Зорька разгорелась,

Ярка и нежна,

Лаской и приветом

Светится она.

Весело играя

Синим огоньком,

Смотрят, улыбаясь,

Звёзды над селом.

Выйду ль я на волю

В тихие поля --

С теплой лаской смотрят

Небо и земля.

Чудная природа

Раннею весной,

Радостные думы

Мчатся чередой...

Чу!.. В далеком поле

Песня раздалась,

Горем и тоскою

В душу мне впилась.

Льется, льется песня

В воздухе ночном,

В даль ее разносит

Тихим ветерком.

В песне слышны только

Горе да печаль,

Но тоскливой песни

Не дослушать жаль...

1880 г.

Впервые опубликовано в журнале "Русское богатство" (СПб., 1880. Сентябрь. No 9. С. 26) под псевдонимом А. Я. (См.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. М.., 1956. Т. 1. С. 65). Об этом стихотворении лестно отзывался Владимир Николаевич Станчинский, наставник Я.Е. Егорова на начальном этапе его творческого пути (80-е годы XIX в.): "...ваше стихотворение (напечатанное) "Ночью..." вылилось у вас прямо из души... Особенно хороши последние строки..." (РО РГБ. Ф. 358. К. 25. Д. 27. Л. 5-5 об.). Он назвал его самым лучшим не по стиху: "стих у Вас, -- писал он Я. Егорову 4 октября 1880 г., -- почти везде хорош, но по содержанию и по тому чувству, которое в них проглядывает". Далее он подчеркивал, что "уменье владеть стихом и подбирать рифмы еще не дает права называться поэтом, хотя это уменье и есть принадлежность всякого поэтического таланта". Обязанность поэта, по его мнению, указывать "болезни человечества! Да, это их обязанность и в этом их заслуга и их право на благодарность от потомства. Поэт своим чутким сердцем первый подмечает язвы на человечестве, первый чувствует раны, наносимые ходом исторической жизни большинству людей, первый видит неправильности государственного организма" и в стихотворной форме и ярких образах показывает их людям и тем самым обращает "внимание всего общества ... на это зло" (Там же. Л. 1-2 об.).