иконописец, в мире Андрей, сын земледельца, именем Никифора, уроженца бывшей Двинской области (Архангельской губернии) в селе, называемом Кехтою, в 30-ти верстах от Архангельска. Отданный учиться грамоте, Андрей пристрастился к искусству иконописи. По кончине родителей, он отправился в область Новгородскую и вступил в услужение к одному боярину; находясь у него, сочетался браком, но потеряв вскоре жену, возвратился на родину, роздав свое имущество бедным, и решась сделаться монахом, отправился искать обители. Заснув на пути от утомления, он узрел во сне некоего лучезарного мужа, отрывшего ему судьбу его. Андрей посвятил себя посту и молитве, прибыл в Пахомьеву пустынь, что на реке Кене, впадающей в Онегу и постригся 30-ти лет под именем Антония. Приняв сан священника, он отправился, с дозволения своего наставника, с двумя монахами, Александром и Иоакимом, в пустыню, на реку Шелексу; там построил он церковь во имя св. Николая чудотворца, и писовокупив к спутникам своим еще четырех монахов, основал монастырь, в котором жил только 7 лет, ибо неизвестно почему был оттуда изгнан. Другое же предание говорит, что корыстолюьивые крестьяне деревни Шелексы, жалея уступить часть земли для келлии незнакомого инока, отказали ему в приюте и настойчиво просили удалиться от них. Преподобной, удаляясь от них сказал: живите ни голо, ни богато, и предсказание его сбылось. В 1520 г., имея 42 года от роду, пришел он с братиею на реку Сию, что ныне в Холмогорском уезде, и поселился близ озера Михайлова. Оттуда послал он старцев, Исаия и Александра, в Москву к великому князю Василию Иоанновичу, с прошением о дозволении построить на месте, ими избранном, монастырь. Получив на просьбу свою жалованную грамоту и церковную утварь, Антоний построил деревянную церковь во имя св. Троицы и кельи на острову Михайловского озера, и был избран во игумена новой обители. Ища уединения, и уклоняясь от первенства игуменского он было удалился; два острова: Дудницы и Падун освящены временным там пребыванием Антония; но по просьбе братий, снова принял начальство над устроенною им обителью. Он славился святостию жизни, и был известен как иконописец. Его работы икона св. Троицы прославлена чудесами: когда церковь деревянная сгорела, одна сия икона осталась невредимою среди пламени. Антоний преставился 1557 году декабря 7 на 79 г. от рождения, быв 37 лет Игуменом; преемником своим назначил он Кирилла. Духовная завещальная грамота, его рукою подписанная и ныне сохраняется в монастыре; там находятся и ризы сего угодника; св. мощи Антония почивают под спудом в учрежденной им обители (что ныне Сийский Антониев монастырь) в каменной церкви св. Троицы, основанной 1589 г. Память преп. Антония церковь совершает 7 декабря.
В 1601 г. в июне, когда по приговору бояр, все Романовы и их родственники сосланы были в ссылку, в удел боярина Феодора Никитича достался Сийский монастырь. С тех пор, как Феодор Никитич вступил в стены монастыря, обитель превратилась в тюрьму: ворота закрылись для богомольцев, из опасения; он невольно должен был сложить сан боярский в этом монастыре, где насильно постригли его в монахи, с именем Филарета (38) Прол. Чет. Мин. дек. 7. Ист. Росс. Иер. VI, 115-133. Отечеств. Записки, янв. 1841, смесь, стр. 11.).