Соприсяжники (consacramentales, coniuratores, gieidon, hamedii) -- институт древнегерманского права, сохранившийся в качестве пережитка родовых отношений и в эпоху варварских государств. Соприсяжничество явилось результатом двух условий: с одной стороны -- солидарности членов рода (как и кровная месть), с другой -- слабости судебной власти, которая не могла расследовать дела по существу и принуждена была ограничиваться ролью посредника между сторонами (другими результатами этого факта были ордалии, судебные поединки и проч.). -- Присяга в варварских судах являлась коррективом свидетельских показаний; последние были совершенно исключены, и присяга считалась тем действительнее, чем большее количество людей ее произносят. Поэтому количество С. менялось сообразно важности случая; самая серьезная присяга требовала одиннадцати или двенадцати С. Так как С. могли свидетельствовать только о своем убеждении в правоте или неправоте данного лица, а не о самом факте, то прежде всего призывались члены рода; затем, когда представление о родовой солидарности стало изглаживаться, стали обращаться к соседям и товарищам. Присяга происходила при торжественной обстановке, обыкновенно в церкви, и должна была произноситься отчетливо и без запинок; если кто случайно проговаривался, это считалось знамением божества, и дело было проиграно. Первоначально в число С. допускались все, кроме лишенных чести, и присяга произносилась хором; позднее были введены некоторые условия, без наличности которых никто не мог идти в С. (земельный ценз, свободное состояние, принадлежность если не к графству, то, по крайней мере, к племени); чтобы увеличить ответственность каждого, заставляли присягать поочередно в одиночку.

Ср. Brunner, "Entstehung d. Schwurgerichte"; его же, "Deutsche Rechtsgeschichte" (т. II); Bethmann-Hollweg, "(Germanisch-romanischer Civilprozess im Mittelalter"; Sohm, "Prozess d. Lex Salica".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона