Кричать "Шаляпин! Шаляпин!" -- очень легко. Гораздо интереснее подумать:

-- Как играет Шаляпин и что ему дали играть?

Как я смотрю на Шаляпина в "Добрыне", -- мне вспоминается огромная картина Врубеля, которую мы все видели на Нижегородской выставке.

Микула Селянинович и заезжий витязь.

Копна рыжеватых волос и всклоченная борода. Глаза добрые, добрые, ясные, кроткие и наивные. Как у Шаляпина в "Добрыне".

Смотрит деревенский мужик на заезжего лихого витязя -- и в добрых, наивных глазах недоумение.

-- Зачем же воевать, когда можно землю пахать?

Но Микула пошёл в богатыри.

Очутившись на придворном пиру, у Владимира Красного Солнышка, Микула, вероятно, был бы и мешковат, и неловок.

Вот как Шаляпин в последнем действии.

Попав в такую "переделку", как в опере Гречанинова, Микула, вероятно, смотрел бы на балерин с наивным, наивным удивлением.

Как Шаляпин в третьем акте.

Он стоял бы, вероятно, так же неуклюже, когда его одевали бы в доспехи бранные, как стоит в это время в первом акте Шаляпин. Ему это чуждо. Не его убор. И впечатление бы он производил именно такое. Убор грозный, а на лице одно добродушие.

И только когда бы дело дошло до сечи, до битвы со Змеем Горынычем, когда проснулся бы в Микуле богатырский дух, -- он стал бы и ловок, и красив, и статен, и грозен. Как Шаляпин во втором действии.

А всё время от него веяло бы деревней, могучей, но наивной, мешковатой. Веяло бы добродушной деревенщиной. Как веет всё время от Шаляпина в опере г. Гречанинова.

Это прекрасный образ.

Но это Микула, -- не Добрыня.

Когда читаешь былины, -- из них встаёт другой Добрыня.

Илья -- сила земли. И, может быть, очень хорошо, что Илью в Большом театре загримировали Толстым, -- великою силой земли, -- именно, земли, -- русской.

Добрыня -- служилый человек. Белая кость. Воевода скорей, чем простой витязь. Человек служилого долга.

-- Коли стали прятаться старший за младшего, младший за старшего...

Он, Добрыня, долгом счёл исполнить обязанность: идти на подвиг богатырский.

-- Хоть и не моя была очередь.

Слышите вы в этой фразе довод и теперешних служилых людей, не имеющих в себе, правда, ничего богатырского, но эту только "богатырскую повадку" сохранивших?

Добрыня ратный человек, и ему в латы одеваться дело привычное. Он делает это единым духом. В латах ему ловко. Он словно в них родился.

Такой богатырь знает себе цену.

Он на пиру у князя не был бы ни мешковат, ни неловок.

И в приключении он держался бы иначе. Не стал бы. как деревенщина, больше всё изумляться.

-- "Изнемогаю!" -- сказал бы не с таким наивным удивлением, в котором слышится:

-- Батюшки! Да что ж это со мной делается?!

Добрыня и "изнемог бы" как-нибудь иначе. Вот Микула, тот изнемогает от изумления пред невиданными чудесами.

Добрыня в богатырских делах видал виды. Очутившись в таких странных, но приятных обстоятельствах, -- он больше обратил бы внимание на их приятность, чем на странность и не стал бы терять времени на удивление.

В Добрыне много простоты. Но простота эта аристократическая.

Воеводская, а не мужицкая.

Но...

Вот если бы г. Шаляпин написал эту оперу, -- мы могли бы ему сказать то же, что, думаем, должна бы сказать дирекция г. Гречанинову:

-- Это очень хорошо. Но это не "Добрыня Никитич". Или возьмите оперу назад. Или назовите "Микулой Селяниновичем".

А Шаляпин является только исполнителем того, что задумано и написано другим.

Он и должен исполнять то, что написано.

Перед ним либретто. Бесцветное. Таким языком мог бы говорить любой из богатырей. Так, какой-то раз навсегда "утверждённый язык для богатырских разговоров":

-- "Уж ты гой еси" да "уж ты гой еси". "Рученьки" да "ноженьки".

Богатырская форма. Вернее, богатырский мундир.

Надо искать характеристики только в музыке.

А музыка, которую поёт Добрыня, -- "самая деревенская". Деревенскою песнью веет от всего, что он поёт.

Ведь нельзя же играть Добрыню большим воеводою и петь в то же время по-мужицки деревенские песни. Получилась бы "наглядная несообразность", бессмыслица.

Добрыня так по-деревенски своей души бы не изливал. У Добрыни душа не деревенская.

Микула -- да.

И Ф. И. Шаляпин, на основании того материала, который ему дан, и от которого отступить ему невозможно, создал дивный, превосходный, художественный образ добродушного могучего Микулы Селяниновича.

И не его вина, что Добрыня в опере "Добрыня" только в заглавии.