Письмо H. E. Глембоцкой к Достоевскому от 25 ноября 1879 года занимает исключительное место в изучении биографии писателя. В отношении некоторых сведений оно является единственным источником информации о родственниках писателя по отцовской линии. Вместе с тем парадоксальным образом текст этого письма до сих пор не опубликован полностью. Даже его фрагмент с весьма существенными купюрами и, увы, ошибками издан единственный раз в знаменитой, но теперь уже малодоступной монографии М. В. Волоцкого "Хроника рода Достоевского".1 Имеются основания полагать, что М. В. Волоцкой не держал подлинник письма в руках, а использовал копию текста, выполненную А. А. Достоевским, который произвел все сокращения и явился виновником закравшихся ошибок.
Нельзя сказать, что это письмо неизвестно специалистам. Напротив, все утверждения о предках писателя по отцу восходят именно к нему. Более того, содержащаяся в нем информация была безоговорочно принята всеми, кто касался проблем биографии Достоевского. Удивительно, но в течение многих лет ни один из исследователей не попытался проверить достоверность изложенных там фактов. Только в начале 90-х годов XIX в. И. Л. Волгин отыскал ряд документальных свидетельств о деде писателя -- священнике Андрее Достоевском, проливающих свет на личность последнего и отчасти заставляющих усомниться в справедливости некоторых свидетельств H. E. Глембоцкой. Вообще говоря, рассматриваемое письмо рождает больше вопросов, чем ответов. Тем более необходима полная публикация его текста для дальнейшего изучения проблемы.
Следует особо отметить, что неизвестной остается и реакция на письмо самого Достоевского.
Подлинник письма Глембоцкой ныне хранится в Отделе рукописей Института русской литературы РАН (Пушкинский дом) в С.-Петербурге (шифр хранения 29675 CCXI 63). Письмо написано чернилами на листе синей бумаги хорошего качества. Почерк везде ровный, хорошего навыка, строчки заполняют практически всю поверхность письма. Кое-где имеют место незначительные ошибки орфографического и пунктуационного характера.2 Написание окончания фамилий приведено в соответствие с современными нормами.
Не располагая, разумеется, домашним адресом Достоевского, автор направляет свое послание в редакцию журнала "Отечественные записки", где в 1875 году был опубликован "Подросток". На конверте два штемпеля: один -- об отправлении с Ободовской почтовой станции 29 ноября 1879 года, два других -- о получении в Петербурге 2 и 3 декабря 1879 года. Таким образом, Достоевский мог познакомиться с письмом только в начале декабря.
М. Жабокрич
25 ноября 1879 г.
Милостивый Государь,
Феодор Михайлович!
Совершенно случайно я узнала о существовании фамилии Достоевский, и именно фамилии той, которая так близка по родству мне. Вы, многоуважаемый Феодор Михайлович, по всей вероятности удивитесь случайному моему открытию; но это факт! Факт, в котором я разубедиться не могу: увидя как-то Ваш портрет3 и узнав, чей Вы сын, я теперь совершенно убедилась, что Вы мне не чуждый человек, а очень близкий родич, именно двоюродный брат. Минуту терпения! Выслушайте меня. Вот моя родословная: я дочь Евфимия Лимаповского, посватавшего одну из шести дочерей деда Вашего, протоиерея г. Брацлавля4 Подольской губернии Андрея Достоевского.5 Опишу состав этой семьи подробнее: у деда Вашего было шесть дочерей: Анна, Фотина, Констанция,6 Фекла, Мария и Лукерья -- моя мать и два сына: Лев и Михаил -- Ваш отец. При жизни нашего деда три дочери его вышли замуж: Анна за священника Гутовского, Фотина за военного (фамилии которого не помню) и Констанция за управляющего Соколовского, остальные же дочери перешли под попечение дяди нашего, священника с. Войтовец7 Льва Достоевского и впоследствии вышли замуж: Мария за священника Гузикевича,8 Фекла за священника Черняка4 и Лукерья -- моя мать -- за чиновника Лимановского. Отец же Ваш, Михаил Андреевич Достоевский при жизни еще отца уехал в Петербург10 и, как мне говорила моя мать (Ваша тетя), служил там доктором. Мой отец служил в Каменец-Подольске чиновником, вскорости умер и оставил меня с матерью в крайней бедности (мне было тогда 7 лет). Мы переехали в Винницу поближе к родным и жили с одного лишь скудного пенсиона отца и с податков родных.11 Перед смертью матери я вышла замуж за сельского диакона Глембоцкого; но увы! Жила с ним не долго: он скоро умер;12 со смертью его я лишилась последней поддержки моей жизни, я осталась без куска хлеба, и если бы добрые люди не дали бы мне должности просфирни при сельской церкви, которая гарантирована 15-рублевым содержанием в год, то хоть по миру ступай с сумой. Но нашлись злые люди в свою очередь, которые згрызли меня несчастную вдову и с этой службы, отобрали от меня и эти последние крохи, это скудное пропитание, и я теперь осталась без всяких средств к жизни. Слыву в местечке как приживалка, нахлебница, попрошайка...
Одного прошу Вас, высокоуважаемый брат, помогите! Помогите немногим, вышлите мне, несчастной, хоть на хлеб. Бог не оставит Вас, теплые молитвы к нему о Вашем здоровье будут всегда на моих устах!
Ваша двоюродная сестра, вдова Надежда Глембоцкая.
Адрес: через Ободовскую почтовую станцию Подольской губернии, Ольгопольского уезда в м. Жабокрич. Вдове Надежде Глембоцкой.
1 Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского (1506--1933). М., 1933. С. 44--45.
2 Это важно, поскольку другая двоюродная сестра писателя по отцу -- Олимпиада Ивановна Черняк, в замужестве Войнарская, была неграмотна (см.: РФ, ф. 102, ДП-7, No 146, 1895, л. 317--318).
3 H. E. Глембоцкая могла видеть портрет Достоевского в журнале "Нива" (1878. No 1) (указание Г. Ф. Коган). Свидетельство о портретном сходстве весьма интересно, поскольку иконография этих родственников писателя практически неизвестна. По нашему субъективному мнению, на Достоевского в семипалатинский период его жизни был в молодости очень похож внук О. И. Черняк Ф. Г. Добржанский (см.: Природа. 1991. No 3. С. 80).
4 Ныне поселок городского типа Брацлав Винницкой области (Украина). Приводим его название так, как оно дано автором письма.
5 Как уже отмечалось всеми специалистами, этот факт был признан безоговорочно. Однако сейчас можно считать твердо установленным лишь то, что в 1781 году Андрей Достоевский был униатским священником с. Войтовцы, Немировского ключа Брацлавского воеводства (установлено И. Л. Волгиным, см.: Труды комитета для историко-статистического описания Подольской епархии. Каменец-Подольк, 1889. Вып. 4. С. 198; Волгин И. Л. Родиться в России. М., 1991. С. 34--48). Его избранию на этот пост предшествовала шумная история с разгромом в Войтовцах православной церкви осенью 1780 года (см.: Коялович М. О. История воссоединения западнорусских униатов. Минск, 1999. С. 169--175). Несомненно, что после 2-го раздела Польши и присоединения Подолин к России в 1793 году А. Достоевский принял православие, поскольку уже в 1802 году оба его сына учились в православной шаргородской семинарии (см.: Федоренко Б. В. О неясном в жизнеописании М. А. Достоевского // Достоевский и мировая культура. М, 1994. Вып. 3. С. 21--22; см. также: ЦГИА (Москва), ф. 433, оп. 30, ед. хр. 110, л. 12, 12 об.). В 1796--1797 годах одним из благочинных Брацлавского уезда был Андрей Достомский (установлено И. Л. Волгиным; ср.: Подольские епархиальные ведомости. 1873. Вып. 12. С. 422). Согласимся с И. Л. Волгиным, что скорее всего -- это Андрей Достоевский -- дед писателя. Благочиние А. Достомского включало с. Бортники, Васышковцы, Забужье, Бушинка, Шелудки, Остапковцы, Волчек, Райгород, Соколец, Печеру и Даньковка, все они имеются на современной карте Винницкой области. Интересно, что с. Войтовцы в состав этого благочинного округа не входило. Более документальных сведений об А. Достоевском пока не разыскано, однако он не мог быть протоиереем Брацлавского православного собора Успения Богоматери после 1803 года (см.: Григоренко Г. Город Брацлав и его храмы. Каменец-Подольск, 1896. С. 1--19).
6 Многократно обращалось внимание на тот факт, что имя Констанция отсутствует в православных святцах и так назвать свою дочь мог только униатский священник. А. Достоевский и был таковым до "воссоединения западнорусских униатов" с православной церковью.
7 И. Л. Волгин считает закономерным, что сын унаследовал приход своего отца, однако напомним, что уже в 1796 году А. Достоевского в Войтовцах не было.
8 У М. В. Волоцкого везде неправильно -- Гузиневича, вероятно, от описки при копировании оригинала (см.: Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского. С. 44--62). Это свидетельство H. E. Глембоцкой противоречит фактам, излагаемым в воспоминаниях А. М. Достоевским (см.: Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского. С. 43). Объяснение М. В. Волоцким возникшего противоречия (повторный брак) не может быть признано убедительным (см.: Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского. С. 43--44, 61). Однако исследователь, видимо, стремился сохранить в полноте весь имеющийся у него материал.
9 Несомненно, Ивана Черняка, священника с. Дашев Липовецкого уезда Киевской губ. Некоторая часть сведений по этому вопросу была получена от прямого потомка по этой линии -- генетика Ф. Г. Добржанского (см.: Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского. С. 61--64. К сожалению, эта часть материала у М. В. Волоцкого содержит множество неточностей). Сейчас линия потомков Ивана и Феклы Черняков, у которых было 10 детей (см.: Киевские епархиальные ведомости. 1884. Вып. 23. С. 1056--1058), является самой разработанной. Мужские представители рода были здесь в подавляющем большинстве провинциальными священниками, женщины могли не знать грамоты (см.: Богданов H. H. Его родословная // Природа. 2000. No 12. С. 65--67). Шестеро внуков Ф. Г. Добржанского ныне проживают в США и носят фамилию Ко (Сое). Никто из них не говорит по-русски.
10 Разумеется, в Москву! Как справедливо заметил И. Л. Волгин, H. E. Глембоцкая ничего не пишет о семейном скандале, по версии Л. Ф. Достоевской, будто бы разыгравшемся в этот момент в семье. Подробнее об этом см.: Волгин И. Л. Родиться в России. С. 30--48.
11 При публикации у М. В. Волоцкого это предложение почему-то было купировано, между тем оно содержит важные сведения о месте жительства родственников писателя на Украине. Думается, что переезд из Каменец-Подольска был осуществлен именно к материнской родне H. E. Глембоцкой, т. е. родне Достоевского по отцу. Находящиеся в очень стесненных денежных обстоятельствах Черняки и Войнарские вряд ли могли оказать сколько-нибудь серьезную материальную поддержку. Положение других родственников едва ли было лучшим.
12 Здесь обрывается текст публикации в книге М. В. Волоцкого.