1 К. Holl -- в "Enthusiasmus und Bassgewalt beim griechischen Monchtum", стр. 229 и сл. -- показывает, что на востоке монахи мало-помалу заменили харизматиков и героев в вопросе об отпущении грехов, приступая к этому сначала в форме частного духовничества. Разлад, наступивший, по его мнению, впоследствии между духовенством и монахами, не касается истории догматов; к тому же он произошел в более позднее время.
2 Понятие Бога у апологетов (в смысле определения его существа вне отношений к миру) почти не отличается от гностического, так как в обоих случаях основой служит платонизм. Различие проявляется только тогда, когда Бог рассматривается с точки зрения его отношения к миру, так как разногласие сводится к оценке мира.
3 У гностиков и у Маркиона Христос, напротив, настолько сближен с Богом, насколько это допускает мышление, и как сотериологический принцип он гораздо важнее, чем космический.
4 У апологетов Логос-Христос -- Спаситель от тех "уклонений", которые произошли в мире, у гностиков и у Маркиона он спасает от мира.
5 Немного ранее Иринея его единомышленник Мелитон из Сард написал много сочинений, дышащих тем же духом, но сохранившихся, к сожалению, лишь в мелких отрывках.
6 На то, что у Климента можно также найти зачатки характерного восточного развития покаяния ("духовная задача гностика среди его более слабых братьев"), указывает Holl, ук. соч., стр. 227 и сл.
7 Вероятно, поэтому гипотипозы Климента не сохранились: в них заключались еще более сомнительные элементы, чем в Stromateis.
8 "Арабское" учение о временном сне души (Евсевий, h. e. VI, 37) является также антиплатоновским и антиметафизическим.