- он стрелял бы безо всякого энтузиазма.

Его батарея была бы самой плохой батареей во всех дивизиях.

А сам Ахилл спился бы от скуки в самом разгаре войны.

Плевако не может палить по невидимому врагу.

По закрытой мишени.

И потом надо, чтобы его оцарапали!

Если октябристы хотят блеснуть своим Плевако, они должны молить кадетов, эсдеков, эсеров, правых, мусульман, внепартийных, -- "дикого", наконец, который фигурирует в думских списках:

-- Дикий! Хоть ты затронь Плевако! Это -- лев, но заводной.

И затем...

Время шло, и все менялись во времени.

Если бы Великая французская революция разразилась на 30 лет позднее, -- Робеспьер обзавелся бы к этому времени хорошей практикой в Аррасе [После окончания парижского коллежа Людовика Великого Робеспьер был адвокатом в Аррасе, городе на севере Франции.].

И 9 термидора [9 термидора II года по республиканскому календарю (27 июля 1794 г.) произошел переворот, в ходе которого была свергнута якобинская диктатура.] мирно защищал бы какого-нибудь гражданина Дюпона, обвиняемого в сбыте фальшивых ассигнаций.

И, пересчитывая гонорар, спрашивал бы гражданина:

-- Настоящие? Эти-то? Бога надо иметь в душе, гражданин!

Аккуратный был бы старик!

"Рожденный Мирабо" стал первоклассным адвокатом по гражданским и уголовным делам. Мирабо!.. Было время, шептали даже:

-- Русский Дантон.

Приходило ли когда-нибудь в голову Ф.Н. Плевако, ожидая справки по делу о наследстве после умершего Икса, перешедшего в старообрядчество, -- приходило ли ему в голову, что он мог бы крикнуть:

-- Поскорее! Не заставляйте терять время Дантона!

Сколько жара русской души было растрачено в пустынях канцелярий! В ожидании справок!

Божией милостью Плевако слишком адвокат. Ему нужен немец за плечами, чтоб его вдохновлять. Вы знаете, конечно, этот рассказ про Блондена. Знаменитый канатоходец переходил через Ниагару по канату с каким-то злосчастным немцем в мешке за спиною. Он говорил, что берет немца:

-- Для безопасности.

-- ?!?!

-- За себя не боюсь. И это может кончиться плохо. Я слишком уверен в себе, могу снебрежничать и оступиться. А боязнь за немца заставляет меня быть осторожнее. Это ощущение! Иметь немца за плечами! Это вдохновляет!

Плевако привык иметь немца за плечами.

Этого злосчастного, трепещущего подсудимого, который умирает от ужаса у него за спиною.

Вся жизнь этого "немца" зависит от его слова.

И вот Плевако, блестящий, красноречивый, "златоуст" на суде, молчит в городской думе. "Немца" нет!

Положим, теперь октябристы могут сказать:

-- А Кноп? У кого, у кого, -- а у октябристов есть "немец за спиною".

-- Клиента!

Вот чего недостает Плевако...

Не какого-нибудь отвлеченного, а живого, с плотью, с кровью, со слезами, -- настоящего клиента. Чтоб быть Плевако! На то он адвокат. "Слишком адвокат".

Божией милостью адвокат. Силой обстоятельств только адвокат. И я сильно боюсь, что, молча выслушав предложение крайних правых:

-- О введении военного положения повсеместно в России, -- Плевако встанет, скажет:

-- Каши я не хочу.

И поедет в Таганрог защищать грека, обвиняемого в мошенничестве. Но -- живого грека.

IX

А между тем какая клиентка стучится в ваш адвокатский кабинет, Федор Никифорович Плевако!

Среди ограбленных миллионерш, которых вы отстаивали, не было более ограбленной и более несметно богатой. Среди заточенных женщин, которых вы защищали, не было более заточенной.

Подумайте!

Ее имя:

-- Россия. Защищайте вашу мать.

Это она стучится в вашу дверь.

И заклинает вас именем тех слез, горьких обид, черной неправды, тягот русской жизни, "обиды сильного, презренья наглеца", беспросветного отчаяния, страданий, муки, скорби, торжества неправды, унижения правоты, мрака, безвестных мучений, -- именем того русского горя, которого вы видели столько, сколько вряд ли видел пред собою кто другой.

И я боюсь, боюсь за ваш чудный талант, за божественный дар, чтоб эта просительница так и не осталась у вас в передней.

И чтоб ваш человек не сказал ей:

-- У барина генерал.

Чьим адвокатом явитесь вы, Божьей печатью отмеченный человек? Мы слышали вашу предвыборную беседу со старухой-купчихой Москвой. Другими словами, -- но вы говорили:

-- Долгоденственное и мирное житие и во всем благое поспешение.

Я боюсь, что для просительницы, для просительницы-России, эти прекрасные слова превратятся только в совет:

-- Терпеть надо, матушка.

Не в суд или в осуждение говорю я вам эти слова, великий адвокат.

Нет, я боюсь, как боятся тысячи почитателей вашего дара, -- что, слушая всю жизнь повесть русского горя, вы привыкли к нему и привыкли считать его неизбежным.

Не вас я виню.

Я кляну судьбу. Ту долгую ночь, слишком долгую, которая усыпила лучшие умы и сильные чувства и сделала вялыми, и дряблыми, и бессильными мышцы долго спавших богатырей.

Действительно ли при "Лазаревом воскрешении" присутствуем мы?

О, если б было так!

Если б в душе вашей вы почувствовали, что вся ваша прежняя жизнь была только подготовкой к тому подвигу, на который вы призваны теперь.

Если б из этих слез, горя, мучений, которые видели вы, поднялся Тот, Кто взял на Себя все слезы, и горе, и мучения мира, и Своим властным и ласковым голосом сказал бы:

-- Лазарь! Тебе говорю: встань! И вы встали бы.

И начали бы свидетельствовать об истине. О, какая радость!

X

Судьба была злым шахом для Федора Никифоровича Плевако. Передо мной лежит его старый портрет.

Как только кончился процесс игуменьи Митрофании, он пошел к фотографу Попову на Кузнецкий Мост и снялся.

И смотрит со старого портрета молодое лицо, -- типичное лицо человека шестидесятых годов.

На них был какой-то отпечаток, который они так и сохраняли до смерти, вместе с "неблагонамеренными" длинными волосами.

Если б тогда "увенчали здание"!

Но здание сорок лет простояло без кровли. Выветрело все внутри.

И падавший снег, и осенние дожди, и холодные туманы, и едкая пыль съели все, все почернело.

Если бы тогда...

Мы имели бы своего Мирабо.

Не Робеспьера. Не Дантона.

Но Мирабо.

Какой бы голос имела страна для выражения своих мыслей и чувств!

Несчастны те, кто поздно родился!

Несчастны те, кто родился слишком рано!

Плевако родился рано. На тридцать лет рано.

А те, кто делал судьбы России, родились поздно. Вместо XVII века во второй половине девятнадцатого.

Герцен говорит, что на людей, как на виноград, бывают свои урожаи [Перефразированы слова Герцена из повести "Доктор, умирающий и мертвые": "Должно быть, на людей бывает урожай, как на виноград".].

Такой бывает виноград, что вино потом ценится словно жидкое червонное золото.

В те годы был урожай на людей.

Человек родился крупный.

И вино затерли -- могучее вино.

1905 год пришел, когда виноградники наши не радовали.

Неурожай на людей.

Дряблая кисть. Водянистая ягода.

Тогда из дела Кострубо-Корецкого, где-то в Рязани, о вытравлении плода, -- делали огромное, всероссийское общественное событие [Полковник Н.Н. Каструбо-Карицкий обвинялся в краже процентных бумаг на сумму около 38 тысяч рублей и в организации незаконного аборта у своей любовницы, вдовы штабс-капитана В.П. Дмитриевой. Сама Дмитриева на процессе обвинялась в укрывательстве похищенных ею ценных бумаг, в именовании себя не принадлежащим ей именем и в употреблении средств для изгнания плода. На этом же процессе судили врача П. Сапожкова, инспектора врачебного отделения Рязанского губернского правления врача Дюзина. Плевако защищал Каструбо-Карицкого. Дело слушалось в Рязанском окружном суде 18--27 января 1871 г. Все подсудимые были оправданы.].

Теперь в Таврическом дворце [Таврический дворец был построен в Петербурге в 1783--1789 гг. архитектором И.Е. Старовым для князя Г.А. Потемкина-Таврического. В 1906--1917 гг. в нем работала Государственная дума.] вытравляют суть дарованных свобод, словно где-то в Рязани слушается дело о выкидыше!

Он, -- говорят нам, -- сумел своим талантом, своим гением поставить на пьедестал звание:

-- Представителя защиты.

На какой пьедестал он сумел бы поставить своим гением звание:

-- Представителя народа.

Но приходится снова повторять:

-- О, страна бесконечных расстояний!

Какая свеча перед какой иконой не догорит в твою долгую, бесконечную зимнюю ночь.

Какая полная лампада, ярко возжженная благоговейною рукой, не выгорит и не погаснет в декабрьскую ночь до позднего, слишком позднего рассвета.

Природа зажгла в нем душу художника.

Душа художника -- нежная, чувствительная душа. Чувствительная к теплу, чувствительная к холоду. Душа как цветок.

Когда пригрело ее солнце шестидесятых годов, зацвела душа, распустилась и цветами покрылася вся.

За тяжкие годы долгой реакции свернулись и поблекли лепестки.

Надежды умерли к тому времени, как они стали осуществляться.

И грустный опыт примирил со многим сердце, потерявшее надежду.

Это тоже склероз сердца, когда горький опыт наполняет его безнадежностью.

Оно уже больше не в силах так биться, так сжиматься и делаться таким большим, таким огромным.

На одном из больших процессов во время перерыва мы бродили с Плевако по коридорам Московского окружного суда.

Говорили о том, почему:

-- Все старики да старики?

Почему из теперешней адвокатской молодежи не родится прежних "громовых" адвокатов.

Плевако говорил о них как о цветах:

-- Вырасти им не на чем. Теперь судоговоренье не играет такой роли! Мы стараемся перевести все на письменное производство.

Это говорил, -- говорил спокойно, -- первый русский оратор!

Плевако так, -- спокойно! -- говорил о смерти речи в суде.

В гласном суде о смерти человеческой речи.

Я услышал в его словах панихиду по Плевако.

Еще тогда!

Первую панихиду по Федору Никифоровичу.

"Чародей слова" говорил о смерти слова словно о покойнике, таком давнишнем, что на панихиде по нем присутствуешь спокойно, почти равнодушно.

Но больное место, -- сколько оно должно было переболеть, прежде чем приобрести такую нечувствительность? Улыбайтесь над словами Плевако:

-- Министры удостаивают появляться перед нами и говорят с нами не междометиями.

Улыбайтесь, как улыбались в Думе враги, открыто и во весь рот, как улыбались "друзья", втихомолку и радостно:

-- Выдохся!

Но в этих словах трагедия русской жизни.

Эти слова говорил человек, видевший министров больше, чем кто-нибудь из нас.

Здесь много "сердца горестных замет" [Цитата из посвящения "Евгения Онегина" А.С. Пушкина.].

Это говорил человек, на слуху которого из разговора министров со страной все больше и больше постепенно исчезали существительные, прилагательные, даже глаголы, даже в повелительном наклонении.

И остались для страны одни:

-- Междометия!

И то, что казалось "совершенно естественным" для вас, ему, -- уже привыкшему к иному, -- показалось новым, страшно значительным, удивительным, победой.

Ухо, привыкшее к междометиям, услыхало с радостным удивлением:

-- Говорят по-человечески?!

Он был матерью, которая перехоронила многих детей, -- похоронила всех, которые у нее родились, -- и когда родился новый ребенок, -- Вениамин родился [Вениамин был младшим сыном библейских Иакова и Рахили.]! -- вместо того, чтобы радоваться и ликовать, она тревожно и с тоской смотрела на маленькое, хрупкое существо:

-- Надо беречь! Надо беречь! И этого похороним!

Она видела только одно:

-- Хрупкость.

И только одна мысль у нее явилась:

-- И этого похороним!

Даже радость родила у нее только одну боязнь!

Она похоронила до этого всех детей, которые у нее родились...

Таким вошел Плевако в Государственную думу.

Он долго ждал, он перестал уже ждать.

И когда случилось,

-- Не поверил.

Долго был заперт этот чудный сад. И привык он, что жестоко карают даже| тех, кто близко подходит к ограде, -- к ограде только.

И вот отперли, и он вошел в этот сад, -- он сел на первой скамеечке и, увидев простые маргаритки без запаха, на краю газона, залюбовался:

-- Ах, как хорошо!

А дальше не пошел. Не решился.

-- Нельзя. Выгонят.

Так долго сад был заперт. Так, бывало, каторжанин, три года прикованный к тачке и потом освобожденный от нее, когда его внезапно будят:

-- В контору! -- спросонья ищет под нарой:

-- Где же тачка?

Не может представить уже, что от тачки отковали. Смейтесь над этим, если хотите. Если можете, смейтесь.

XI

Я слушал на могиле двух ораторов из октябристов.

Г-на Шубинского и еще какого-то октябристского господина.

Г-н Шубинский уверял, что Плевако явился в Думу:

-- Инвалидом. Неспособным уже к работе.

Другой октябристский господин, полемизируя с некрологом "Русского слова", -- нашел место для сведения счетов, на могиле! -- кричал:

-- Говорят, что Плевако в Думе был как нельзя более способен:

-- К работе.

Я не знаю, кто из них лгал.

Но думаю, что г. Шубинский просто перепутал два иностранных слова.

"Ветерана" с "инвалидом".

Ради Бога! О чем идет речь?

О балетной труппе? Там желательно, чтобы никому не было больше 25 лет.

А в парламенте 66 лет -- только-только возраст, в котором в самой старой парламентской стране, в Англии, призвали бы возможным считать человека:

-- Лидером партии.

Гладстона в 50 признали для этого:

-- Слишком молодым.

Плевако произнес в течение одной сессии:

-- Только две речи.

Но Плевако никогда не произносил по 30 речей в месяц! Он и всегда говорил редко, и каждая речь его была событием. Странная "дружеская" услуга уверять, что это был:

-- Старичок, уже ни к чему не способный.

Он заставляет вспомнить:

-- Избави меня, Боже, от друзей!

Когда Плевако впервые поднялся в Думе...

Одно время в Москве пошел беспорядок в пасхальном первом звене.

Не стали слушаться Кремля.

Стоишь, бывало, у решетки на крутом откосе. Без двух двенадцать. И все Замоскворечье, вся Москва заговорила медными языками.

Не выдержали, -- ударили где-то у Вознесения на Серпуховке, откликнулись в Печатниках, зазвонили на Капельках, в Хамовниках, в Лефортове.

Говорят колокола. Заливаются. Затараторили.

И вдруг земля загудела под ногами.

Дрогнула земля.

Ударил Иван.

И загудел, и поплыл.

И не слышно стало ничего. И утонуло все в нем.

И стало величественно. До жути!

Так загудел Плевако, когда поднялся в Думе среди наших споров и разговоров.

И все почувствовали, что ударили "во Кремле великом в колокол Ивана".

И смолкло все. И все утонуло.

"Инвалиды" так не говорят.

Инвалиды бессильно плачут, когда надо говорить.

А ветераны плачут словами и других заставляют плакать.

И вместо этих "лишний раз" анатомических вскрытий сердца Плевако и справок, как в участке, с метрическим свидетельством, -- мы с интересом послушали бы на кургане над богатырем:

-- Почему у вас так рано изнашиваются люди? Изнашиваются в чаянии дела больше, чем в делании его.

На второй день Рождества, целый день, с 8 часов утра, когда только-только забрезжил свет, до 4 часов дня, когда стали падать сумерки, мы хоронили "русского Мирабо".

"Рожденного Мирабо", не ставшего им.

По обстоятельствам, и зависевшим, и не зависевшим от всех нас.

XII

Среди массы явившихся мы, несколько человек, старые москвичи, хоронили еще и:

-- Старого москвича.

Все было "как следует". Благолепно.

Покойный любил благолепие и благолепием остался бы доволен.

Федор Никифорович был прихожанином к Иоанну, что в Кречетниках, и, хоть умер не дома, отпевали у себя в приходе.

Были возжены паникадила и все местные свечи. Перед угодниками горели и много поставленных свечей.

Я вошел в церковь, когда уж пели "Отче наш".

Синодальный хор пел хорошо.

-- Яко на небеси! -- унеслись высоко-высоко дисканты.

-- И на земли! -- тяжело спустились на землю басы. Хорошо говорил молодой архиерей.

Архиерейская служба и отпевание кончилось только в половине второго. Все:

-- По-московски.

Но нам, старым москвичам, все было:

-- Не то!

Федор Никифорович рано родился и опоздал умереть.

Хоронят Плевако. А где же князь Владимир Андреевич Долгоруков?!

Вот на паре рыжих лошадей с отлетом подъехали огромные старые сани, и вышел с огромными усами, падающими на грудь, Николай Ильич Огарев.

Приказал околоточному, чтобы вон тот извозчик, вместо того чтобы стоять напрасно, отъехал налево.

"Навел порядок".

И прошел в храм, на ходу здороваясь с В.А. Гольцевым, с Кашиным, ростовщиком, с Юрьевым Сергеем Андреевичем, с Жадаевым, ремесленником.

Он всех знает. Его все знают.

А вот, с двумя драгунами сзади, и сам князь В.А. Долгоруков.

"Хозяин столицы".

Как же ему, хозяину столицы, не быть, когда такого жильца, как Плевако, хоронят?

Сани въезжают на "монастырь", и, бодрясь, выпрыгивает маленький, розовый, с черными-черными усами, князь Владимир Андреевич и быстро проходит к дверям, через толпу москвичей, прикладывая руку к белого сукна картузу, улыбаясь направо, налево "улыбкой доброю и благосклонной" на общие поклоны.

По "монастырю" ходит в поддевке, звеня кучей брелоков, М.В. Лентовский.

Петр Ионович Губонин вышел "на свежий воздух" и, воздыхая, беседует о тщете всего земного:

-- Вот она, жись-то наша! Все ни к чему!

И обдумывает новое миллионное дело. Коренастая фигура Н.А. Алексеева. Едва успевает отвечать на рукопожатия. Громко раздается его звучный баритон.

-- Будет говорить? -- спрашивает кто-то.

Даже диву даются:

-- По депутату от города Москвы да градский голова слова не скажет? Выдумал!

Но вот радостно зазвонили в морозном воздухе колокола.

На шестерых вороных цугом, на мягких рессорах, несется карета.

-- Пади! -- кричат форейторы в черных треуголках.

В окна благословляет направо и налево старик в белом клобуке.

Это митрополит московский и коломенский высокопреосвященнейший Иннокентий едет на похороны Плевако [В 1908 г., когда умер Ф.Н. Плевако, митрополитом Московским и Коломенским был Владимир (в миру В.Н. Богоявленский; 1848--1918). Архиепископ Иннокентий (И.Е. Попов-Вениаминов) занимал эту кафедру в 1868--1879 гг.].

Кого же тогда и хоронить митрополиту, как не Плевако?

Плевако, веровавшего так, как верует женщина из простонародья, молясь в соборе за утреней перед Владычицей.

Плевако, бывшего старосту Успенского собора.

Плевако, всегда близкого к духовенству, его защитника.

Плевако, который и умер так, как умирали в XVI веке, а не в нашем.

Под чтение акафистов.

Силясь отнявшейся рукой перекреститься, когда монашенка восклицает заключительное:

-- Радуйся!

Такого редкого в наш век православного да не проводить!

-- В назидание!

И монашенок ни одной нет.

-- Была бы жива мать-игуменья Неофита, -- другое бы было! -- вздыхает кто-то.

Плевако рано родился и опоздал умереть.

Нашей старой легендарной, той -- не барской, а барственной! -- Москвы нет.

Перемерла. Перемирает.

Впервые: Рус. слово. 1907. 31 октября, 1 ноября (ч. 1--9), 1908. 28 декабря (ч. 10-12).