Грундтвиг (Nikolai-Frederik-Severin Grundtvig) -- знаменитый датский поэт, проповедник и основатель секты "грунтвигианцев" (1783--1872). Г. происходил из духовного звания и готовился к духовной карьере. На развитие поэтического дарования Г. имели большое влияние лекции его двоюродного брата, Стеффенса, который уничтожил в Дании культ Коцебу и Лафонтена и привлек молодежь к изучению Шекспира и Гёте. В "Nordens Mythologie" (1808) Г. излагает сев. мифологию по древним сагам, являющимся "не произвольным собранием древних мифов, но органически связанным, цельным творением, которое в 5-ти огромных действиях развертывает перед нами чудеснейшую победную драму, какую только мог создать смертный". Вышедшие затем и крупнейшие поэтические произведения Г. на темы из сев. мифологии, известные под общим заглавием "Optrin af Kjaeempelivets Undergang i Nord" (Сцены из жизни сев. богатырей, 1809), уступают эленшлегеровским на те же темы только по красоте и изяществу внешней формы, но превосходят их (по собственному признанию Эленшлегера) внутреннею силою, мощью и правдивостью. "Optrin af Norners og Asers Kamp" (Сцены из борьбы норн с азами), вышедшие в 1811 г., заканчивают период литературно-поэтической деятельности Г., который уже начал переживать тяжелый душевно-религиозный кризис, чуть было не омрачивший его разум. Деятельность Г. на новом поприще религиозного писателя началась обвинением в искажении св. Писания, брошенным им современному духовенству. Затем вышел историко-религиозный труд его "Kort Begreb af Verdens Krönike i Sammenhaeng" (Краткое изложение всемирной истории, 1812), в котором проводится мысль, что история только тогда получает смысл, если рассматривать ее с точки зрения христианского учения. Для распространения своих религиозных воззрений Г. основал журнал "Theologisk Maaneolskrift" (1823), в котором вел бурную полемику (1826) с проф. Клаусеном, стоявшим за свободную критику св. Писания. В 1830 г. появилась наделавшая много шуму статья Г. "Следует ли продолжать лютеранскую реформацию", в которой он требует реформации не только для церкви, но и по отношению к государству и к школе. В 1832 г. ему дозволена была свободная проповедь, но запрещено отправлять какие-либо иные священнические обязанности.
Горячо любя свой народ и родной язык, который ставил выше всех на земле, Г. горячо ратовал за народную свободу, за образование в строго национальном духе и за сохранение чистоты родного языка (журнал "Dane Virke", издан. Г. 1816--1819). Он настаивал на уничтожении классицизма и на расширении общеобразовательной программы для народа, для которого предлагал учредить высшие образовательные заведения (Folkehöjskolen, или народные унив.). Два первых таких заведения были устроены в Дании в 1843 г. на средства, собранные между почитателями Г. в Дании и Норвегии; впоследствии они распространились по всей Скандинавии и Финляндии. Г. принимал участие в составлении нового "Grundkov" (основного закона), затем много лет был членом законодательного собрания. В 1861 г. был торжественно отпразднован день 50-летнего юбилея служения Г. в сане священника, причем он был возведен в сан епископа. Г. дожил еще и до 60 летнего юбилея, и в том же году издал свой последний труд, "Kirkespeilet".
Грунтвигианизм, т. e. учение Г., является сводом своеобразных религиозных воззрений. По Г., христианская церковь зиждется исключительно на собственном устном слове Господнем в Его проповедях и постановлениях и на таинстве св. крещения, обязательном для всякого вступающего в эту церковь, от которого при этом требуется истинное исповедание веры. Г. стоит за полную свободу религиозной совести и за отделение церкви от государства.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IXa (1893): Гравилат -- Давенант, с. 804--805.