Стр. 262....в вопросе о способности пророчества в человеке, способности предчувствий и т. д. уверены очень многие и в наше время ~ и, главное, даже из самых образованнейших людей со разводят руками перед фактом. -- По всей вероятности, имеется в виду и М. П. Погодин, посвятивший в своей книге "Простая речь о мудреных вещах" особый раздел ("Отделение второе. Философам для объяснения") фактам, которые "нельзя объяснить никакою наукою и никакою системою". Во вступлении к обширному перечню "событий", распределенных по рубрикам "Предчувствия", "Предвестия", "Предсказания", "Предвидения", "Способность видеть далекое настоящее" и т. п., Погодин писал: "Опровергнуть эти события нет разумного основания: это неоспоримые факты <...> отрицать же безусловно было бы крайним невежеством или диким упрямством <...> Некоторые случаи были со много <...> другие слышал я от своих знакомых, людей достоверных, третьи привожу из печатных источников, -- все с доказательствами, сколько их найти можно было <...> я думаю, что одно подобное событие <...> строго исследованное, доказанное критически, имеет великую важность <...> есть что-то, кроме того, что мы знаем посредством своих чувств, о чем, по замечанию Шекспира, и не пригрезится философам" (Михаил Погодин. Простая речь о мудреных вещах. Издание второе, исправленное и умноженное. М., 1874, отд. II, стр. 3--4).
Стр. 262. Предсказание ~ француза, который, в семидесятых годах прошлого столетия со предсказал смерть короля со дадут в последние минуты перед казнью духовника... -- Имеется в виду знаменитое "Пророчество Казота" ("La prophétie de Cazotte"). В 1806 г. в первом томе "Избранных и изданных посмертно сочинений" Ж.-Ф. Лагарпа (1739--1803) был опубликован рассказ о том, как в его присутствии французский писатель Жак Казот (Cazotte; 1719--1792), известный своим мистицизмом и принадлежавший к секте мартинистов, в начале 1788 г. во время оживленного застолья (вероятно, в доме герцога Ниверне), когда зашел разговор о великом обновлении, которое принесет обществу революция, предсказал в подробностях участь ряда присутствовавших в период якобинского террора (Кондорсе, Шамфора, Бальи, Мальзерба и др.), гибель королевского дома и то, что король будет последним осужденным, к кому перед казнью допустят священника. Достоверность рассказа Лагарпа не могла не казаться сомнительной хотя бы уже в силу исключительности сообщенного факта; когда же в 1817 г. был опубликован постскриптум Лагарпа, где говорилось, что вопрос о достоверности этого пророчества не слишком важен, потому что истинно необычайным и чудесным были сами события Французской революции, многие стали относиться к "Пророчеству Казота" как к несомненной мистификации. Тем не менее оно оставалось популярным и многократно перепечатывалось. Высказывались суждения и о том, что в основе своей рассказ Лагарпа правдив. Так, Луи Фигье замечал: "Трудно поверить, чтобы вся эта история была выдумана Лагарпом <...> Можно допустить, что Казот, человек наблюдательный и умный, привыкший следить за событиями настоящего, чтобы вывести из них события будущего, однажды, когда он был возбужден сарказмами скептических остроумцев, которые его окружали, возвестил им авторитетным тоном о катастрофе, которая должна была тогда ему казаться весьма вероятной. В своих предведениях он неожиданно оказался более точным, чем сам это думал и, особенно, чем сам этого хотел..." (L. Figuier. Histoire du merveilleux dans les temps modernes, t. IV. Paris, 1860, p. 136--137). Чуждый мистике Ипполит Тэн, включив "Пророчество Казота" в I том своего известного труда "Происхождение современной Франции" (имевшегося в библиотеке Достоевского, -- см.: Материалы и исследования, т. IV, стр. 268), отмечал, что, "заранее и само того не ведая, каждое поколение носит в себе свое будущее и свою историю; ему можно было бы предсказать его участь задолго до исхода событий", а также, что "предведения" могут простираться на "общий ход вещей" (H. Taine. Les origines de la France contemporaine, t. I. L'ancien régime. Paris, 1876, p. 524; ср.: И. Тэн. Происхождение общественного строя современной Франции. СПб., 1880, стр. 522). См. также: Некоторые любопытные приключения и сны из древних и новых времен. М., 1829, стр. 222--236; G. de Nerval. Les illuminés. Récits er portraits. Paris, 1852, p. 266--274; R. Trintzius. Jacques Cazotte ou le XVIII siècle inconnu. Paris, 1944, p. 139--154; B. M. Жирмунский, H. A. Сeгал. У истоков европейского романтизма. -- В кн.: Г. Уолпол. Замок Отранто. Ж. Казот. Влюбленный дьявол. У. Бекфорд. Войтек. Л., "Наука", 1967, стр. 263--264.
Стр. 262. ... предсказание это ~ засвидетельствовано одной писательницей... -- Вероятно, имеется в виду французская писательница Мария-Анна-Франсуаза Богарне (Beauharnais; 1737--1813) -- одна из тех, кому принадлежали свидетельства о пророчествах Казота (см.: L. Figuier. Histoire du merveilleux dans les temps modernes, t. IV. Paris, 1860, p. 137).
Стр. 262. ... светским, хотя и весьма странным, как передано, человеком,-- Слова Лагарпа. Ср.: "Это был Казот, человек весьма обходительный, но слывший чудаком, который на свою беду пристрастился к бредням иллюминатов" (Ж.-Ф. Лагарп. Пророчество Казота. -- В кн.: Г. Уолпол. Замок Отранто. Ж. Казот. Влюбленный дьявол. У. Бекфорд. Ватек. Л, 1967, стр. 245).
Стр. 262. ... Сведенборга в Швеции ~ известного ученого, много оказавшего пользы в свое время своему Отечеству по минералогии и по устройству рудокопен. -- Эммануэль Сведенборг (Swedenborg; 1688--1772) -- выдающийся шведский ученый-естествоиспытатель -- был автором ряда исследований по математике, астрономии, геологии, минералогии, горному делу, а также создателем различных технических и финансовых проектов. Будучи асессором горной коллегии, он тщательно изучал рудники Швеции и Германии; в 1734 г. были изданы его "Философские и минералогические сочинения" в трех томах, принесшие ему широкую известность в научных кругах.
Стр. 262. Он написал несколько мистических сочинений и одну удивительную книгу о небесах, духах, рае и аде... -- В середине 40-х годов XVIII в. Сведенборг пережил духовный кризис, отошел от естествознания и обратился к мистицизму, сочтя себя "духовидцем", призванным богом открыть человечеству тайны бытия. Он написал множество теософских сочинений на латинском языке, где истолковывал Библию в свете теории "соответствий" ("correspondentiae") реального и "потустороннего" и излагал открытые ему "свыше" законы мироздания. Наиболее значительные из его книг -- "Небесные тайны..." (т. 1--8, 1749--1756), "О небесах, о мире духов и об аде" (1758), "Истинная христианская религия" (т. 1--3, 1771).
В библиотеке Достоевского имелась книга "О небесах, о мире духов и об аде" (пер. А. Н. Аксакова; Лейпциг, 1863), по-видимому, оказавшая некоторое влияние на замысел "Сна смешного человека" (см. стр. 401--402); в этом же издании содержался очерк "Биография Сведенборга" (стр. XIX--XLII). Кроме того, в библиотеке писателя были две книги А. Н. Аксакова, усиленно пропагандировавшего учение Сведенборга: А. Н. Аксаков. Евангелие по Сведенборгу. Пять глав от Иоанна с изложением и толкованием их духовного смысла по науке о соответствиях. Лейпциг, 1864; А. Н. Аксаков. Рационализм Сведенборга. Критическое исследование его учения о священном писании. Лейпциг, 1870 (см.: Библиотека, стр. 153).
Стр. 262....как очевидец, уверяя, что загробный мир раскрыт для него ~ иметь с ними сообщение. -- Сведенборг утверждал: "... мне дано было в течение 13 лет быть вместе с ангелами, говорить с ними как человеку с человеком и видеть то, что происходит на небесах и в аду; в настоящее же время мне дано описать, что я видел и слышал, в той надежде, что невежество просветится и неверие уничтожится" (Сведенборг, стр. 3).
Стр. 262. ... предание, что он, после смерти одной коронованной особы со отыскал какие-то важные затерянные бумаги, отправившись нарочно за тем в небеса переговорить с покойником. -- Контаминация двух "преданий", приведенных (с указанием лиц, подтверждавших их правдивость) в очерке "Биография Сведенборга": 1) беседа Сведенборга с умершим принцем Вильгельмом по поручению сестры принца шведской королевы Луизы Ульрики, пожелавшей испытать его способности "духовидца", и 2) встреча Сведенборга с умершим графом Мартевилем, голландским посланником при стокгольмском дворе, по просьбе вдовы покойного, желавшей узнать местонахождение затерявшейся долговой расписки (см.: Сведенборг, стр. XXIX--XXX).
Стр. 263. ... как на крупный факт ~ указывали на гадальщицу мадмуазель Ленорман. -- Мария-Анна-Аделаида Ленорман (Lenormand; 1772--1843) пользовалась огромной известностью: к ней обращались за предсказаниями судьбы многие из ее знаменитых современников (в том числе Марат, Сен-Жюст, Робеспьер, Александр I); в печати неоднократно появлялись сообщения об исполнившихся предсказаниях Ленорман. Так, например, Погодин приводил рассказ о том, как она предсказала смерть на виселице С. И. Муравьеву-Апостолу, который в 1826 г. был повешен (см.: Михаил Погодин. Простая речь о мудреных вещах. М., 1874, стр. 25). Делались попытки объяснить эти факты существованием каких-то скрытых возможностей в натуре человека. М. Форнари, например, писал вскоре после смерти Ленорман: "Мы думаем, что возможное имеет свои границы; но мы считаем, что эти границы неизмеримо далеки от того, что обыденное сознание считает геркулесовыми столпами человеческих возможностей <...> В ней было много проницательности, и это позволяло ей бросить справедливый взгляд на последствия событий <...> Если <...> Ленорман предсказывала будущее, лишь выводя последствия из исходных обстоятельств, которые были у нее перед глазами, надо преклониться перед этой изумительной способностью" (Histoire curieuse et pittoresque des sorciers... depuis l'antiquité jusqu' à nos jours. Par le réverand père dominicain Mathias de Giraldo. Revue et augmentée par M. Fornari. Paris, 1846, troisième partie, p. 15). См. также: Alfred Marquise t. La célèbre m-lle Lenormand. Paris, 1911.
Стр. 263. Ведь есть же, например, какая-то болезнь, кажется, в Шотландии, называемая двойным зрением... -- Погодин в "Простой речи о мудреных вещах" в рубрике "Предвидения" приводит отрывок из записок графини А. Д. Блудовой, вспоминавшей: "Батюшка еще знавал в Стокгольме одного старого господина (вероятно, речь идет о Сведенборге, -- Ред.), который имел способность предвидения приближающихся в будущем происшествий, то, что шотландцы называют second sight, второе зрение..." (Михаил Погодин. Простая речь о мудреных вещах. М., 1874, стр. 32). В рубрике "Способность видеть далекое настоящее" цитировались воспоминания Н. И. Греча, рассказывавшего о своей матери, "которая действительно одарена была каким-то шотландским двойным зрением" (там же, стр. 38). Приводя два рассказа П. В. Нащокина, Погодин отмечал: "...вне чудесного, душа наша, при известном напряжении органов, имеет способности, не вполне дознанные наукою" (там же, стр. 41).
Стр. 265....папа Пий IX умрет ~ в этом году или в будущем (что кажется несомненно)... -- Пий IX умер 7 февраля 1878 г.
Стр. 265. "Всё это вздор ~ Так, по крайней мере, относится наука к спиритизму, и спириты ~ возражают ей: "Всё это может быть, потому что всё это есть"... -- Ср. "Опять только одно словцо о спиритизме" (наст. изд., т. XXII, стр. 126).
Стр. 265....про меня упомянули как-то печатно, что я тоже наклонен к спиритизму. -- См. наст. изд., т. XXII, стр. 131, 385.