Зорька разгорелась,
Ярка и нежна,
Лаской и приветом
Светится она.
Весело играя
Синим огоньком,
Смотрят, улыбаясь,
Звёзды над селом.
Выйду ль я на волю
В тихие поля --
С теплой лаской смотрят
Небо и земля.
Чудная природа
Раннею весной,
Радостные думы
Мчатся чередой...
Чу!.. В далеком поле
Песня раздалась,
Горем и тоскою
В душу мне впилась.
Льется, льется песня
В воздухе ночном,
В даль ее разносит
Тихим ветерком.
В песне слышны только
Горе да печаль,
Но тоскливой песни
Не дослушать жаль...
1880 г.
Впервые опубликовано в журнале "Русское богатство" (СПб., 1880. Сентябрь. No 9. С. 26) под псевдонимом А. Я. (См.: Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. М.., 1956. Т. 1. С. 65). Об этом стихотворении лестно отзывался Владимир Николаевич Станчинский, наставник Я.Е. Егорова на начальном этапе его творческого пути (80-е годы XIX в.): "...ваше стихотворение (напечатанное) "Ночью..." вылилось у вас прямо из души... Особенно хороши последние строки..." (РО РГБ. Ф. 358. К. 25. Д. 27. Л. 5-5 об.). Он назвал его самым лучшим не по стиху: "стих у Вас, -- писал он Я. Егорову 4 октября 1880 г., -- почти везде хорош, но по содержанию и по тому чувству, которое в них проглядывает". Далее он подчеркивал, что "уменье владеть стихом и подбирать рифмы еще не дает права называться поэтом, хотя это уменье и есть принадлежность всякого поэтического таланта". Обязанность поэта, по его мнению, указывать "болезни человечества! Да, это их обязанность и в этом их заслуга и их право на благодарность от потомства. Поэт своим чутким сердцем первый подмечает язвы на человечестве, первый чувствует раны, наносимые ходом исторической жизни большинству людей, первый видит неправильности государственного организма" и в стихотворной форме и ярких образах показывает их людям и тем самым обращает "внимание всего общества ... на это зло" (Там же. Л. 1-2 об.).