Задача И.Д. Сытина, как мы говорили в самом начале, была издавать:

-- Дешевую общедоступную газету.

Доступную и по цене, и по ясности изложения всякому.

Подписная цена -- 5 рублей в год -- была очень соблазнительна.

Что общедоступнее?

Но от нее пришлось сразу же отказаться.

По цензурным соображениям.

При 5 рублях в год нельзя было издавать настоящей газеты.

Пятирублевая газета трактовалась как "народная" газета.

И для нее, как для народного театра, для народной книжки, были свои особые цензурные требования.

"Народная" газета -- газета ценою ниже 6 рублей в год -- не имела права затрагивать целой массы вопросов.

Общественных и политических.

И пришлось за рубль купить себе право касаться важнейших вопросов.

Но за 6 рублей издавать такую газету, как хотелось, настоящую европейскую газету, с колоссальной, огромных денег стоящей информацией, было невозможно.

Предстояло одно из двух:

-- Или издавать газету так себе, второго разбора. Или повышать цену.

Скрепя сердце шли на второе.

Опыт показал, что газета привилась, что повышение цены не играет никакой роли в смысле распространения, что число подписчиков не только не уменьшается, но продолжает расти в обычной, нормальной прогрессии.

Тем не менее каждый раз редакция и издательство -- только в силу крайней необходимости, только из желания еще улучшить газету -- шли на прибавку.

Принципов было два:

-- Мы должны поднять вкус читателя и уровень его требований к газете. До сих пор в дешевой газете он имел и сведения и литературу второго сорта. Мы должны приучить его читать и требовать себе настоящей газеты.

-- Наша газета должна быть общедоступной.

Из массы читательских писем самыми радостными для редакции были письма с укоризнами:

-- В "Новом времени" есть такое-то сведение, а у вас нет.

Читатель забывал, что "Новое время" стоит 17 рублей в год, а "Русское слово" -- восемь.

Наша первая цель была достигнута. Читатель стал требователен. Он требовал:

-- Настоящей газеты.

Что касается второй задачи, то "Русское слово" перед войной оставалось самой дешевой, т.е. самой доступной, из больших политических газет в России.

Военное время, с огромным вздорожанием, главным образом бумаги, заставило поднять цену на газету.

Но явление это, надеемся, временное.

И "Русское слово" переносит это временное тяжелое положение, все-таки оставаясь верной своей задаче:

-- Быть по возможности дешевой и общедоступной газетой.