УСТРОЙСТВО ТЕАТРА И СТРОЕНИЕ ТРАГЕДИИ
Театральные представления в эпоху расцвета греческого общества были тесно связаны с культом Диониса и составляли часть сельских празднеств, посвященных этому богу, о чем напоминал алтарь Диониса, находившийся в орхестре. _Орхестрой_ называлась центральная часть древнего театра, расположенная между местами для зрителей и скеной. _Скена_ ("сцена", то есть палатка) - это строение, первоначально служившее для переодевания и выхода актеров. Затем она стала изображать фасад здания, храма или дворца, перед которым развертывалось действие, и служить декоративным фоном. Воздвигнутая перед скеной колоннада называлась _проскений_. Места для зрителей (в V в. до н. э. деревянные скамьи, которые позже были заменены каменными сиденьями) располагались уступами, окаймляя подковой орхестру.
В Афинах театр был построен на юго-восточном склоне Акрополя, где находились два храма, посвященные Дионису. Он вмещал более пятнадцати тысяч зрителей. Этот театр, представления в котором устраивались под открытым небом при естественном освещении, послужил образцом для других греческих театров.
Греческая трагедия возникла из импровизации и вела свое начало от дифирамба - хвалебной песни в честь Диониса. Большое место в ней отводилось хору, выступавшему как одно из ее действующих лиц. Из хора, состоящего из двух полухорий, выделялось трое: предводитель всего хора - корифей и два предводителя каждого полухория.
Почти все трагедии начинались с _пролога_, в котором обычно содержалась завязка действия. В прологе выступал один актер, произносивший монолог, а иногда два и даже три. Затем на орхестру через боковой открытый проход (то есть _парод_) выходил хор и исполнял свою первую песню, называемую _парод_. За пародом следовали _эписодии_ - диалогические части трагедии, в которых главная роль отводилась актерам, а от хора выступали корифей или отдельные хоревты. Эписодии отделялись друг от друга _стасимами_ - песнями, которые исполнял хор, находясь на орхестре. Каждый стасим состоял из отдельных частей: _строфы_ и _антистрофы_, написанных в одном и том же размере. За ними шел _эпод_, отличный от них по структуре. Лирическая партия актера и хора носила название _коммос_. Пение хора сопровождалось музыкой и танцами. Заключительная часть трагедии, когда хор с песней удалялся с орхестры, называлась _эксод_.
"ОРЕСТЕЯ"
"Агамемнон", "Жертва у гроба" ("Хоэфоры") и "Эвмениды" составляют единственную дошедшую до нас полностью трилогию Эсхила "Орестея" (поставлена в 458 г. до н. э.). Сюжет "Орестеи" заимствован из поэм троянского цикла. В основу ее положен миф о потомках Атрея, над которыми тяготеет проклятие за преступление их предка. Атрей, микенский царь, решив отомстить своему брату Фиесту за козни, убил его детей и накормил Фиеста их мясом. В роде Атрея не прекращались ужасные преступления. Так, сын Атрея Агамемнон принес в жертву богам свою дочь Ифигению; жена Агамемнона Клитемнестра с помощью своего любовника Эгиста (оставшегося в живых сына Фиеста) убила мужа; сын Агамемнона Орест, мстя за отца, убил мать и Эгиста.
Разрабатывая этот миф, Эсхил принимает более позднюю его версию, согласно которой убийство Агамемнона приписывается всецело Клитемнестре. Таким образом, главным действующим лицом трагедии становится Клитемнестра, замыслившая преступное убийство и хладнокровно совершающая его. Образ Клитемнестры приобретает необыкновенную силу и яркость. Хотя в начале трагедии огни, зажженные на горных вершинах в Греции, возвещают о падении вражеской Трои, поэт различными приемами создает ощущение надвигающейся беды, неотвратимости рока. В последней сцене хор отказывается признать Клитемнестру и Эгиста, захвативших после убийства царя власть в Аргосе. Он грозит им мщением Ореста.
"ЖЕРТВА У ГРОБА"
Вторая трагедия трилогии "Орестея" - "Жертва у гроба" (или "Хоэфоры", что в переводе значит "Женщины, приносящие надгробные возлияния"). Действие ее происходит через несколько лет после действия "Агамемнона". Возмужавший на чужбине Орест вместе со своим другом Пиладом возвращается в Аргос, чтобы по повелению оракула Аполлона отомстить за смерть отца. Но для того, чтобы исполнить свой долг, он должен совершить ужасное преступление - убить
1 Гермес подземный. - Так называет его Эсхил, потому что Гермес сопровождал мертвых в подземный мир.
5-6 ...я отдал прядь кудрей моих Инаху... - Инах - река в Арголиде и бог этой реки. У греков существовал обычай при переходе от отрочества к юности приносить в жертву речным богам прядь своих волос.
20 Пилад - сын фокидского царя Строфия, друга Агамемнона. Орест воспитывался при дворе Строфия после ухода Агамемнона в Троянский поход.
34 ...царица закричала. - Речь идет о Клитемнестре.
345 ...от ликийских копий... - то есть от троянских копий. Троянская Ликия была расположена у подножия горы Иды.
422 Арийский плач - здесь: восточный плач.
423 ...киссийских плакальщиц обряд. - Киссия - страна в Персидском царстве. Киссийские плакальщицы славились в Греции.
480 Жениха мне дай. - Клитемнестра и Эгист не выдавали Электру замуж из боязни, что дети ее будут мстить за смерть Агамемнона.
488 Персефона - дочь Зевса и богини плодородия и земледелия Деметры. Персефона была похищена Аидом и стала его женой, владычицей подземного мира.
501 Не дай погибнуть племени Пелопову. - Пелоп - мифический предок Ореста и Электры, сын Тантала, отец Атрея и дед Агамемнона. Пелоп, как рассказывается в мифе, убил первого жениха своей жены Гипподамии Миртила, который, погибая, проклял Пелопа и весь его род.
562 ...на парнасский лад произносить слова. - Парнас - гора в Фокиде, посвященная Аполлону. В горной Греции существовали различные диалекты и говоры.
575-576 ...Эриния несытая и третью чашу крови наконец испъет. - Первую чашу крови осушила богиня мести, когда были зарезаны дети Фиеста; вторую когда был убит Агамемнон.
604 Тестиада - Алфея, дочь этолийского царя Тестия. По одной из версий мифа, Алфее было предсказано, что ее сын Мелеагр умрет, как только догорит полено, пылавшее в очаге. Алфея вынула головню из пламени, погасила ее и спрятала. Но когда Мелеагр вырос и убил на охоте братьев матери, Алфея бросила головню в огонь, и Мелеагр умер.
612 Скилла - дочь мегарского царя Ниса. (Не путать с морским чудовищем Скиллой.) Когда критский царь Минос осадил дворец Ниса, он подкупил Скиллу, вырвавшую у отца из головы чудесный золотой волос, от которого зависела его жизнь. Нис погиб, а после взятия города Минос приказал утопить Скиллу.
629 Лемносское злодейство. - Существует миф о том, что лемносские женщины убили всех мужчин на своем острове.
670 Сам давлидец я. - Давлида - горная область вблизи Парнаса.
724 Пито - богиня убеждения, спутница Афродиты и Гермеса.
802-803 О чертога прекрасного могучий жилец! - Аполлон, которому был посвящен Дельфийский храм.
808 ...Майи дитя, Гермес... - Майя - дочь Атланта. Она родила от Зевса Гермеса.
829 Персей - мифический герой, отрубивший голову Горгоны Медузы, взгляд которой обращал все живое в камень. Персей совершил свой подвиг с помощью Афины, наблюдая за отражением Горгоны на полированном щите.
923 Побойся мстящих спутниц мертвой матери - то есть Эриний.
947 Зевсова дочь - Дике. Так истолковывает Эсхил ее имя.
1052 Собаки - прозвище Эриний.
Н. Подземская