В древности были известные понятая о существовании в нас многих различных начал и по выражение теософов нескольких тел. Я не стану разбирать эти понятия у различных народов и ограничусь лишь приведением некоторых подтверждений.

Халдейские маги, как почти все последователи Зороастра, верили в душу разумную, высшую, небесной природы и в душу чувственную, животную, низшую и земной природы. Часто, говорили они, эти души облекаются, чтобы показаться на земле в форме различных призраков и подобий животных.

Греки тоже признавали две души: разумную и чувственную. Последняя, которую они считали подобием настоящей души, занимала среднее место между настоящей душой и грубым телом. Это подобие, которое они называли "эйдлон", появлялось в заклинаниях. И оно обитало на Ахероне.

Поэт, воспевши науку и магию первых культурных веков, Гомер в "Илиаде", гл. 23, заставляет это подобие действовать под видом Патрокла. Последний пал под ударами Гектора, а между тем он вновь является, это его лицо, его голос, даже льётся кровь из его раны. (См. также "Одиссею", I. II).

"Энний, -- говорит Лукреций, -- живописал нам эти священные места Ахерузы (устья Ахерона, вход в ад), где не обитают ни наши тела, ни наши души, но живут наши подобия". И среди этих теней видится Лукрецию Гомер, изливающий потоки слёз. И в недрах этого миpa эта третья часть поэта, его двойник, его призрак объясняет его сознанию тайны природы.

Философы неоплатоники Александрйской школы, последователями которых были Ориген и многие отцы церкви, называли этого посредника грубого тела "ангоэйде", "астроэйде", то есть "имеющий блеск светил". Это, очевидно, астральное тело теософов, названное так последними потому, что показывается ясновидящим в световой форме.

Это последнее начало, которое вcледcтвии появления призраков во все времена признавалось реальным, имело по общему мнению те же черты, те же манеры, то же выражение, как у видимого тела. Это оно, говорят иллюминаты всех времён, появляется под видом привидения или призрака, иногда даже при жизни тех, кого оно представляет, но чаще после смерти, когда видимое тело не было похоронено или когда разумная душа должна была сделать важное показание.

Это тело должно быть ка или двойник Египтян, нефеш кабалистов, что Парацельс назвал позднее эвеструм.

Следует сказать несколько слов о телах человека по представлениям у древних египтян. Физическое тело было только поддержкой, общей державой личности, которая влияла на него: это был инструмент для исполнения работы. Личность пребывала в трёх невидимых телах, которые заключались обыкновенно в ка или двойнике. На многочисленных памятниках, как показывают барельефы рождения Аменофиса III, воспроизводимые здесь, двойник изображается позади физического тела. Иногда он делает магнетические пассы, которые магически действуют на затылок человека, давая ему силу и жизнь.

"При смерти, -- говорить Гайе, учёный работник раскопок Антинойских, -- соединённые элементы этой поддержки, общей державы, разделялись, но из них всех одно физическое тело переставало жить. Душа, Ба, изображаемая в виде ласточки с человеческой головой, улетала в блаженные области. Жизненное начало, Кху, пламя, исходящее из солнца, возвращалось к своему очагу. Двойник, Кха, покидал таинственную область неба, которая была его местопребыванием, царство Ашор, чтобы переселиться в могилу и снова соединиться со своей прежней державой, вливая в неё новую жизнь...

Обряды погребения и культ мёртвых доказывают нам, что сношения двойника с мумией длились бесконечно по мистическому ритуалу. Египтянин знал уже, что несмотря на видимый конец жизни материя продолжает жить. Требовалось только сохранить труп и обладать тайною ввести его в сношение с его двойником, чтобы обеспечить ему бессмертие"...

В 1907 году, тот же автор, знаток жизни древних египтян, так говорил на лекции, которую он прочёл в музее Гимф о пророчицах Антивоиских, о пepeживaнии двойника:

"По верованию древних египтян, в человеке есть более тонкое тело, которое живёт после смерти грубого тела."

"В освящённой часовне в день погребения тело умершего покоится в состоянии мумии, которая скоро будет унесена в её подземное жилище. Необходимо позаботиться о её будущности, так как судьба двойника тесно связана с судьбой мумии, которая может быть осквернена, уничтожена, которая может также разложиться, что вызвало бы уничтожение двойника."

Сидя на табурете, жрец под покрывалом двоекратно вызывает душу умершего: "Житель могилы! Житель могилы!" Двойник является, отражённый на стене или экране. Его завёртывают в покрывало и переносят на статую умершего, которая будет его державой.

Двойник продолжает жить в могиле, но в случае опасности он может выйти и встать на одну из своих держав, так как для устранения всякого увечья, похищения, уничтожения, которые были бы роковыми для него, для него заготовляют десять, двадцать, сто держав: крохотное изображение, которое можно скрыть в любом уголке, унести в карман, или исполинские статуи, высеченные в горе, которые невозможно похитить.

Вот эти-то статуи и вопрошали пророчицы. Их принимали за живые, одушевлённые жизнью двойника, и статуи отвечали словами или жестами на предлагаемые им вопросы. С ними совещались во всех обстоятельствах жизни, чтобы преодолеть судьбу или отвратить злые силы".