преемник св. Феогноста, родился в Москве 1292 г.; при крещении наречен Елевферием. Отец его, Феодор Баконт, был боярином при в.к. Иоанне Данииловиче и почитается родоначальником Плещеевых и других дворянских родов. Елевферий сделался иноком на 19 году от рождения; пострижен в Московском Богоявленском монастыре, под именем Алексия, игуменом Стефаном, братом преп. Сергия и духовником великих князей. В 1350 г. Алексий посвящен в епископа во Владимир на Клязьме; а в 1354 году избран в.к. Симеоном Иоанновичем Гордым в митрополита Киевского и всея России, и хиротонисан в Константинополе патриархом Филофеем. Сей патриарх, вместо одного законного митрополита, поставил того же года и другого, какого-то Романа (вероятно Грека). Эта новость изумила русское духовенство; оно не знало, кому повиноваться: ибо митрополиты были несогласны между собою. Роман, обязанный свидетельством действию корысти, всего более думал о своих доходах, и требовал серебра от епископов; св. Алексей не искал чести, по словам летописи, но от чести взысканный, вторично отправился в Константинополь с жалобами на беспорядок дел церковных, и Филофей, желая примирить совместников, объявил его митрополитом Киевским и Московским, а Романа Литовским и Волынским. Не смотря на то, Роман жил несколько времени в Твери и вмешивался в дела епархии, призванный (как полагает Карамзин) Всеволодом Холмским, который сам ездил в Литву. Алексий, между тем, славился добродетелями: он удержал князей тверских от междоусобия, и имел случай оказать еще важную услугу отечеству. Жена Чанибекова, Тайдула, страдая глазной болью, требовала его помощи. Хан писал к великому князю: "Мы слышали, что небо ни в чем не отказывает молитве главного попа вашего; да испросит же он здравия моей супруге?" Св. Алексий поехал в орду, с надеждою на Бога, и не обманулся: Тайдула выздоровела, и старалась всячески изъявить свою благодарность. В это время ханский посол Кашак обременял российских князей беззаконными налогами; милость царицы прекратила зло; но Чанибек жил недолго: он был (в 1357 г.) злодейски убит сыном Бердибеком, который умертвил и двенадцать братье. Митрополит, очевидец столь ужасного происшествия, едва успел возвратиться в Москву, как Бердибек прислал уже вельможу Иткара с угрозами и с насильными требованиями ко всем князьям российским. Они трепетали, слыша о жестоком нраве его: св. Алексий взял на себя укротить хана; снова поехал в столицу капчакскую, и посредством матери Бердибековой, Тайдулы, исходатайствовал милость для государства и церкви. Великий князь, его семейство, бояре, народ встретили добродетельного митрополита, как утешителя небесного. Успокоив Россию, митрополит жил два года в Киеве, оставленном его предместниками, среди развалин и печальных следов долговременного запустения, стараясь обновить церковное устройство и велелепие храмов. Алексий управлял митрополиею 24 г.; преставился 1378 г. февраля 12. Мощи его, обретенные 1439 г. мая 20, почивают открыто в Москве в Чудовом, им самим созданном (1365 г.) монастыре. В 1485 г. они перенесены в созданную церковь во имя сего святителя, в 1535 г. положены в серебряную раку, устроенную великим князем Василием Иоанновичем, а в 1686 г. перенесены из старой трапезной церкви и поставлены между новосозданными церквами Благовещения пресв. Богородицы и св. Алексия. Церковь совершает его память февраля 12, мая 20 и октября 5, вместе со святителями Петром и Ионою. Это празднество установлено повелением царя Феодора Иоанновича и по благословению патриарха Иова. — Св. Алексий, после второй своей поездки в Константинополь, избавясь чудесным образом от застигшей его на море бури, дал обет построить храм; в силу сего обета, он соорудил (около 1360 г.) Спасо-Андрониев монастырь в Москве, на Яузе. Он построил еще, в 1362 г., Владычев-Серпухов монастырь, бывший мужский, а ныне женский, и около 1370 года монастыри Благовещенский в Нижнем Новгороде, и Царево-Константиновский во Владимире. — Со времен св. Алексия, в Киеве избирались особые митрополиты независимо от Всероссийских; они жили в Литве. После вышепомянутого Романа избран был Герман; он скитался за Днепром. В. к. Литовский, Ольгерд, отторгнув от России Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск и другие княжества, основал независимость киевской митрополии. Св. Киприан, преемник Романа, возведен был в Киеве еще при жизни св. Алексия, и умел в последствии удержать за собою обе митрополии (18) Прол. и Чет. Мин. окт. 5, февр. 12, мая 20. Степ. Кн. I, 439–478. Ист. Кар. IV, 267–272. Церк. ист. Митр. Платона I, 170, 180, 184–200.).