Девятый том второго издания соответствует восьмому тому первого, за исключением "Трех разговоров" и "Воскресных писем". В остальном -- перемен нет. Редакторская работа свелась к тому, чтобы разбить старый материал на десять томов и приложить примечания, в которых указывается, где какая статья была впервые напечатана. Примечания полезные и необходимые. Но составлены они небрежно, это раз, а, во-вторых, они подчеркивают случайность и нелогичность распределения материала. Какие основания были у новых редакторов к тому, чтобы рабски следовать первому изданию?
М.С. Соловьев (редактор первого издания) совершил громадный труд. При жизни Владимира Сергеевича не было издания его сочинений, и, говоря откровенно, читающая Россия ознакомилась с духовным обликом нашего философа только после его смерти.
Собрать материал для первого издания было нелегко. Наконец, самое появление его было настолько значительно и важно, что как-то даже не приходило в голову отмечать его недостатки. За крайне дешевую цену (12 руб.) русский читатель получал громадный материал, получал как бы доступ к богатствам, оставленным Соловьевым. Богатств этих было столько, что глаза разбегались, и чувство благодарности к издателям отодвигало на второй план возможную критику их труда.
Совсем другое дело теперь. Успех первого издания превзошел ожидания издателей. Со времени смерти Вл. Соловьева прошло тринадцать лет. О Соловьеве много за это время писали, его прилежно изучали. Появились его письма. Словом, накопился обильный материал для примечаний и много оснований для более рационального распределения сочинений Соловьева по отдельным томам.
Но редактора нового издания ничем почти не воспользовались. Примечания куцые и небрежные, а распределение материала по-прежнему случайное и пестрое.
Так, в девятом томе специально-философские статьи (Теоретическая философия. 1897-1899 гг.) помещены рядом со статьями чисто литературными, с полемическими заметками.
Согласно программе издания (напечатанной на обертке), тома десятый и девятый должны быть посвящены сочинениям 1897-1900 годов. Но эта программа нарушена. Из примечаний видно, что статья: "Польская национальная церковь" была напечатана в 1891 году, статья памяти Леонтьева -- в 1892 г. Я не говорю о некрологах, которые обнимают 1883-1900 гг. В первом издании статья о польской церкви была отнесена к 1897 году. Очевидно, редактора нового издания приняли это указание на веру. И только приступая к печатанию IX тома, заметили ошибку. На обложке осталось: "сочинения последних годов", а в примечаниях отмечено: напечатана впервые в 1891 году.
Но курьезы примечаний этим не исчерпываются. Под статьями "Импрессионизм мысли" и "Тайна прогресса" сделано указание: напечатано впервые (см. стр. 434). Я с интересом принялся за чтение этих статей. Но каково же было мое удивление, когда я встретил старых знакомых! Обе статьи напечатаны в восьмом томе первого издания, на стр. 66-75.
Редакторам следовало или не ставить своих почтенных имен на обложке издания, или более внимательно отнестись к своей работе. Имя -- обязывает.
Впервые опубликовано: "Речь". 1913. 21 октября (3 ноября). No 288. С. 5 .