Москва от 13 сентября 1789 года

Впервые: Русский архив. 1882. No 2. С. 73-75, однако с ошибками и не полностью.

Печатается по рукописи: РГИА Ф. 468. Оп. 43. Ед. хр. 280. Л. 19-20.

Алексеев Петр Алексеевич (1731-1801) -- протоиерей московского Архангельского собора, лексикограф, богослов, переводчик. Автор "Церковного словаря, или Истолкования речений славенских древних, також иноязычных, без перевода положенных в Священном писании и других церковных книгах" (М., 1773-1779, ч. 1-3; 2-е изд. СПб., 1794, ч. 1-3; 3-е изд. СПб., 1815-1818, ч. 1-5; 4-е изд. СПб., 1817-1819, ч. 1-5). Перевел сочинение Г. Гроция "Истинное благочестие христианское доказано против безбожников, язычников, жидов и махометан" (1768), сопроводив его обширными комментариями, а также "Словарем всех речений, из которых большая часть еще не принята у нас". В то же время П. А. Алексеев был добровольным агентом-доносителем (что следует и из печатаемого письма). В фонде Кабинета Е. В. в РГИА имеются и другие доносы Петра Алексеева на митрополита Платона, (см. напр.: Ф. 468. Кабинет Е. В. оп. 43. ед.хр. 280. Переписка по секретным доносам протоиерея Московского Архангельского собора Петра Алексеева на московского митрополита Платона). Кроме того, доносы П. А. Алексеева сыграли не последнюю роль в разгроме кружка Н.И. Новикова.

1 Храповицкий Александр Васильевич (1749-1801) -- литератор, политический деятель, статс-секретарь Екатерины II с 1782 г. Ценным источником по истории екатерининского времени является его "Дневник", который он вел с января 1782 по март 1793 г.

2 Речь идет о митрополите Платоне (в миру Левшине Петре Георгиевиче) (1737-1812) -- русском православном церковном деятеле, с 1770 г. епископе Тверском и Кашинском с возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой лавры, с 1775 г. архиепископе Московском и Калужском, а с 1787 г. митрополите Московском и Калужском, ректоре Московской духовной академии, прекрасном проповеднике. Вольтер высоко отозвался о проповеди митрополита Платона у могилы Петра I, которую получил от Е.Р. Дашковой, в письме Екатерине II от 15 мая 1771 г. (см.: Stroev, р. 189). Проповедь митрополита Платона, переведенная на французский язык Е.Р. Дашковой и изданная в Лондоне, имеется в Библиотеке Вольтера (Sermon prêché par ordre de S. M. impérial sur la tombe de Pierre le Grand le lendemain du jour que Ton reèut à St. Pétersbourg la nouvelle de la victoire navale remportée sur la flot turque, dans l'église cathédrale de St. Pétersbourg, par Platon, archevêque de Twer. Londre, 1771. БВ РНБ No 2756.). Митрополит Платон был сторонником просвещения духовенства, религиозной терпимости, выступал против преследований старообрядцев, однако являлся противником идей французского Просвещения.

3 Имеется в виду переписка Вольтера с Екатериной II в первом посмертном издании сочинений Вольтера, которое печаталось Бомарше в немецком городе Келе (так называемое кельское издание) (Voltaire. Œuvres complètes. Kehl: Société Typographique, 1784-1789). Переписка печаталась в 67 томе.

4 Речь идет о письме епископа Моисея к митрополиту Платону от 4 января 1789 г. о взятии Очакова 6 декабря 1788 г. Текст письма напечатан в "Русской старине" (см.: Священник Моисей. Рассказ священника очевидца о взятии Очакова / Публ. А.Е. Мерцалова // Русская старина. No 10. 1887. С. 214-215). Моисей (Гумилевский Михаил) (1747-1792) -- префект Московской академии, епископ Феодосийский и Мариупольский.

5 Действительно, в переписке Вольтера и Екатерины II обсуждался вопрос о целовании руки священника. Екатерина писала Вольтеру в письме, датированном в Сборнике РИО 22 октября (2 ноября) 1774 г. (Stroev No 164 и D 19188 дают более точную дату 2 (13 ноября) 1774 г.): "Что касается до целования священнической руки, о котором вы меня спрашиваете, то я вам скажу, что это обычай, установленный в греческой церкви, кажется, вместе с нею. Лет десять или двенадцать, как священники начинают отнимать руку, одни из учтивости, другие по смирению; так не горячитесь слишком против такого древнего обычая, который выводится. Я не знаю также, много ли вы будете меня бранить за то, что с моего четырнадцатого года я держалась принятого обычая. Во всяком случае я не одна заслуживала бы этой брани. Если вы приедете сюда и сделаетесь священником, то я попрошу у вас благословения и, получив его, поцелую от доброго сердца руку, которая начертила столько истин, столько прекрасных и хороших вещей" (Сборник РИО. СПб., 1880. Т. 27. С. 4).