Задача И.Д. Сытина, как мы говорили в самом начале, была издавать:
-- Дешевую общедоступную газету.
Доступную и по цене, и по ясности изложения всякому.
Подписная цена -- 5 рублей в год -- была очень соблазнительна.
Что общедоступнее?
Но от нее пришлось сразу же отказаться.
По цензурным соображениям.
При 5 рублях в год нельзя было издавать настоящей газеты.
Пятирублевая газета трактовалась как "народная" газета.
И для нее, как для народного театра, для народной книжки, были свои особые цензурные требования.
"Народная" газета -- газета ценою ниже 6 рублей в год -- не имела права затрагивать целой массы вопросов.
Общественных и политических.
И пришлось за рубль купить себе право касаться важнейших вопросов.
Но за 6 рублей издавать такую газету, как хотелось, настоящую европейскую газету, с колоссальной, огромных денег стоящей информацией, было невозможно.
Предстояло одно из двух:
-- Или издавать газету так себе, второго разбора. Или повышать цену.
Скрепя сердце шли на второе.
Опыт показал, что газета привилась, что повышение цены не играет никакой роли в смысле распространения, что число подписчиков не только не уменьшается, но продолжает расти в обычной, нормальной прогрессии.
Тем не менее каждый раз редакция и издательство -- только в силу крайней необходимости, только из желания еще улучшить газету -- шли на прибавку.
Принципов было два:
-- Мы должны поднять вкус читателя и уровень его требований к газете. До сих пор в дешевой газете он имел и сведения и литературу второго сорта. Мы должны приучить его читать и требовать себе настоящей газеты.
-- Наша газета должна быть общедоступной.
Из массы читательских писем самыми радостными для редакции были письма с укоризнами:
-- В "Новом времени" есть такое-то сведение, а у вас нет.
Читатель забывал, что "Новое время" стоит 17 рублей в год, а "Русское слово" -- восемь.
Наша первая цель была достигнута. Читатель стал требователен. Он требовал:
-- Настоящей газеты.
Что касается второй задачи, то "Русское слово" перед войной оставалось самой дешевой, т.е. самой доступной, из больших политических газет в России.
Военное время, с огромным вздорожанием, главным образом бумаги, заставило поднять цену на газету.
Но явление это, надеемся, временное.
И "Русское слово" переносит это временное тяжелое положение, все-таки оставаясь верной своей задаче:
-- Быть по возможности дешевой и общедоступной газетой.