Катя и Оля играли на рояли "Севильскаго цирюльника".

Оперу эту купилъ имъ брать Коля передъ отправленіемъ на войну.

Старый дядя Максимъ сидѣлъ около племянницъ и подпѣвалъ.

А бабушка Ларисса, совсѣмъ уже старая и слѣпая возсѣдала на большомъ и мягкомъ креслѣ у окна и сосредоточенно думала.

Бабушка Ларисса всегда думала о чемъ-то важномъ, что казалось, она только одна знаетъ, хотя Катя и утверждала, что бабушка ни о чемъ не думаетъ, кромѣ того, не опоздаютъ-ли сегодня съ обѣдомъ.

Вопросъ о думахъ бабушки былъ спорный, но уважали ее въ семьѣ очень и к обѣду вели подъ руки.

Впереди выступала бабушка, почтительно поддерживаемая Катей и Олей.

А за ними -- всѣ остальные...

Катя и Оля очень любили "Севильскаго цирюльника".

-- Опера была старая, но безсмертная.

Дядя Максимъ часто говорилъ:

-- И какъ подумаешь, что этой оперѣ исполнилось 100 лѣтъ. О, если бы люди могли жить такъ долго и быть такими жизнерадостными, какъ "Севильскій цирюльникъ".

Мать Глафира Антоновна рѣдко присутствовала на этихъ передъобѣденныхъ концертахъ.

Она была занята на кухнѣ и хотя новая кухарка, которую взяли недѣлю тому назадъ, оказалась образцовой и находилась вполнѣ на высотѣ своей задачи, тѣмъ не менѣе, Глафира Антоновна рѣшила довѣриться ей не сразу.

-- Катя и Оля, повторите вотъ это мѣсто.-- произнесъ дядя Максимъ.

Катя и Оля переглянулись.

"Севильскій цирюльникъ", конечно, хорошая вещь, но дядя Максимъ слишкомъ злоупотребляетъ этой любовью.

Тѣмъ не менѣе, онѣ стали повторять.

-- Скоро-ли будетъ обѣдъ?-- спросила бабушка.

-- Сейчасъ.

Дядя Максимъ, чтобы дать возможность безпрепятственно сыграть "Севильскаго цирюльника", подошелъ къ бабушкѣ, усѣлся рядомъ, взялъ въ свои руки ея морщинистую руку и сталъ гладить ее:

-- Черезъ пять минуть подаютъ обѣдъ. Вотъ сейчасъ Катя и Оля закончутъ "Севильскаго цирюльника". Помните, мамаша, какъ въ моемъ дѣтствѣ вы меня возили на эту оперу?

-- Да,-- отвѣтила, немного подумавъ, бабушка. И вдругъ ея лицо просіяло и озарилось какой то особенной улыбкой, точно она вспомнила что-то очень радостное и привѣтливое.

Въ это время въ окно постучалъ молоденькій студентикъ и показалъ Катѣ и Олѣ языкъ.

-- Кто тамъ стучитъ?-- произнесла недовольно бабушка.

-- Это -- Федя, -- отвѣтилъ дядя Максимъ.

-- Зачѣмъ онъ стучитъ? Развѣ нѣтъ дверей, чтобы позволить?

-- А онъ такъ. Чтобы заранѣе я датъ знать о сроемъ приходѣ.

-- Марья Семеновна разбаловала и Федю. Скорѣй бы забрали его на войну. А то бѣгаетъ, стучитъ въ окна, опрокидываетъ мебель. Вчера тарелку разбилъ за обѣдомъ,-- вспомнила бабушка.

Катя и Оля закончили игру.

Въ залу вбѣжалъ Федя.

-- Здравствуйте, бабушка,-- крикнулъ онъ.

-- Чего такъ кричишь? Что я не слышу, что-ли?

-- Здравствуйте, Максимъ Антоновичъ. Здравствуйте, Катя и Оля. А вы тутъ опять запузырили "Севильскаго цирюльника"?

Дядя Максимъ ничего не отвѣтилъ и только недовольно пожалъ плечами.

Но Катя и Оля обидѣлись за дядю. Въ особенности, Оля.

Вспыхнувъ, Оля быстро заговорила:

-- Если вы ничего не понимаете въ музыкѣ, то изъ этого не слѣдуетъ, чтобы другіе не понимали.

-- Вы только ходите по кинематографамъ и думаете, что это искусство,-- произнесла презрительно Катя.

-- Этой оперѣ сто лѣтъ. Понимаете? А она вся, какъ живая,-- воскликнула Оля.

-- Какое мнѣ дѣло, что ей сто лѣтъ?-- отвѣтилъ Федя и сталъ крутиться на каблукахъ.

-- Вамъ бы въ циркъ поступить.

-- Джакомино!

Въ комнату вошла Глафира Антоновна.

-- Сейчасъ идемъ обѣдать,-- сказала она.

И потомъ какъ бы про себя тихо произнесла:

-- Сегодня, навѣрное, будетъ письмо отъ Коли.

И вздохнула.

-- Отъ кого письмо?-- внезапно услыхала бабушка.

Глафира Антоновна точно спохватилась, замедлила отвѣтомъ, но произнесла вторично и уже громко:

-- Отъ Коли.

-- Да вѣдь вчера же было отъ него письмо. Вы мнѣ сами читали.

-- Ну, да,-- сказала твердо Глафира Антоновна.-- Вчера было письмо, а при письмѣ приписка, что онъ на другой день снова напишетъ:

-- Чего онъ тамъ каждый день будетъ писать?-- произнесла недовольно бабушка.-- У него война, а не письма каждый день писать. Теперь, можетъ, можетъ недѣлю пришлетъ. Пойдемъ обѣдать. Катя, Оля!

Внучки подняли бабушку съ кресла и процессія двинулась.

Впереди бабушка.

По бокамъ -- Катя и Оля.

За ними, вертясь на каблукахъ, Федя.

А позади, замедливъ шаги и разговаривая вполголоса, Глафира Антоновна и дядя Максимъ.

-- Сколько разъ я тебѣ говорилъ, Глафира, что мамаша слышитъ, даже когда говорятъ шепотомъ. Вотъ и пиши теперь для нея новое письмо.

-- Да, Максимъ, но у меня это вырвалось невольно. Пойми, что уже три недѣли,-- сегодня ровно три недѣли,--ни строчки. Вѣдь Коля знаетъ, какое это для насъ безпокойство.

-- Мама, дядя, отчего вы не идете? Бабушка ждетъ супа,-- прокричала Оля.

-- Идемъ.

Всѣ усѣлись.

Первая минута прошла въ молчаніи.

-- Что вы молчите?-- спросила бабушка.

Федя стукнулъ тарелкой.

-- Смотри, Глафира,-- проговорила бабушка,-- онъ тебѣ опять разобьетъ тарелку. Скоро мы совсѣмъ останемся безъ посуды.

Катя и Петя разсмѣялись.

-- Да, да, смѣнитесь, а вотъ когда останемся безъ тарелокъ, тогда не будете смѣяться.

-- А вы и не знаете, что у Россини есть опера "Семирамида",-- произнесъ дядя Максимъ, ѣдя супъ. Только она нигдѣ теперь не идетъ. А слѣдовало бы возобновить.

-- Да что вы, Максимъ Антнповичъ,-- воскликнулъ Федя, играя въ воздухѣ тарелкой.-- Зачѣмъ имъ "Семирамида", когда онѣ хотятъ "Танго"?

Катя и Оля уничтожающими глазами посмотрѣли на Федю.

-- Паяцъ,-- сказала Оля.

-- Рю-тю-тю,-- добавила Катя.

-- Что у насъ на второе?-- спросила бабушка.

-- Севрюга, -- отвѣтила Глафира Антоновна.

Только что стали подавать второе, вошелъ въ комнату гость.

Старый знакомый Глафиры Антоновны -- Степанъ Степановичъ Губановъ.

Лицо у него было серьезное, а глаза, когда онъ здоровался со всѣми, были смущенные и тревожные и глядѣли въ сторону.

-- Садитесь. Отъ Гриши имѣете письмо?-- спросила Глафира Антоновна Степана Степановича о его сынѣ, находящемся на войнѣ,

-- Да, имѣю,-- неохотно отвѣтилъ онъ.-- Ничего, слава Богу. Все хорошо. Поклонъ вамъ.

-- А вы какъ-будто не совсѣмъ здоровы,-- произнесла Глафира Антоновна, взглянувъ на Степана Степановича.

И вдругъ ей какъ-то стало по по себѣ.

Точно что-то тревожное и больное проснулось въ глубинѣ ея души.

Но Степанъ Степановичъ, какъ ни въ чемъ не бывало, сталъ спокойно разговаривать съ дядей Максимомъ о томъ, о семъ.

И все случайно и загадочно проснувшееся въ глубинѣ души Глафиры Антоновны успокоилось.

Говорили о Верденѣ.

Степанъ Степановичъ сказалъ:

-- Французы -- молодцы! 50-ый день осады. Нѣмцы тысячами лѣзутъ и гибнутъ, а Верденъ не сдается.

-- Слава Богу,-- произнесъ дядя Максимъ и даже перекрестился маленькимъ такимъ чуть замѣтнымъ крестомъ.

Говорили о посѣвахъ.

Вотъ тутъ было плохо. Сѣять некому. Земля ждетъ посѣва, а работниковъ нѣтъ, что то будетъ?

И только когда кончали уже обѣдъ, Степзпъ Степановичъ нагнулся къ дядѣ Максиму и такъ, какъ будто бы какіе-нибудь пустяки, тихо оказалъ ему:

-- А у меня есть маленькое дѣло къ вамъ. Потомъ, когда встанемъ изъ-за стола.

Глафира Антоновна почти не обратила вниманія на это. Можетъ бытъ, по поводу посѣвовъ.

Федя, въ концѣ концовъ, разбилъ кофейное блюдечко и окончательно разсердилъ бабушку, которая долго не могла успокоиться.

-- Да что у него? Пляска святого Вита въ рукахъ? Или это можетъ быть нарочно, чтобы дразнить меня?

Даже Катя и Оля вступились за бѣднаго Федю, такъ бабушка хорошо отчитала его.

Когда встали изъ-за стола, Степанъ Степановичъ и дядя Максимъ утили въ кабинетъ.

Бабушку повели отдохнуть.

Катя и Оля, помирившіеся съ Федей отправились гулять.

А Глафира Антоновна занялась уборкой стола.

Съ колокольни сосѣдней церкви ударили въ колоколъ.

И звукъ понесся по воздуху медленно расплываясь, протяжный, взывающій, скорбящій.

И отъ звука колокола снова стало что то тревожно на душѣ у Глафиры Антоновны.

Она пріостановила уборку, перекрестилась, сѣла, согнулась.

Дверь изъ кабинета въ коридоръ открылась и въ столовую донеслись неясныя слова дяди Максима, выходившаго съ Степаномъ Степановичемъ.

-- Нѣтъ. Я сейчасъ не могу этого сказать. Это ужасно. Я не знаю, не знаю.

И все.

Но такъ неясно и глухо говорилъ дядя Максимъ, что нельзя было догадаться, въ чемъ именно дѣло.

И больше ничего онъ не сказалъ, точно почувствовалъ за дверью столовой Глафиру Антоновну и спохватился.

И снова раздался звукъ колокола, протяжный, зовущій, влекущій къ себѣ, точно приглашая сосредоточиться на своемъ призывѣ подумать и вникнуть во что то важное, очень, очень важное.

Въ столовую вошли Степанъ Степановичъ и дядя Максимъ и какъ-то стали бокомъ къ Глафирѣ Антоновны и совсѣмъ какъ будто не хотѣли глядѣть на нее.

-- А относительно Вердена,-- началъ, какъ бы считая это чрезвычайно важной вещью. Степанъ Степановичъ,-- я убѣжденъ, что онъ не сдастся.

И замолчалъ сразу.

И казалось такъ, что ему самому неловко, что онъ сталъ говорить о Верденѣ и что дѣло совсѣмъ не въ Верденѣ.

-- Ты, Глафира, вѣроятно, пойдешь въ церковь. Пойди въ церковь,-- сказалъ дядя Максимъ.

-- Да, я пойду въ церковь,-- отвѣтила Глафира Антоновна и, промолчавъ, добавила, обращаясь къ Степану Степановичу:

-- Понимаете ли сегодня три недѣли, три недѣли, какъ нѣтъ письма отъ Коли.

Степанъ Степановичъ что-то хотѣлъ сказать.

И даже, чтобы ему было легче сказать сдѣлалъ жестъ правой рукой. Но ничего не сказалъ.

Промолчалъ.

-- Я такъ боюсь. Мнѣ такъ тревожно,-- произнесла Глафира Антоновна.

-- Да,-- протяжно и точно не своимъ голосомъ сказалъ Степанъ Степановичъ и добавилъ:

-- Однако, мнѣ надо идти. Завтра буду у васъ.

Дядя Максимъ пошелъ проводить Степана Степановича и о чемъ то они еще говорили и шептались въ коридорѣ.

А когда снова вошелъ дядя Максимъ, то повторилъ:

-- Глафира, иди въ церковь. А я посижу дома.

Въ это время отворилась дверь и бабушка, поддерживаемая горничной Матреною остановившись у входа, спросила:

-- А что, Глафира? Письма, конечно, нѣтъ сегодня отъ Коли?

-- Нѣтъ, мамаша, почтальонъ до сихъ поръ не приходилъ. Вѣроятно, завтра будетъ.

-- Вы вашей постоянной перепиской только мѣшаете ему на войнѣ,-- сказала бабушка. Его нельзя тревожить тѣмъ, что мы тутъ безпокоимся. Не тревожьте его. Максимъ тутъ? Правда, что Колю не надо тревожить?

-- Да, да, мамаша, его не надо тревожить,-- сказалъ дядя Максимъ и поспѣшно вышелъ изъ столовой.

-- Глафира, ты, вѣроятно, собираешься въ церковь.-- сказала бабушка.

-- Да, мамаша.

-- Поставь отъ меня свѣчку за Колю.

-- Хорошо, мамаша.

-- А я пойду въ залу, буду васъ тамъ ждать къ вечернему чаю. Проводи меня. Матрена.

Глафира Антоновна ушла въ церковь.

Бабушка усѣлась въ залѣ на креслѣ

Торжественная и строгая.

И о чемъ то очень глубоко думала.

А дядя Максимъ, уйдя къ себѣ въ комнату, долго бродилъ изъ угла въ уголъ.

И глаза у него были влажные.

Потомъ, внезапно рѣшившись, онъ взялъ листъ бумаги, перо и чернила и пошелъ въ залу.

И когда туда входилъ, бабушка говорила Матренѣ:

-- Позови барина Максима. Вѣдь онъ дома.

-- Я тутъ, мамаша,-- сказалъ, входя дядя Максимъ. Я буду сидѣть въ залѣ около васъ. Вы отдыхайте. А я буду читать книгу.

-- Хорошо, Максимъ,-- сказала бабушка,-- сиди въ залѣ. Никого нѣтъ. Всѣ разошлись. Сиди и читай. А я отдохну....

Бабушка заснула.

А дядя Максимъ сталъ писать письмо отъ Коли."

-- Дорогія мои, любимыя мои мама и бабушка,-- писалъ дядя Максимъ. Я хочу сдѣлать приписку къ своему вчерашнему письму. Никогда я не чувствовалъ себя такъ хорошо, какъ теперь. Очень спокойно и тихо у насъ. Вѣроятно, теперь не скоро буду писать. Да и не надо. Знайте одно, что мнѣ хорошо. Пусть будетъ и вамъ, мои дорогія и любимыя мама, бабушка и сестрицы, всегда хорошо.

Любящій васъ всею душою Коля".

Такъ писалъ дядя Максимъ отъ имени Коли.

И почему то, когда писалъ, плакалъ.

Сумерки поступали.

Тихо было въ домѣ.

Бабушка крѣпко спала передъ вечернимъ чаемъ.

Спи, кто можетъ.

А кто не можетъ, пусть плачетъ. И помолится за Колю.

"Приазовскій край". 1916. No 95. 10 апреля