сотрудник преподобного Логгина и сверстника его Христофора, жил в XVI веке, основал монастырь, известный под именем Маркушевского Николаевского. — Сия обитель, упраздненная штатами 1764 года, находилась в Тотемском уезде на речках Тарнаге и Маркуше. Об основании ее повествуют следующее: преподобному Агапиту, спасавшемуся на Вычегде, в Борисоглебской Соль-Вычегодской обители, случилось тяжко заболеть. Во время его страданий явилась ему (1576 г. в марте месяце) икона чудотворца Николая, прозванная Великорецкою, и указала итти на вышепомянутое место и основать обитель. Чудесно исцеленный больный немедленно отправился в назначенное место, и поставил там сперва часовню, а потом, 1578 г., построил две деревянные церкви, первую во имя чудотворныя иконы Великорецкой, а другую во имя св. Прокопия Устюжского чудотворца. В том же году отправился он в Москву — просить у царя земли на содержание обители и дозволения построить мельницу на реке Лохте. Получив желаемое и приняв от митрополита благословение на освящение построенных им церквей, преп. Агапит возвратился в свою обитель, устроил на реке Лохте монастырское село и поставил мельницу. Но жители села Калинина, опасаясь, чтобы угодья их в пустоши не отошли ко вновь устроенному монастырю, решились умертвить преподобного. Надеясь смертию его разрушить возникающую обитель, они под предводительством одного своего селянина Богдашки Ляхова напали на Агапита, близ мельницы, и мученически убив его (1584 г. мая 21), бросили в реку Уфтюгу. Иноки, отыскав тело преподобного, предали оное земле между созданными им церквами, и поставили над ним часовню, а на гроб положили найденные на теле его вериги железные, которые и до ныне там находятся. Убийцы были казнены. — В 1712 г. епископ Холмский, Варнава, заехав в Маркушевский монастырь, приказал собрать сведения о житии преп. Агапита и о всех чудесах Великорецкой иконы. Составленное тогда описание хранится в бывшей монастырской, а ныне приходской, Маркушевской церкви (10) Ист. Росс. Иер. V, 51.).