Переходя к изложению сведений о появлении огнестрельного оружия на нашей родине, необходимо отметить, что точное время этого события — крайне важного в истории оружия — неизвестно. Начальной датой появления артиллерийских орудий обыкновенно принято считать 1389 год. Одна из наших летописей упоминает, что «лета 1389 вывезли из немец арматы и огненную стрельбу и от того часу уразумели из них стреляти». В 1939 г. советским правительством и был поэтому отмечен день 550-летия отечественной артиллерии.

Арматы представляли впервые применявшиеся в России образцы огнестрельных орудий. В старину «немцами», т. е. немыми людьми, язык которых для русских был непонятен, назывались вообще все иностранцы, причем огнестрельное оружие могло ввозиться в Россию как из Германии, Польши, Литвы, так и с юга — с Кавказа, из Персии и Турции.

Огнестрельное оружие называлось также пищалями, так как наших предков поражал звук стрельбы из огнестрельного оружия. Имелись пищали «затинные», применявшиеся в крепостях, пищали «завесные», носимые на ремне за спиной; образцам ручного огнестрельного оружия было преимущественно присвоено название «ручных пищалей», или «ручниц», а также «самопалов» в отличие от неогнестрельных самострелов.

Вследствие более оживленных сношений, которые имели северные города русского государства Новгород и Псков с Польшей, Литвой, немецким Ганзейским союзом, новгородцы и псковичи ранее других завели у себя значительное количество огнестрельного оружия. Во время славного, воспетого в народных песнях и былинах похода Московского царя Иоанна Грозного на Казань (1552 г.), предпринятого для предохранения русских областей от набегов казанских татар, в его войсках было 2 000 новгородских пищальников; это количество по тому времени надо считать крайне значительным.

Во время покорения Сибири Ермаком (1582 г.) казаки имели уже огнестрельное оружие, татары же и другие инородцы были вооружены только луками.

Рис. 35. Снимок с картины художника Сурикова «Битва казаков Ермака с ханом Кучумом на берегах Иртыша».

О наличии огнестрельного оружия у казаков (рис. 35) упоминается в народном эпосе — в обращении Ермака к своим подвижникам:

«Возьмем много свинцу-пороху, запасу хлебного.
А как вскроется весна-то красная,
Мы тогда-то, братцы, во поход пойдем.
Мы пригрянем, братцы, вверх по Чусовой реке,
Перейдемте, братцы, те круты кряжи,
Доберемся до того до царства бусурманского,
Завоюем царство то Сибирское,
А царя Кучума во полон возьмем…»