На борту «Вальми». 11 сентября/31 августа 1854 г.
Последнее письмо известило вас о моем устройстве на судне и общем недовольстве на медленность англичан, которые задерживают наше отплытие. Маршал должно быть еще более других и нетерпеливее нас чувствует, как важно произвести высадку в Крыму, прежде чем русские успеют вооружиться и без сомнения, для того, чтоб заставить поторопиться англичан, отдал приказание французской и турецкой эскадрам, поднимать паруса утром 5-го числа.
Контр-адмирал Люго, находившийся на нашем корабле, говорил, что английская эскадра должна сопровождать все коммерческие суда с тяжелым материалом для армии, и что нашему флоту предстоит собраться вблизи Змеиного Острова.
Как бы то ни было, эскадры тронулись в 7 часов утра, все под парусами, колонною в три линии. Французский флот состоит из 15 военных кораблей, из которых шесть нагружены только одним войском, для того чтоб быть готовыми к бою, — много фрегатов и несколько небольших транспортов с артиллерийскими запасами. Турецкий флот состоит из 9 военных кораблей и идет также колоннами на одном уровне с нами.
Этой внушительной эскадре предшествуют и идут с флангов лоцманские пароходы, назначенные для указания пути.
Море, всё время спокойное, покровительствует нашему путешествию.
Возле Змеиного Острова, флот остановился для ожидания англичан. 8-го на рассвете на горизонте показались маленькие черные точки, и я поспешил на ют. Наконец то идет английский флот со всей коммерческой флотилией!
Не нахожу возможным объяснить вам то чувство, которое испытал, увидя эти сотни кораблей, постоянно увеличивающиеся на горизонте! Сердце мое успокоилось и мне казалось, что я заплачу! Кто может бороться с такой силой? О Франция, как ты велика во всём, и как я горжусь быть французом! Никогда, ни в какую эпоху истории, не бывало сосредоточено в одном месте флота, состоящего из 90 военных кораблей и 350 транспортных парусных и паровых судов!.. лес мачт.
Английская эскадра, вместо того чтоб войти в линию колонн, как мы ожидали, продолжала свой путь по направлению к северу, и вечером мы потеряли из виду её корабли и транспорты. Я узнал вчера, что они направились к Одессе, чтоб сделать диверсию к ложной высадке в этом месте и ввести этим русских в ошибку. Мы же продолжали свой путь к Востоку.
Офицеры «Вальми» по-прежнему предупредительны к нам. Подается шампанское или бордо каждый день к обеду, сотерн к завтраку, и мы очень довольны таким столом.
После обеда, с особого любезного разрешения, мы выходим на ют, обыкновенно назначаемый для высших офицеров, беседуя о вероятностях будущего. Здесь часто прогуливается принц, и хотя он охотно разговаривает только с офицерами высших чинов, но мы хорошо слышим всё, о чём он рассуждает с ними. Он критикует в резких и горячих выражениях нашу высадку в Крыму. Если нам, субалтерн-офицерам, приходится не одобрять своих начальников, то никогда мы не делаем этого перед подчиненными, а поэтому его выражения по сему поводу нас не трогают и не удовлетворяют.
Сегодня море немного волнуется, и я подвергся морской болезни, чувствуя облегчение только в лежачем положении, весьма впрочем неудобном для письма.
13/1 сентября 1854 г.
Море делается беспокойным, хотя еще и не опасно. Однако адмирал решил более благоразумным бросить якоря. Мы находимся вблизи Тарханкутского маяка.
Предположения выясняются. Английская эскадра и транспорты соединились с нами, и флот в комплекте! По всему вероятию, нам предстоит высадка на одном из пунктов прибрежья полуострова.
Говорят, что маршал желал бы выйти на берег возле устья реки Качи, между тем, как по мнению лорда Раглана следует высадиться на Ольдфордском берегу.
Небольшой пароход «Карадок» с генералом Канробером и английским генералом Блумом, адмиралом Брюа и полковником главного штаба Трошю отправился для осмотра берега: окончательное решение о месте высадки будет принято по его возвращении.
Здоровье маршала с каждым днем ухудшается и только благодаря своей железной воле, он превозмогает болезнь… Да сохранит его Бог для нас до окончания кампании, на славу Франции!
«Карадок» возвратился, имея возможность приблизиться к берегу только на расстояние полувыстрела, и обозрев более внимательно устье Качи и Ольдфордскую плоскость, которые представляют одинаковое удобство для высадки.
Лорд Раглан решительно желает высадиться в Ольдфорде, и маршал соглашается с его мнением. Мы имеем эти подробности от принца и контр-адмирала Люго, который ездил на корабль «Город Париж» для получения инструкций.
Море сделалось спокойным и весь флот подвигается в стройном порядке, строго соблюдая интервалы между кораблями. Какой величественный вид! Я жажду морского боя! и желал бы видеть эти великолепные, колоссальных размеров корабли, в схватках с русскими судами, слышать гром 3000 орудий, находящихся на наших бортах!
А всё-таки да избавит нас Бог от этого! какая бы ни была судьба сражения, всегда это дело рискованное.
Мы увидели землю и вскоре затем небольшой город Евпаторию, а на возвышенностях возле него 12–15 ветряных мельниц.
Четыре роты пехоты под руководством полковника Трошю, сев в шлюпки, направились к городу и высадились, не встретив ни малейшего сопротивления; несколько русских солдат, составлявших гарнизон, сдались без выстрела и наши люди расположились в их казармах.
Маршал снова вызвал к себе всех начальников для снабжения их последними указаниями, так как высадка должна произойти завтра.
Предвижу, что у меня будет много дела.
Будущее письмо напишу на материке, на что я не посетую, несмотря на удовольствия путешествия на корабле, так как буду рад моциону.
Думаю, что наш интендант не должен быть в претензии за очищение судов от войска, потому что провизия его истощилась и уже в продолжении нескольких дней мы получаем наши роскошные припасы вперемежку с войсковыми: свиным салом, сухими овощами, чечевицей и проч. Нет более ни шампанского, ни тонких вин. Действительно, хорошее время для ухода с судов. Мы оставляем «Вальми» без сожаления, но сохраним лучшие воспоминания о приеме, оказанном нам моряками, считая себя обязанными им благодарностью, и постараемся воспользоваться всяким случаем, чтоб отплатить им тем же.
14/2 сентября, утром.
Корабли с войском немедленно приблизились к берегу, буксируемые пароходами, сохраняя порядок и интервалы между собой в 350–400 метров. Все ротные командиры получили подробные инструкции для исполнения высадки и сообщили их своим командам; всё предвидено, всё обдумано.
На возможном для обозрения горизонте не видно неприятеля, что является хорошим предзнаменованием.
Люди завтракают и берут в мешки ужин, а в запасе будут иметь провиант, полученный в Балтчике на неделю. Офицеры собираются для завтрака.
Кончаю свое письмо. Будьте уверены, что всё пойдет хорошо.
Часть флота отделяется от эскадры и направляется к востоку, чтоб произвести, как уверяют, ложную высадку в другом месте в целях отвлечения внимания неприятеля.
Еще раз, будьте спокойны.