В небольшом предисловии к альманаху издатели "настаивают на отсутствии всякой партийности в выборе материала". По их мнению, "авторы сами отвечают за себя; искренно высказанное мнение, новое и сознательное, имеет быть право выслушанным". Принцип -- значительно облегчающий задачу редакторов сборника, но крайне затрудняющий задачу рецензента. Трудно что-нибудь сказать о физиономии альманаха, в котором наряду с Розановым -- участвует Волынский, наряду с Мережковским -- Балтрушайтис. Я вовсе не имею в виду размеры дарования отдельных участников альманаха. Я указываю лишь на то, что все помещенное в этом сборнике пестро и разнокалиберно, а потому вряд ли может быть рассматриваемо, как нечто единое и цельное по духу и направлению.

Но если подобная терпимость редакторов издания и допустима, пожалуй, в выборе произведений художественного творчества, то она немыслима в области критики. Здесь уже нельзя печатать всякое "искреннее новое и сознательное слово". Издатели утверждают, что авторы сами должны отвечать за себя. Но если это так, то зачем же с настойчивостью, достойной лучшего применения -- в "Северных цветах", из году в год, наряду с образцами "искренней и новой" поэзии -- печатаются образцы "искренней и новой" критики, которая нещадно разносит сотрудников альманаха. Зачем лишают их возможности говорить самим за себя и между ними и публикой ставят неблагоприятный отзыв критики? В прошлом году наряду со стихотворениями Бальмонта мы читали рассуждения Урусова, доказывающие, что лирика молодого поэта -- "психиатрический документ", нынче мы почти то же читаем и в статье г. Волынского. Подобное "высшее беспристрастие" редакторов альманаха -- отдает некоторой несерьезностью и противоречит тому принципу, на котором настаивают в своем предисловии редакторы.

Наконец, помещение подобных самобичеваний, по моему мнению, просто непрактично. При появлении первого альманаха ни один рецензент не пропустил удобного случая выбранить его содержание словами Урусова. Нынче, вероятно, с этой же целью будет цитироваться статья Волынского. Если в журнале, обязанном, по самому существу своему, быть отражением борьбы мнений, возможно еще оценивать произведения литературы и искусства с различных, часто противоположных, точек зрения, то в издании, подобном "Северным цветам", это едва ли уместно. Издатели его должны, не вмешиваясь в борьбу партий, не отдавая особого предпочтения никому из своих сотрудников, спокойно, из году в год, давать публике образцы современного художественного творчества. Со временем все будет взвешено и смерено. Будущие критики и читатели с точностью определят размер каждого дарования. Пока же надо лишь давать возможность каждому дарованию высказаться полностью, без компромиссов, без подлаживания ко вкусам всесильных критиков или публики. С этой точки зрения издательская деятельность "Скорпиона" очень симпатична и заслуживает всякого одобрения. Талантов она не создаст, но может хоть несколько поднять художественный уровень нашей литературы. Уже один тот факт, что группа энергичных, образованных людей посвящает свои силы преследованию чисто литературных задач, без примеси всяких коммерческих или публицистических целей -- достоин внимания.

С типографской точки зрения -- альманах на 1902 г. красивее первого, так как все заставки и концовки были специально для него сделаны таким мастером, как К. Сомов. К сожалению, обложка не удалась художнику. Несущаяся по небесным пространствам вычурная дева -- слишком сладка и манерна. Шрифт и бумага по-прежнему оставляют желать лучшего. Видно, что в "Скорпионе" мало любят книгу и ее внешний вид.

Впервые опубликовано: Мир искусства. 1902. No 4. С. 80-81.