Текучие фразы.

Белинск<ий>: он тосковал только. Зачем не сейчас, зачем не так скоро.

Он, конечно, имел самолюбие, но саморисования в нем не было. Он предвидел высшую цель.

Ведь общеграждане все показали тыл; они вам изменили, захватили свои деньги и убежали в Европу.

И с удовольствием ощущали в Евр<опе> { К словам: в Евр<опе> -- незачеркнутый вариант: за границей. } свою обеспеченность. <135> {Здесь в далее в угловых скобках указаны страницы записных тетрадей.}

31 декабря. Приходила дама: на гумне и о духовенстве между инородцами. Ответ ей в среду наверно.

Легенда о Булгакове -- пропала.

Богоявленский семинарист, о воспитательной части семинарий -- оставил статью на неопределенное время. Придет в феврале (в 3-х месячный срок статьям). <138>

Нечаев -- неужели нет, кто бы сказал, что это действительно гнусно.

Колупали!

Совсем некого уважать (вот язва теперешнего), как несерьезно у нас принялось просвещение прежнее. Лица без образов.

С другой стороны, штундисты. <135>

Но неужели вы не заметили, что { Далее было: все} даже величайшие дела в мире начинались с ужасно простодушных и наивных причин.

Все реформы были сделаны прежними людьми, мимо помощи нашей молодежи, -- она только свистела.

Так как в слове "европеец" уже заключается отрицание француза, немца -- и проч., то и у нас, обратно, перешло в отрицание русского.

Приготовило отвлеченность высшего сословия нашего. {Все реформы ~ отвлеченность высшего сословия нашего, вписано на полях. }

Человек весьма часто {весьма часто вписано. } принадлежит известному <роду> убеждений вовсе не потому, что разделяет их, а потому что принадлежать к ним красиво, дает мундир, положение в свете, зачастую даже доходы.

Они уехали без сознания вины своей, { Далее было начато: перед} да и не могло быть иначе. Они сами не понимали, что сделали.

Декабристы -- бунт помещичий (западники).

Этих распотешившихся помещиков (совершенно правильно).

Затем. Мы приняли все дары Европы и приняли с яростию тем с большею, что сердцевину-то мы никак не могли принять, то есть непосредственную живую жизнь Европы. И когда там даже самые общие философские { Далее было: национальные} и социальные учения принимают национальный оттенок, у нас Н. М<ихайловский> толкует о том, что национальное вредно народу -- все способные молодые силы обрекли себя на слепоту и глухоту социализма, не имеют мнения ни в чем, ложь и противуречие. Об Нечаеве никто не смеет высказаться (даже о Татьяне).

Дуэль самоубийц. Греков, Юнгдорф -- прилежная мать. <1>

Достоинство появлений Нечаева совершенно равняется достоинству умолчания о Нечаеве, то есть в том смысле, что одно другого стоит и обозначает всю нетвердость нашего либерализма, всю несмелость, рабскую боязнь, что скажут, и проч. <2>

Н. М<ихайловский>. Февр<аль>.

Вот почему: ни одно монашеское общество, ни в одном монастыре не было хорошо, даже с самых начал христианства, а отдельные монахи, отдельные святые -- были всегда, есть и теперь.

Национальность не нужно.

А из этого следует, что если народ вас не послушается, то вы тотчас же на него рассердитесь и от него отступитесь. И какие же вы деспотики! Нет, вот желай этого, потому что это разумно. Да он прямо скажет вам, что это не разумно, потому что вы предрешаете природу его.

Мне так приятно, что я имею возможность говорить с человеком благодушным и горячим, так мило горячим.

Я бы желал, чтоб это было опровергнуто, как и корреспонденция о губернаторе-охотнике, который вдруг вышел совсем невинен.

Средина же, новейшие либералы, живут черт знает чем и довольствуются я уж и не знаю чем.

Что лик мира сего вы вашими теориями (разума) мало измените.

Н. М<ихайловский>. Напрасно говорят -- "легкомысленный".

Г-н Пыпин. Пыпин не легкомысленный, г-н Пыпин -- тупица, угрюмая тупица. Что бы он прочел -- это только воз с сеном -- пока развалится телега. Староверы, считающие себя молодыми и новыми. В этом смысле славяноф<ильство>, конечно, есть обновление и новая мысль.

Социализм -- это то же христианство, но оно полагает, что может достигнуть разумом.

Кажется, вас определяют человеком лет 30, то есть в первой молодости. <139>

Замечат<ельно>.

Червячок.

Если без него нельзя, имел же, кроме питья, достоинства. {Если без него нельзя ~ достоинства, вписано. }

Нет, я хочу идеала, то есть я всего хочу разом.

Вероятно не имел, роппу { Так в рукописи. } и угодливость капризам. Он безобразник, но это безобразие то же самое, даже не ужаснее битья зеркал и тарелок. { Рядом с текстом: Вероятно не имел ~ тарелок, помета: Среда}

Жаль, но негодование, отвращение.

Надо было газет и публики.

О, зачем вы не видывали ничего умнее.

Про публику говорят, что бесцеремонна, как же согласилась прийти?

Нет, настоящего живого чувства тут не было, тут была книжка r голове (если она образованная барышня).

Своенравие и современная идея, что всё мне принадлежит, а я никому и ничего не должна.

Застрелиться под музыку.

Откуда взялось это общество? О вы, историки наши, празднующие двухсотлетние юбилеи, скажите, чье это произведение, какие основания и возможности были положены к оторванности от почвы. Под какими элементами сложилось это общество. {Под какими элементами ~ общество, вписано. }

Наше общество -- всех более готово к нигилизму. Слава богу, что не народ. Народ иными древними наследными <?> властителями нашими, их уродливою волей обращен был в податную единицу. Вера их та же: мне всё равно, только бы двойной оброк { Далее было начато: кр<естьяне?>} платили. Но мы прерываем, эта песня не споется теперь. Мы знаем, что это еще слишком ранняя песня. <3>

ШЕЛОПУТЫ

Что, если он посмотрит наконец на священника единственно как на чиновника от правительства.

Что, если это движение имеет именно мысль самоспасения от растления, тогда возможно, что охватит всю Россию. Шелопутинское может умереть и нейти, но другое может подобное явиться.

Искусство дает формы выжитому чувству или пророчит, когда чувство еще <не> пережито, а только начинает загораться в народе.

Салтык<ову>. Это тайна, но только простая. До того простая, что я даже не отгадываю: я подозреваю, что Гамбетта... Нет, впрочем, я не скажу ее. <4>

Аввакум: задача женщины не в красивом виде.

Другая поэма.

Заняться формой.

А между тем какой гуманный глубокий вопрос.

Так что не все эстетические вопросы суть вопросы праздного любопытства.

В этом смысле какая великая вещь искусство? {В этом смысле ~ искусство? вписано на полях. }

Буренина очень тонкие отметки, но допускает возможность поклониться и вершине Алтая.

Многое случилось великими предначертаниями Петра, обратившего священника почти что в чиновника.

Карл-Фридрих-Вильгельм dans le ventre. {в желудке (франц.). }

Эстетика есть открытие прекрасных моментов в душе человеческой самим человеком же для самосовершенствования.

Я не удивляюсь, что самые жгучие вопросы смахивают на испанские дела, об России как об Испании.

И Н. М<ихайловского>, открывшего народ (при самых добрых, впрочем, намерениях { Над текстом: (при самых ~ намерениях -- запись: с похвальною целью.} и с самыми похвальными, впрочем, целями). <3 об.>

В сущности, республики -- правительства аристократические (смотри 35 No "Гражд<анина>", Франция), да и продукт классического образования.

Коммунисты, уничтожая собственность, хотят общего благосостояния и отнятием собственности хотят ограничить порочную волю людей. Но мне именно нужна моя порочная воля и все к ним средства, чтобы мочь от них отказаться.

Наше Петром Великим отученное от всякого дела общество.

Мысль статьи: полная свобода.

Подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, -- есть только { К словам: есть только -- над строкой незачеркнутый вариант: это} свинство, но это ведь так соблазнительно.

Хорошим примером человек живет.

Палтинная трущоба. { Так в рукописи. }

Матерьялисты признают начало (движение, теплота). Следст<венно>, признают до начала. Следство их всё не всегда бывало.

Дева-роза. Червячок. Ей надо было публики и газет.

Да отзовется же наконец трезвое понимание. Среда.

Страдание.

Графиня Гейдельберг. Так ведь там антихрист говорит языком, которому трудно противустать.

А у нас "Голос".

Национальность есть более ничего, как народная личность. Народ, ставший нацией, вышел из детства. <4 об.>

Есть ли теперь р<усские> писатели, которые, { Далее было начато: даж<е>} несмотря на несомненное дарование их, построили себе литературой дома.

Ибо всякий немец, прибитый русским, несомненно считает в лице своем оскорбленною и всю свою нацию. Русский, прибитый немцем, ничего не подумает о своей нации, { К тексту: ничего не подумает о своей нации -- над строкой незачеркнутый вариант: обвинит среду} но зато утешится, что все-таки получил плюху от цивилизованного человека.

Такова благородная страсть к цивилизации.

Ибо все западники есть лишь доживающее поколение помещиков, через крепостное право разъединившихся с народом. {через крепостное право разъединившихся с народом вписано. } Это все их мысли, их направление и их занятие. Отвлеченность и проч.

И к тому же находясь при собственном капитале.

Оба стыдящиеся подлеца. Что лучше: быть наивным подлецом или стыдящимся подлецом -- что предпочтительнее. Ответ прямой: быть просто подлецом.

Это из так называемых стыдящихся подлецов. {Что лучше ~ стыдящихся подлецов, вписано. } Стыдящиеся собственной подлости, но при намерении подлость все-таки докончить.

NB. Вы довели до того, что и идеи своей они больше не любят. Мы стояли на эшафоте с верою... уезжали с надеждою. А ваши питомцы стреляются не только безо всякой надежды, но и идеи никакой не имея, мало того, считая за глупость ее иметь. {А ваши питомцы ~ ее иметь, вписано. } Ему жизнь скучна!

О злодеи, отравившие поколение.

Не вы, Н. М<ихайловский>. Корни глубже!

Чего ему желать? Зачем ему жить? Кухарка 5 руб<лей> потеряла. {Кухарка 5 руб<лей> потеряла, вписано. }

"Какая пустая и глупая шутка".

Самоубийца хочет убить себя, ищет места.

В простенке умирающая мать спорила с дочерью, чтоб та ее содержала. Мировой присудил не содержать. <5>

Дочь взрезала мать.

Эта страстная жажда науки! К каким блестящим результатам приведет она!

Мать, просящая обеспечить себя, этот трезвый взгляд на жизнь -- к чему приведет нас!

NB. Настолько общине, насколько самому себе.

Решит жизнь и опыт.

Старые постарели.

А старье стареет с ужасающею быстротою.

Бедное старье, ничего-то оно не сумело даже ответить. Смешнее всех старье, приписавшееся к молодым.

NB. Где писатели, где поэты?

Атеизм { Было начато: Да} есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, стало быть, должна быть противна народу. (Этой мыслью хотят воспользоваться наконец иезуиты. Смотри No 153 (20 июня) "Москов<ские> ведом<ости>". Известие римского корреспондента "Times" по поводу посещения папы королевой Изабеллой.) (No. Что я предсказывал еще в "Бесах" и всегда.)

Неужели независимость мысли, хотя бы и самая малая, так тяжела.

О стихах. Легче мыслить. Л. П<апко>ва.

Классические языки -- европеизм, либерализм.

Бесплотный и беспредметный либерализм г-на Пыпина -- мертвый либерализм.

Когда-то была идея о mésalliance. Но уже вечные исключения из общего правила показывали { Далее было начато: идею} о ее несостоятельности.

Женщина { Далее было: если достойна того нравственно.} родится аристократкой и, если достойна того нравственно, всем равна, равна королям. <5 об.>

Орган людей с независимым убеждением. <2>

МОЯ РЕДАКЦИЯ

"Дневник писателя". "Текущая жизнь". "С.-Петерб<ургское> обозрение".

"Политич<еское> обозр<ение>". "Текущ<ая> жизнь".

"Дневник писателя". "Текущ<ая> жизнь".

"Внутреннее обозр<ение>". "Текущ<ая> жизнь".

Есть статьи Юркевича? Погодина? Кельсиева?

Что-нибудь Пуцыкович.

Романы. Комедия.

И роман дамы.

Ожидается:

Что-нибудь от Филиппова (?)

Непременно от Мещерского.

Что-нибудь Соколов.

Постоянное сотрудничество Страхова.

Иметь в виду Порецкого.

Секретарь Соловьев.

Иметь в виду Богданова.

И кто-нибудь пришлет. <7>

Нумер более или менее будет являться постоянно с следующими именами:

Мещерский

Страхов

Пуцыкович

Я

Кельсиев и т. д.

Текущая жизнь

Роман

Есть рукописи:

О монахах

Фадеева

О земстве

Незнакомца

No. Об открытии школы

"Странствование Парфения"

Письмо дамы

"Правила апостольские"

Кельсиев

С Филипповым

Белов

Взять "Жития" и Полевого

Страхов

Мою тетрадку каторжн<ую>

Повесть { Было начато: Ром<ан>} (Мещерского)

Часть "Войны и мира"

"М<осковские> заметки"

No Гражданина Стенли

Силлабус

Сообщить Мещерскому, нет ли рассказа у Горбунова? Ответить Шиитову. <137>

Счет статей замечательных, находящихся в редакции:

Роман московской дамы

О Пугачеве Сальяса

Квартиры -- N. N.

О славянах

? Николаевского "Вена"

? Статьи Данчеыки

? Генслера

? Мещерского "Бисмарк"

? О лондонской жизни

? Николаевского разбор

"Панславизм и греки"

? Библиография Страхова

? Мои

Просмотреть:

"Куль хлеба"

Гимнастика и воспитание

"Кустарная промышленность"

Женский вопрос <17>

Memento. {Помни (лат.). }

Март 73 <г>

1-е март<а>. Получены две статьи: Богданова о выставке и одной дамы по женскому вопросу. <14>

Memento.

(Общество всякой полезной инициативы).

Общество взаимного страхования успехов в жизни.

Чтения Коховского в Соляном городке "Труд и отдых". Чтения Певцова, Рогова, Шалфеева, Ганике и Тарапыгина.

Корреспонденция о питомцах воспитательного дома в "Голосе". Свящ<енник> Иоанн Никольский в "Петербургском листке". -- "Голос", 9 марта, No 68. { Текст: (Общество ~ 9 марта, No 68. -- зачеркнут. } <13>

Письмо от Прежевского из Вологды, просит об Тошме. Просит уведомить, может ли рассчитывать на работу в "Гражданине".

13) Г-жа Грунильон, рассказ, "по старости лет", ответить в город Рогачев, Могилевской губернии.

16) Легенда о Булгакове Бутагова -- в пятницу.

Субб<ота>. <нрзб.> отдана.

Даме в понедельник (на гумне).

О быте сельского чувашского духовенства.

Богданову отдана.

Лицо и изнанка мастерового, взято две повести.

Глинка, повесть.

Московск<ий> театр, отдано. <129>

Москва, 4 апреля.

Что пользы на могильный камень

Лить солнцу свой горячий луч? <4 об.>

В статью.

Церковь отрицательная -- протестантская. Падет Рим, и raison d'être {смысл существования (франц.). } лютеранства исчезнет.

"Московские ведомости". Апрель IV--II <?>. <15>

Насущиий материал. 1-го июля 73 <г.>

Беллетристика. Драма.

"Лот<ерейный> билет" (повесть)

Может быть, еще драма (?)

Большой роман

Повесть Казанцева (отвечать ему)

Другие статьи:

Филиппова

Кельсиева

Венская выставка

"Дневник писателя"

Порецкого

Пуцыковича

Нового предлагающего

И потом -- Страхова

Будет присылать

Мещерский

Юркевич?

"Текущая жизнь"

No. Статьи ожидаемые:

"Московские заметки" <8>

Следующий No (24):

"Хива" *{ Очевидно, крестиком отмечены статьи, уже имевшиеся в редакции. }

"Московск<ие> заметки" *

"Дневник писателя"

Филиппова *

Венская выставка *

Кельсиева

2-й акт драмы *

Стишки

Пуцыковича *

"Текущая жизнь" * <78>

Замечательные статьи по журнал<у>.

"Московск<не> ведом<ости">, No 153, 29 нюня. О прусской армии из Зиновьева и известие из римск<ой> корреспонденцию "Times" о готовности католицизма перейти без царей к народу.

"С.-Петербургские ведомости", No 169 (22 июня). О книге Бобровского, "Юнкерские училища" и известие о тамбовских ремонтерах из Франции и Пруссии. И об аресте в Одессе в один день 300 праздношатающихся.

"Москов<ские> ведомости", No 154, июня 21.

Передовая статья о возвращении Красноводского отряда.

Извлечение из "Инвалида" о том же.

Вамбери о Хивинском походе.

Шах в Манчестере.

Судебный приговор о продаже жены в варшав<ском> суде. <1 об.>

Проекты статей в "Гражданин".

Статья: "Газета "Голос"", готовиться всё лето (перед подпиской). <18 об.>

32 No "Гражданина". "Текущая жизнь".

О народных книжках. { Текст: 32 No ~ книжках, -- зачеркнут. } <86 об.>

2 августа, четверг, фельетон в "Голосе" W, -- похвала гражданским похоронам.

Четверг, 9 августа. Wimpfen, "Голос", о чтении в "Истории древностей российск<их>" (на Катков<а>). <87>

О том, как преподавать закон божий в первоначальных школах детям (NB. Самарин и Мещерский, NoNo 34 и 35 "Гражданина" и 33). <78 об.>

Пожары. Число пригов<оров> Пензенск<ой> губер<нии> (современность).

Мать и дочь.

Монах ("Русские ведомости"). Переселение.

Ослабели.

Убиение жены. М-me Bovari (прошлого года на плите сжарил). <9>

9 марта 75 <г.>

Странные сказки (сумасшедшего):

1) Перемена голов.

2) Чудеса в России.

3) Чудеса в Париже (длинная рука).

4) Унгерн-Штернберг.

5) Стрела и нос Наполеона III-го.

6) Le Grand Orient. {Великий Восток (франц.). }

7) Распятые в наше время, 4 мученика.

8) Феодор.

9) Дуэль с Кр<аевскюм, пуля в заднице. <82>

1 августа 1875 <г.> Пушкин.

Дети. Мучения детей ("Что ж ты не помог?")

На лестнице ("Я забыл").

-- Что ты всё ближайшее, покажи дальнее.

Давид.

Ависага.

Пароход на Атлантическом океане.

Butte aux cailles. {Перепелиный холм (франц.). }

Будущий мир, коммуна, золотой телец, рабство, теснота и теснота (горе плодоносящим).

Протест самоубийцы.

Суд и желание.

Дух добрый, обращающийся в злого.

Клоповник (русская интеллигентная грязь).

Картины мира. Папа. Соприкосновение вещей, миллионная капля на весах мира. <19>

7 августа 75 <г.>

Техники из классиков всегда становятся вперед, в голове, и дают мысль и движение науки, тогда как прежние необразованные наши техники и специалисты (профессора) всегда были только жалкой срединой, исполнителями и поддакивателями.

Человек, так сказать, с беспрерывной соплей на носу.

"Чудный край, через Алтай..." и т. д. -- в этих стихах, в которых есть как бы нечто танцующее, изображено величие России.

Исповедания же был православно-лютеранского, как и все русские нашего времени, еще продолжающие верить в бога.

Никто из честных людей не сделает против меня такого обвинения и никто не обвинит меня в этом, если он честен. А меня знают честные люди.

Дарвалдая. Я предлагаю принять за новый глагол. Смешнее { Было: ибо смешнее} представить себе нельзя чего-нибудь, как город Валдай, дарящий колокольчики. К тому же глагол этот известен всей России, трем поколениям, ибо все знают тройку удалую, она удержалась не только между культурными, но даже проникнула и в стихийные слои России, говоря слогом Ростислава Фадеева. Но все, во всех слоях, пели дар Валдая не как дар Валдая, а как дарвалдая, то есть в виде глагола, изображающего что-то мотающееся { Над словом: мотающееся -- незачеркнутый вариант: болтающееся} и звенящее, можно говорить про всех {всех вписано. } мотающихся и звенящих или стучащих -- он дарвалдает. Можно даже сделать существительное "дарвалдай" и приложить его ко всем сочинителям брошюр "Быть или не быть". Что мы такое, чем мы будем. В прошедшем времени {времени вписано. } будет странно: дарвалдаял, особенно в женском роде -- сидела-сидела у меня, дарвалдаяла-дарвалдаяла. Но почему же странно? Ведь говорит же народ: сидела-сидела, стучала-стучала у меня или настучала-настучала и ушла. Я изобрел или, лучше сказать, ввел одно только слово в русский язык, и оно прижилось, все употребляют: глагол "стушевался" (в к<Голядкине". У Белинского, в восторге слишком известные литераторы -- мой главнейший подпольный тип (надеюсь, что мне простят это хвастовство ввиду собственного сознания в художественной неудаче типа)).

Сидела-сидела, надарвалдаяла такого вздору! (Ведь недурно, право.)

Можно взять и фамилью Дарвалдаев, в роман или водевиль, для изображения неосновательного молодого человека, с претензиями, {неосновательного ~ с претензиями вписано. } человека консервативного или либерального, всё равно.

Стушевать -- на нет; затушевать -- другое. Вот пустил словечко, не знаю, что-то будет. Я дарвалдаял, ты -- , он -- , мы дарвалдаяли, вы дарвалдаяли, они дарвалдаяли. <77>

Кто слишком любит человечество вообще, тот, большею ча-стию, мало способен любить человека в частности.

Кто очень уж жалеет злодея (вора, убийцу) и проч., тот весьма часто не способен жалеть жертву его. Верить же в то, что злодей, вследствие давления среды, не мог не убить, я не в состоянии и допускаю в сем случае лишь самое малое число { Вместо: малое число -- было: ничтожный ряд} исключений, у нас же сделали общее правило.

"Чем хуже, тем лучше" -- тоже общее правило.

Наши фельетонисты все сплошь подписываются псевдонимами. Неужто их имена заключают в себе так много чего-то драгоценного, что их так тщательно требуется укрывать от позора под псевдонимами? { К тексту: Неужто их имена ~ под псевдонимами. -- незачеркнутый вариант: Неужто так уж срамно все, что они пишут, что им непременно надо скрываться, и неужели их имена заключают в себе так много драгоценного}

Ростислав Фадеев и Фурье. Нет, я за Фурье... Я даже { Вместо: даже -- было начато: кон<ечно?>} отчасти потерпел за Фурье наказание... и давно отказался от Фурье, но я все-таки заступлюсь. Мне жалко, что генерал-мыслитель трактует бедного социалиста столь свысока. То есть все-то эти ученые и юноши, все-то эти веровавшие в Фурье, все такие дураки, что стоило бы им прийти только к Ростиславу Фадееву, чтоб тотчас поумнеть. Верно, тут что-нибудь другое, или Фурье и его последователи не до такой степени все сплошь дураки, или генерал-мыслитель уж слишком умен. Вероятнее, что первое.

M-lle Ищенко и граф Толстой.

Говорят, северное и южное направления согласились наконец обратиться в Ясную Поляну, и, как граф Толстой решит, так и будет. Давно бы так. <77 об.>

Дворянство и его сохранение необходимо, ибо оно все-таки выражало своим установлением форму живой связи царя (знамени) с народом и заключало в себе все возможности дальнейших социальных развитии земли. Сохраняло дух связи, дух, в котором должна была пониматься служилостъ. Заменить его некем. Без лучших людей невозможно (декабристы и проч. ошибки, происшедшие от грубой реформы Петра, основанной на презрении к самостоятельности исторической России).

"Московские ведомости", No 229. -- Интересная статья о старокатоликах.

"Голос", No 251. О том, как крысы съели ребенку ручку в Пензе.

Двуличная статья Маркова "Упразднители современного общества".

Фадеева 174 стр. Верховная власть без преданного сословия (дворянства) на одних равнодушных грабителях и ленивых чиновниках, { Далее было: не удержится} с народом, не имеющим политической идеи и {не имеющим ~ и вписано. } развращаемым в чувстве своем {в чувстве своем вписано. } семинаристами, { Далее было начато: и не имею<щим>} не удержится долго и не уедет далеко. Самодержавие, разрушая дворянство, подняло на себя руку.

Я обнаружу врага Россия -- это семинарист.

Этих круглых генералов с трубкой, всё закончивших. (Всё собой закончивши<е> генералы у нас всегда были во всякое время.)

Фадеев, стр. 120. Власть, создавшая всё в России. Фадеев забыл, что под условием православия. Если власть изменит православию, то народ выберет другую. Православие, то есть форма исповедания Христа, есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего. С другой стороны, в Европе науки и развитие всегда становили общество атеистичным. Но это единственно лишь благодаря католицизму. Но так как с петровской реформы (воспитательный период) воспитанники периода учились лишь презирать Россию и какать на нее, то и у них явился атеизм по мере образования. Теперь пусть круглый генерал с трубкой вообразит, что образование (в европейском смысле) прорвалось в народ: падет для него (образования) православие -- и зачем ему тогда верховная власть (православному)?

Смотреть же на декабристов и нигилистов как на мелкие случаи -- глупо.

Не все желающие в Сибирь и на виселицу восполнили число: многие и остались. Русские европейцы неминуемо атеисты, пока оторваны от народа. Это самое существенное и важное последствие реформы Петра. <79>

Шипучки. Каждый журнал у нас есть гнездо завистливых шипучек, уединившихся для... и проч.

1) Полная свобода прессы необходима, иначе до сих пор дается право дрянным людишкам (умишкам) не высказываться и оставлять слово с намеком: дескать, пострадаем. Таким образом, за ними репутация не только "страдальцев", "гонимых произволом деспотизма", но и умных людей. Предполагается добрым читателем, что вот в том-то, что они не высказали, и заключаются перлы. И пренеприятнейшим сюрпризом для них была бы полная свобода прессы. Вдруг бы они увидали, что ведь нельзя врать, что над ними все рассмеются. Испугались бы -- и этот испуг был бы для них посильнее цензурой, чем все 1-е, 2-е и даже 3-е предостережения, только бодрящие их и становящие на пьедестал (они бы принуждены были прямо весь свой вздор выложить наружу).

Малороссийский и польский характеры: смесь <1 нрзб.> с сентиментальностью.

Вся интеллигенция России, с Петра Великого начиная, не участвовала в прямых и текущих интересах России, а всегда тянула дребедень отвлеченно-европейскую (Алек<сандр> I, Мордвиновы, Сперанские, декабристы, Герцены, Белинские и Чернышевские и вся современная дрянь). { Рядом с текстом: Вся интеллигенция России ~ вся современная дрянь). -- помета: Идея }

Драматическая сцена: доктор N. N. (с глупою, но нахальною улыбкою) или с не идущим к нему видом собственного достоинства. И вошел с видом лакея в барском платье. С немытыми руками и с папироской.

Если не затолстеет, как Страхов, затолстел человек. <78>

2) Люди, умеющие профильтроваться и присосаться. <77 об.>

3) Очень многоглаголиво пишут (в "От<ечественных> з<аписках>"), а уж это большой порок. Намекает на некоторое вредное самодовольствие.

Великорусское великое племя -- 72 населения России. Мелкие славяне. Малоруссы -- только-<с>колько <?>. <78>

Мир ожидают в весьма скором времени страшные новости и перемены. Хотя бы с точки зренья поселений (No. Франция и Россия, число жителей в той и другой лет через 40.) Увеличение населения, малость территории.

Китай. Встреча с нами в Азии. По примеру Японии введение войска и оружия. Мастера различных производств. Переём от Европы европейских порядков.

Подъем азиатских { Было: среднеазиатских} царств вдруг (Тамерлан) по издревле существующему там факту.

Лермонтов, зеркало, шлюпик, давление личности самой на себя ("Голос". Фельетон 18 сентября 75 <г.>), драма "Маскарад" -- начало, дуэль Лермонтова -- конец.

Не столь Петр Великий виноват, сколько его хвалители.

Врач N. N. хвалится, что держит кабинет для приема больных секретными болезнями; вот бы сказать ему: "врачу, исцелися сам".

... Следуя взгляду Петра Великого на русский простой народ как на матерьял, платящий деньги, и -- не более.

Вот бы подлинно сказать можно и должно: "врачу, исцелися сам".

-- Помилуйте, да он лечит от секретных болезней, что вы!

Все реформы нынешнего царствования суть прямая противуположность (по существу) реформам Петра Велпкого и упразднение их во всех пунктах. Освобождение народа есть, н<а>прим<ер>, прямая противуположность взгляду Петра (закрепившего народ) на русский народ как на матерьял, платящий подати, деньгами и повинностями, и не более. Самоуправление есть прямая противуположность (узенькому) взгляду Петра на Россию как на помещичью экономию на крепостном основании, где народ "не живи" и где всё управляется несколькими управляющими от помещика, то есть чиновниками с помещиком Петром во главе, получающим доходы для войны с шведом.

Классическое образование, наконец, есть прямая противуположность взглядам Петра на образование, никогда не возносившимся дальше техники и насущной полезности, требовавшему мичманов, литейщиков, кузнецов, слесарей и проч. и даже <79 об.> не ставившему никогда и вопроса о том, что такое человек образованный.

Нынешнее царствование решительно можно считать началом конца петербургского периода (столь длинного) русской истории. (Задыхание России в тесных петровских рамках.)

No. Там, где образование начиналось с техники (у нас реформа Петра), никогда не появлялось Аристотеля. Напротив, замечалось необычайное суживание и скудость мысли. Там же, где начиналось с Аристотеля (Renaissance, 15-e столетие), тотчас же дело сопровождалось великими техническими открытиями (книгопечатания, пороха) { Далее было начато: астро<номические>} и расширением человеческой мысли (открытие Америки, Реформация, открытия астрономические и проч.).

4) Нам укажут, может быть, в пример расширения и нашей русской мысли после петровской реформы, на нашу европейскую славу и {и вписано. } на наше европейничание вообще. Но наша европейская слава произошла вовсе не от петровской реформы { Далее было начато: ибо трудно предположить, что} (иначе надо бы было сузить всю реформу на технические заимствования, которые могло бы сделать и Московское царство) -- а именно от древненародного русского взгляда на власть царскую (как неограниченного повелителя), -- власть, на которую не посягнул Петр, ввиду уж слишком явной для себя же невыгоды, и которая изумила Европу и мир своею силою и целокупностью (последнее проявление этой силы -- освобождение крестьян по одному лишь царскому слову); но слава военная и сила наши не пошли нам впрок, именно по узости мысли, не могшей развиться в народный взгляд и оторвавшейся от народа. Примеры: война с Наполеоном кончилась в пользу Европы, поляков освободил Александр, чего бы никогда в жизни не сделала прежняя московская политика {чего бы никогда ~ политика вписано. } и все правительства после Петра, да и общество наше дошло до того, что считало самого величайшеею для себя честью и целью стать европейцами, оевропеиться окончательно: тогда как, напротив, если б было расширение русской мысли от реформы Петра, то не делала бы она таких политических промахов, как в 19-м столетии (то есть имея и успех и силу, но не зная, каких направить в свою пользу), и не считала бы ни целью, ни особою честью быть европейцами, а, напротив, { Далее было: именно} приняла бы идею, что русский -- прежде всего -- не европеец, прежде всего не должен им быть ни за что, а есть особ статья и не более. <80> И когда иностранцам приходилось заявлять об нас (неоднократно), вслух и в разных видах, что мы не европейцы и что они, европейцы, отнюдь не признают нас за своих братьев европейцев, то мы начинали сердиться (от узости мысли) и не понимали (да и до сих пор не можем понять), что европейцы, не признавая нас за своих, тем самым оказывали нам великую честь и признавали в нас самостоятельность и главенство в великой славянской семье народов и ведущими их к самостоятельным целям, и хоть бранили нас, но всё же боялись. Мы этого не понимали и сердились, от сужения русской мысли с Петра Великого.

5) Русские, говорящие по-французски изо всех сил для моды, не зная языка, мучаются, чтоб как-нибудь выразить на чужом языке свою мысль. Те же из русских, которые говорят по-французски с легкостью (высшие сословия), большею частию имеют легкие мысли, другими словами: не имеют никаких мыслей.

Укажут на Ломоносова, а разве Ломоносов не мертворожденное дитя? Что, утвердилась ли наука в России после него. Где Платоны и быстрые разумом Невтоны?

Укажут на литературу, но Пушкин (обожатель Петра) был в сущности отрицатель Петра любовью к русскому старому народному духу ("Капитанская дочка". Белкин и проч.).

Это -- начало и начальник славянофил<ов>. А Гоголь был прямой отрицатель всех последствий Петра, что же до последовавших за ними писателей, то все они, н<а> пример, не явили ни одной новой формы искусства (не сказали ничего нового), а пробавлялись европейскими.

(До классической реформы.) В университетах наших преподавалось бог знает что, всего понемногу и без системы, какие-то обрывки наук, может быть и специалистами (с грехом пополам, ибо необразованный человек редко бывает и хорошим { К словам: и хорошим -- незачеркнутый вариант: первоклассным} специалистом), но всё же людьми глубоко необразованными. Я помню талантливейших людей, вышедших из университетов (Майков. Крестовск<ий>). Эти люди до сих пор ничего не знают и ничего не умеют, не защищены ни от какого соблазна и умственного совращения наукой, а если чему и выучились, то разве впоследствии сами. <80 об.>

6) Общие принципы только в головах, а в жизни одни только частные случаи.

Характер русский добродушен: злых людей в России совсем даже нет. Но в России много исступленных.

Знаете ли, что почти {Знаете ли, что почти вписано. } всё хорошее делается экспромтом; всё, что хорошо, сделалось экспромтом.

Если раскуют мечи на орала, то без войны будут лишь кровь и грязь.

Эту государственную, так сказать, молодежь с строгими лицами (Петя Износков).

Рождающиеся, так сказать, { Над строкой незачеркнутый вариант: как бы} с соплей на носу.

7) Нравственность, устой в обществе, спокойствие и возмужалось земли и порядок в государстве (промышленность и всякое экономическое благосостояние тоже) зависят от степени и успехов землевладения. Если землевладение и хозяйство слабо, раскидисто, беспорядочно, -- то нет ни государства, ни гражданственности, ни нравственности, ни любви в боге. По мере того как землевладение и хозяйство крепчает, устанавливается и всё остальное (NB. У нас при перемене всех { Далее было: прочих} прежних законов землевладения начался хаос). Там же, где землевладение уже скрепчало, но уже превышает народонаселение и являются уже люди без земли и пролетарии, там зарождается промышленность (а с ней крепчает такая вещь, как, например, образование, а от образования крепчает и всё). Если же уж очень превысится народонаселение земли, то являются революции. { Рядом с текстом: Нравственность, устой в обществе ~ являются революции. -- помета: Аксиомы. Кеплеровы законы. Эмиграция дворянства. Жиды. Крым.} Но это только доказывает, что все должны иметь право на землю и что чуть лишь это право нарушено, то является сотрясение и распадение общества. У нас русские поняли. Декабрист Якушкин -- искреннейший человек.

Промышленность и капитал действуют развратительно отторгнувшись от земли, стало быть от родины и от своих. Надо, чтоб каждый работник имел землю. Ergo: {Следовательно (лат.). } не в земле ли уж всё дело.

Товар <?> землевладель<цев> непреме<нно> русских -- энергическое земледелие. Это подвиг для всей России -- <нрзб.> подвигов и науки -- всего. Ставлю на вид молодежи.

Я хочу только сказать, что всё в параллели жидов и малорусск<их> землевладельцев <2 нрзб.> <81>

Брошюра Фадеева, совершенное уничтожение дворянства и дворянского духа вытеснением из прав или обезземелением мелких владельцев, в которых именно приютились старые {старые вписано. } знатные роды и дух дворянства. Наплывут и сядут на место них толстопузые купцы, которые скупят мелкие имения. {которые скупят мелкие имения, вписано. } Тогда именно прекратится образование. Всякий купец скажет: 1000-то лет дворянского духа оказались, стало быть, пшиком. Пришли да поклонились капиталу-то. Когда я при собственном капитале, то что хочу, то и делаю, очень надо образование, когда сами признали, что деньги выше всего. (NB. Глава IV. Право купца просить с требованием стать дворянином.)

Итак, сам ратующий и за единство и объединение (централизацию) русской духовной силы через дворянство, сам оказывается первым врагом дворянства. Так-то развито наше дворянство. А впрочем, может быть, генерал Фадеев всего только генерал и ничего больше. (Генерал-мыслитель).

А впрочем, кроме этой (впрочем, самой существенной и важной ошибки), мысли Фадеева верны и достойны полного сочувствия, то есть две главнейшие: объединение духовных сил и роль дворянства (только не в подробностях, не крупного и не купцов). Без этого объединения -- всё пшик, у всех честных отваливаются руки, всё позор, всё лишь торжество говняков.

Неистощимый цинизм сверху (то есть от придворных, окружающих царя). <78 об.>

Я если и падаю, то со славой, а ваш { Было: у вас} успех нуля стоит. Мысли романов. Убийство жены. Дети от него убежали. "Детки, детки, кто вам сказал?" <2>

История Петра Великого: ошибка историка Соловьева та, что всю историю у Петра нет ошибок. Это не история, а панегирик.

"Что нужнее?"

Ответ Юрия Самарина Ростиславу Фадееву на книгу его "Чем нам быть?"

"Московские ведомости", No 242, вторник, 23 сентября <1875 г.>, замечательная передовая статья о переселенцах. <2об.>

Memento.

"С.-Петербургские ведомости" (перечень замечательного). Апреля 30. Вторник. (Об английской книге Аткинсона о русском искусстве.)

Мая 1-го. Среда, No 118. О волостном писаре Пинской губернии Борисовского уезда, высекшем бабу ("Розог!") (NB. Не смеют прикоснуться к подлым волостным судам, даже чтоб ограничить пьяный произвол. Свободы истинной, а не номинальной! К черту республику, если она деспотизм!) {(NB. Не смеют ~ она деспотизм!) вписано на полях. }

Убийство девочки, ребенка, незаконной дочери, мать которой вышла замуж за крестьянина Новградволынского уезда, деревни Сербовской слободки. Из ревности. (Увел на гумно, задушил и искусал зубами.)

В "Русском вестнике" 74 <г.> (No 4. Апрель) в статье Петра Петрова о Франции интереснейшие подробности о Ледрю-Роллене. Тип фокусника, промышляющего либерализмом. <36>

Memento с 1 мая 74 <г.>

No. Майские прусские { Над словом: прусские вписано: германские} законы (73 <г.>). Все назначения в духовные должности подчиняются контролю правительства. Дисциплинарная власть и юрисдикция епископов над низшим духовенством подчиняется контролю правительства. Будущие католич<еские> священники обязаны пройти курс в светских школах. Суд по церковным делам (королевский суд) учреждается впредь из членов, назначенных правительством, и на рассмотрение этого суда поступают дела по поводу майских законов и всякие церковные дела вообще. (No. Дело сумасшедших.)

Смотритель тюремного замка Макаров.

Воспитатель малолетних преступников Гасабов. <41>

Второстепенность и мелочность "взглядов Петра".

Флот (для одной Швеции).

Петербург -- перемещение центра грубое.

Забыл и совсем не понимал идею веры и православие.

Народ как податный материал.

Раскольники (лишь бы платили деньги).

Чины (обратились же в то же дворянство, но только лишь подточенное. Как бы не сознавали, что делали).

Совершенное отсутствие экономического чутья в идее помещика, а все его слуги с уничтожением частных хозяйств и личности. Идея, достойная персидского шаха.

Развратник и нигилятина. Понятие о чести и шпаге.

Изверг-сыноубийца. <68>

"Московские ведомости", No 225, 74 года. Сентября 9 (Воскресный лист). В статье "Народное образование" приведен с похвалою подлейший ультразападнический отзыв новгородского земства о том, что, чем скорее в учительских семинариях оторвется учащийся от народа, тем лучше и что, чем полнее будет разобщенность и разорванность с народом "во имя цивилизующего влияния науки", тем будет отраднее.

Фельетон "С.-П<етербургских> в<едомостей>" 20 октяб<ря>, о русском характере. <1>