§ 78. Художества, составляющие натуральную область изящных искусств, направляются в своих изображениях по формам ощутительного бытия в природе, и здесь первая степень вещественной жизни есть наполняющая (пространство масса, которую творческая фантазия либо обрабатывает по своим идеям в возможных измерениях как самостоятельное существо, отделенное от прочих, либо представляет только в углублениях и выпуклостях, либо же начертывает одни призраки массы, мелькающие на поверхностях, с утратою толщи и, следственно, дает во всех случаях образование покоящемуся в пространстве веществу, истинному или мнимому.

§ 79. Вторая степень вещественной жизни означается движением и деятельностью, которые приводят массу в сотрясение. Внутреннее начало сих сотрясений, то есть звуков, есть душа, а внешняя форма, в какой они являются,-- время. Художество, в буквальном смысле извлекающее душу, называется тоническим, или музыкою.

§ 80. Но совершенство вещей в природе на третьей степени есть слияние массы и деятельности, материи и движения, тела и души в жизни существа органического. Такого же точно совершенства, такой же славы достигает и художество там, где изображает изящное сколько под видом пространства, столько же и под видом времени, и посему, соединяя в себе образовательную сторону и тоническую, являет натуральную красоту в такой степени чувственной великости и силы, в какой находим ее только на театре.

§ 81. Итак, художества по своей форме суть:

а) художества, преимущественно относящиеся к пространству, -- образовательные;

б) художества, преимущественно относящиеся ко времени, -- тонические;

в) художества, относящиеся равно и к пространству и ко времени, -- театральные, сценические.

§ 82. Постановим здесь общий закон для художеств. Он гласит: искусственная красота тем совершеннее, чем более художник в собственной своей области находит способов и знаков для изображения оной, и тем ограниченнее, чем чаще прибегает он к помощи ближних. Но разумеется, что художества театральные, по себе сложные или смешанные, имеют более свободы, нежели образовательные и тонические, по природе своей односторонние и простые.