Дорошевич В. М. Собрание сочинений. Том IV. Литераторы и общественные деятели. -- М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1905.

Умирая в поезде от скуки, я стоял на одной из больших станций, около "газетного буфета".

-- Марк Твен есть? Джерома тоже нет?!

Газетчик тоном приказчика в гастрономическом магазине нахваливал мне свой товар.

-- Газеты есть самые свежие. Последней получки-с. Дозволите отпустить?

-- Да нет! Мне так что-нибудь... посмешней!

-- Гражданин дозволите завернуть? Гражданин очень смешно читать-с...

-- Читал. Нет ли чего повонючее? В роде, знаете, лимбургского сыра. На любителя?

-- Дозвольте в таком случае "Речь" г. Окрейца вам отпустить? Никто не спрашивает-с. Любительский товар-с.

Окрейца?!

-- Заверните мне Окрейца! Заверните мне Окрейца!

-- Больше ничем служить не могу?

-- Нет, уж после Окрейца что же?

Окрейц!

Он жив!

И целая картина предстала передо мной. Унылые коридоры полтавского окружного суда.

Я брожу в ожидании, пока начнут выдавать билеты на дело Скитских.

По унылым коридорам уныло бродит ещё унылая фигура во фраке, с какими-то упразднёнными знаками отличия отдалённых государств.

Его можно было бы принять и за престарелого фокусника, если б не факельщицкий вид.

Худой, костлявый.

Длинные грязного цвета волосы, длинная жидкая борода. Бесконечное уныние в глазах, как у людей, занимающихся самой безрадостной на свете профессией. Мне показалось даже, что одно плечо поношенного фрака особенно сильно вытерто.

"Это от постоянного таскания гробов с покойниками!" с сочувствием подумал я.

В разговоре с приставом мне пришлось упомянуть свою фамилию.

Престарелый факельщик шагнул ко мне своими длинными тонкими ногами.

-- Вы такой-то?

-- К вашим услугам.

-- Позвольте познакомиться. Я -- Окрейц.

Да это был не только факельщик, но сам покойник.

-- Окрейц? Вы Окрейц?!

-- Да, да. Я Окрейц.

-- Окрейц?! "Инженеров следует вешать просто, концессионеров следует вешать за ребро".

Он смотрел на меня с удивлением и слушал, как знакомый мотив.

-- Из какой это оперы?

-- Вы забыли? Это ваше! Ваше это! Из "Луча".

Старый факельщик улыбнулся радостно. Вспомнил!

Он закивал головой.

-- За ребро! За ребро! -- повторял он тихо, с бесконечной нежностью. -- Да, да, да!.. За ребро!

-- Или вот это: "Всякого предпринимателя следует сажать на кол и держать так, пока кол не пройдёт сквозь самое горло и не поднимет черепа!"

Он радостно кивал головой.

-- Моё! Моё! Черепа не поднимет! Черепа!

-- Нет! Стиль-то, стиль! Не просто "через горло", а "через самое горло". Чрезвычайно стильно!

Старик был растроган.

-- Вы, однако, учили мои произведения наизусть?

-- Запомнились, г. Окрейц! Врезались в память! Я зачитывался вашими произведениями, г. Окрейц! Да и как же иначе? Вы писали это в 80-м году. А? В 80-м году XIX столетия, и вдруг "за ребро". Как не врезаться? Или вот это: "Такого-то присяжного поверенного следовало бы вымазать в дёгтю, вывалять в пуху и гнать так дворниками по городу, пока не падёт". У вас была изобретательность, г. Окрейц! Вы были художником, господин Окрейц! Ваш совет относительно другого присяжного поверенного: "Этого следовало бы после речи просто выкинуть из кассационного департамента в окно". А? Присяжный поверенный, летящий из Сената в окно! Первоприсутствующий, который приказывает: "Сторожа, отворите окно и киньте туда присяжного поверенного!" Такие вещи не забываются, г. Окрейц.

Старик был тронут. Больше. Он был потрясён.

-- Да! Писал в своё время! Писал! А теперь... Приехал на дело Скитских от...

Он назвал один из петербургских органов.

-- Нда! Газета, извините меня, действительно, довольно портерная.

-- Да и не во всякой портерной ещё получают! -- со вздохом махнул рукой престарый факельщик. -- Захожу как-то освежиться. "Дайте мне"... -- "Извините, мы этой газеты не получаем-с!" И с такою гордостью: "мы"!

-- С таким-то талантом, как ваш! С такой изобретательностью! С такой фантазией!

-- Спроса на меня нет. А бывало! Писал! "За ребро"! Отлично помню: "за ребро".

-- Или "о пользе ввести колесование"?

-- Да, да! И о пользе ввести колесование писал!

Мне показалось, что у старика на глазах даже слёзы умиления.

Он чувствовал ко мне нежность. Я разбудил самые дорогие воспоминания.

Он схватил мою руку. Он жал её своей тёплой-тёплой рукой. Ему хотелось сказать мне что-нибудь приятное.

-- А мы с Пятковским читали ваши сахалинские очерки.

-- С кем?

-- С Пятковским, с издателем Наблюдателя. Тоже спроса теперь нет! Тоже!.. Мы читали. Какой ужас! Эти наказания, эти тюрьмы, это полное падение. И знаете, к какому заключению мы пришли с Пятковским?

-- Интересно.

-- Что смертная казнь необходима!

Я даже отскочил.

-- Вот, знаете, никак не думал, чтобы мои очерки...

Но он снова поймал меня за руку.

-- Вы это доказали! Вы это доказали!

-- Послушайте! Мне делается страшно...

-- Не пугайтесь! Не пугайтесь! В этом нет ничего страшного!

Он говорил тихо, нежно, словно уговаривал меня идти в палачи или просто на виселицу.

-- Никаких мук, никаких страданий. Никакого произвола надзирателей, никакого человеческого падения. Ничего. Раз -- и всё кончено. Это чисто! Это опрятно прежде всего! И потом -- дёшево. Никаких расходов на тюрьмы, на одежду, на стол.

-- Но кого же, г. Окрейц? Но кого?

-- Всех-с! Обвиняется в убийстве-с, в покушении на убийство, в делании фальшивой монеты...

Он подумал с секунду.

-- По третьей краже тоже можно-с. Всё равно он неисправим.

И этот "идеалист смертной казни" с такой нежностью говорил:

-- "По третьей краже".

-- И никаких ужасов каторги!

-- Послушайте, г. Окрейц, а случаи судебной ошибки?

Он посмотрел на меня с удивлением:

-- Что ж, что судебные ошибки? Никакое правосудие не может обойтись без ошибок! Вы только подумайте: каково это невинному человеку мучиться в каторге! А тут никаких мучений. Раз -- и готово!

-- Ну, хорошо! Возьмём хоть вот это дело, ради которого мы с вами приехали. Дело Скитских. Если б их, по вашему рецепту, взяли бы сразу и казнили...

-- И превосходно-с!

Старик даже подвизгнул от радости.

-- И превосходно-с! И никакого шума бы не было-с! А то, что это, помилуйте! Шум на всю Россию! Газеты кричат! Корреспонденты скачут! Что это такое? А там, -- чирик, и всё кончено. И они ничего больше не чувствуют.

-- А родные, г. Окрейц? Их родные?

-- Что ж, что родные?! Поплакали бы и успокоились. Вот и всё. Всё равно человеку рано или поздно умирать нужно!

И этот старичок, на которого "не было спроса", с нежностью улыбался, словно уж видел перед собою "картину".

И вдруг теперь! Оказывается, он не только существует! Он издаёт журнал!

-- Только никто не спрашивает-с! -- жалуется газетчик.

Пусть эти строки послужат рекламой для старичка.

Господа, поддержите помешанного старичка, страдающего каким-то жестоким и кровавым бредом.

Тяжёлая форма помешательства!

Господа, когда вы умираете от скуки, покупайте "Речь".