Богема -- социальная группа, играющая и до сих пор значительную роль в истории лит-ры. В средние века цыгане, народ бродячий, народ-изгой, считались выходцами из Богемии (Чехии). Б. -- лит-ая цыганщина в смысле социальной деклассированности и материальной необеспеченности. Слово Б. получило свое начало во Франции, в эпоху романтизма, когда оно было в большом ходу ["Галантная богема" Жерара де Нерваля (см.) ; известное стихотворение Т. Готье (см.) "Aux vents capricieux qui soufflent de la Bohème" и т. д.; выражение это встречается неоднократно и у Ж. Занд (см.) ] и окончательно упрочилось после выхода в свет книги Мюрже "Сцены из жизни богемы" (послужившей впоследствии либретто для оперы Пуччини "Б."). По социальной своей природе Б. -- интеллигентный пролетариат и потому, как широкое социальное явление, связана собственно с XIX и XX вв., когда развертывавшийся капитализм пролетаризовал (вернее пауперизировал) значительные части мелкой буржуазии как деревенской, так и городской и в частности провинциально-городской, выходцы из которой сосредоточивались в большом количестве в столицах, устремляясь в университеты, в редакции журналов и газет, в издательства, временно или перманентно нищенствуя, собираясь в кабачках, находясь в более или менее резкой оппозиции к буржуазии; писательская и художническая часть интеллигентного пролетариата и составляет Б. Связанная как широкое социальное явление с XIX и XX вв., Б. однако существовала и раньше. Впервые она появляется, повидимому, в Англии в конце XVI и начале XVII вв., когда страна уже поворачивала на путь капитализма. Значительная часть драматургов "шекспировской" эпохи были типичными богемцами [Марло (см.) , Грин, Лодж, Пиль], завсегдатаями кабачков ("Белый конь", "Сирена"), где острословили, любезничали с проститутками, устраивали скандалы, кончавшиеся порой убийствами (Марло был убит в таверне во время драки из-за проститутки). Грин, дошедший до последних пределов падения, в специальном памфлете ("На грош мудрости, купленной ценою миллиона страданий") предостерегал своих коллег от подобной же участи. Богемцы лондонских кабачков быть может послужили оригиналами для Шекспировских образов: для Фальстафа, Пистоля, Бардольфа, Нима (в "Генрихе IV"). Приблизительно в ту же эпоху тип писателя-богемца встречается и во Франции в лице Теофиля де Вио и особенно Франсуа де Вийона (см.) , образы к-рых поспешил возродить богемец XIX в. Т. Готье (в своих "Гротесках"). Встречается этот тип писателя и в XVIII в., как бунтарь против аристократического общества, как певец вакхических оргий, в лице шведского поэта Бельмана (см.) или немецкого поэта Гюнтера (см.) . Однако лишь в XIX и XX вв. Б. становится более значительным социально-литературным явлением. Ни в Англии, ни в Америке впрочем Б. не смогла сложиться в более или менее массовое явление, так как здесь не было и значительных кадров интеллигентного пролетариата, ввиду малого значения мелкой буржуазии и более мощного развития капитализма. Классической страной Б. долгое время была Франция. Здесь уже в первой половине XIX в. Б. кладет яркий отпечаток на художественную лит-ру. Хотя В. Гюго (см.) и был поэтом гл. обр. мелкой буржуазии, однако в подборе своих центральных персонажей он часто ориентировался именно на артистическую богему, противополагая ее господствующим классам ("Собор парижской богоматери", "Человек, к-рый смеется"). Присяжными поэтами Б. в эпоху романтизма были Т. Готье, Жерар де Нерваль, О'Недди (см.) , Борель (см.). Б. имела свое правое, буржуазное (Готье) и левое, радикальное крыло (Нерваль, особенно Недди и Борель). Правое -- было аполитично, фрондируя впрочем против социализма; левое -- воспевало республику. От буржуазной действительности Б. уходила или в "чистое искусство" (Готье), или в мир ирреальной мечты (Нерваль). В последние десятилетия XIX в. Б. снова заняла видное место в лит-ре Франции. "Песни нищих" (Chants des gueux) Ришпэна (см.) , прославлявшие бродячих рыцарей-поэтов, отрекшихся от мещанского общества, были одним из манифестов, возвещавших новое выступление Б. В ее среде в 80-х гг. зародился "символизм". Его родиной был кабачок "Франциск I" на бульваре Сен-Мишель, где собирались первые глашатаи символизма [Ролина, Гарокур, Ж. Мореас (см.) , Ш. Морис, Лоран Тальяд и др]. "Искусство для искусства", установка на подсознательное, на "нервы", отрицание культуры, устремление к средним векам, мистицизм и пессимизм -- таковы были основы их программы. Крупнейший поэт символизма -- П. Верлен (см.) , типичный богемец, в своих "Гротесках" (Grotesques) воспевший свою группу как подлинный тип человека и поэта. В своей книге "Символисты и декаденты" Г. Кан свидетельствует, что символисты вообще ориентировались как на потребителя -- на "интеллигентный пролетариат" (prolétaires intellectuels). В 80-х годах по мере быстрого развития капитализма образовались значительные кадры интеллигентного пролетариата и в Германии, активно обнаруживаясь в лит-ре [А. Гольц (см.) , Шляф (см.) , Конради (см.) и др.]. Идеологически они колебались между буржуазией и пролетариатом, переходили от социализма к индивидуализму (Шляф, "Das dritte Reich"), или к социал-аристократизму (Гольц, "Sozialaristocraten"), или к ницшеанству (Конради, "Phrasen"). Стилистически они были застрельщиками натурализма и в особенности импрессионизма (Гольц, Шляф). Порой у них сказывалась определенная установка на Б. (Шляф, "Die Suchenden"), и сами они порой ударялись в чистую Б. (Бирбаум, в особенности П. Хилле). Если поколение немецких восьмидесятников скорее интеллигентный пролетариат ("Proletarier des Geistes", как выразился Конради), то в начале XX в. и в Германии можно говорить о Б. Как типичная Б. выступал в своих ранних стихах Бехер (см.) , после войны ставший в ряды компартии, как и ряд других зачинателей экспрессионизма. Из рядов Б. вышло и то общественно-литературное движение, к-рое накануне войны 1914-1918 и в годы германской революции прокламировало "революцию духа" и к-рое известно под названием активизма (см.). Аналогичные явления повторяются в начале XX в. и в других европейских странах, напр. в Польше, где выразителем в лит-ре настроений и чаяний, скорее впрочем интеллигентного пролетариата, нежели Б., выступал С. Пшибышевский (см.) , автор романов "Сыны земли" и "Дети сатаны". С Б. связано и такое характерное для городской капиталистической культуры XX в. явление, как кабаре (см.). У нас Б. появляется как социально-литературная группировка лишь в начале XX в. Первые футуристы [В. Маяковский (см.) , Бурлюк (см.) и др.] выступали как выразители именно этой группы, повторяя некоторые характерные ее черты, как то: стремление "эпатировать" буржуа (желтые кофты, имитирующие красные жилеты Т. Готье), крайний индивидуализм, установка на искусство для искусства. После Октябрьской революции, примкнув к пролетариату, к-рый ранее лежал вне их поля зрения, футуристы (В. Маяковский) сумели изжить некоторые свои былые Б. черты, оставив своими наследниками в этом отношении имажинистов (см.) -- Шершеневича (см.) , Мариенгофа (см.) и примкнувшего к ним автора "Москвы кабацкой" Есенина (см.). Если в условиях буржуазного общества Б., находившаяся к нему в оппозиции, не становясь однако на точку зрения пролетариата и социализма, представляла все же явление до известной степени положительное, то в рамках пролетарской и советской общественности Б. становилась явлением глубоко вредным и реакционным, разлагая лит-ую среду своим индивидуализмом, своей социальной и моральной недисциплинированностью, своим непониманием общественно-организующей функции искусства в условиях развертывающейся социалистической революции. Такие явления, как срыв в Б. некоторых пролетарских и комсомольских поэтов, имевший порой своим последствием добровольный уход из жизни, как заражение известных общественных и лит-ых кругов "есенинщиной", как воцарение нравов богемы со всеми их отрицательными последствиями в среде слушателей лит-ого техникума в Москве и т. п., вызвали резкий протест со стороны советских общественных и лит-ых кругов, выразившийся в организации митингов, диспутов, посвященных этой злободневной теме и в ряде лит-ых документов. История лит-ой Б. еще не написана, равно как вопрос о "стиле" этой социальной группы не разработан. Существуют только кое-какие материалы, могущие пригодиться будущему историку и литературоведу.

Библиография:

Для французских богемцев XVI-XVII вв.:

Gautier Th., Grotesques, P., 1844. Для Б. эпохи французского романтизма:

Брандес Г., Романтизм во Франции, "Собр. сочин.", изд. "Просвещение", тт. IX, X, СПБ., 1906-1914;

Фриче В., Очерк развития западных лит-р, Харьков, 1927;

Estève E., Byron et le romantisme français, P., 1907.

Для французского символизма:

Нордау М., Вырождение, СПБ., 1896. Для явлений на грани между интеллигентным пролетариатом и Б. в конце XIX и в начале XX вв.:

Фриче В., Очерки истории зап.-европейской лит-ры, 1-е изд., М., 1908;

Kahn G., Symbolistes et décadents, P., 1902.

Для нашей Б.:

Троцкий Л., Лит-ра и революция (о футуристах), М., 1924;

Рейснер М., Б. и культурная революция, "Печать и револ.", N 5, М., 1928.

Для английской Б. XVI-XVII вв:

Sarrazin, Aus Schakespeares Meisterwerkstatt, Berlin, 1906.

Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930 . -- Стб. 532--535.