(Общедоступный театръ).
Пьеса: "Безправная".
Третьяго дня послѣдовало въ театрѣ Машонкина открытіе лѣтняго граматическаго сезона (антреприза И. А. Ростовцева).
Для открытія поставили пьесу Владимірова "Безправную написанную въ мелодраматическихъ тонахъ и трактующую о безправномъ положеніи женщины въ дѣлѣ брака и развода. Отъ пьесы вѣетъ изрядной стариной, сработана она способомъ кустарнымъ, но въ ней есть честныя мысли и этимъ, какъ равно и данной ролью героини, заключающей къ себѣ большой мелодраматическій матеріалъ, пьеса подкупаетъ. Выборъ ея для открытія сезона, пожалуй, можно назвать удачнымъ. Общедоступный театръ, очевидно, имѣетъ въ виду аудиторію демократическую. Самое помѣщеніе театра Машонкина какъ бы оправдываетъ такую тенденцію. Здѣсь постоянно гастролируютъ малороссійскія труппы и много, много всякихъ мелодрамъ прошло на этой сценѣ передъ глазами зрителей.
Я не знаю, какъ дольше сложится репертуаръ общедоступнаго театра, но убѣжденъ, что линія мелодрамы въ этомъ театрѣ являлась бы наиболѣе законной и пріемлемой. Вполнѣ возможно думать, что эта тенденція и поставлена главнымъ образомъ въ основу угла. Въ этомъ убѣждаетъ меня, между прочимъ, и то обстоятельство, что пьесу "Безправная" и, въ особенности, роль главной героини Екатерины представили намъ въ нарочито подчеркнутыхъ драматическихъ тонахъ, сливающихся съ понятіемъ о мелодрамѣ.
-- Такъ нужно,-- сказалъ себѣ режиссеръ и эту трактовку образцово восприняла и передала г-жа Аржевская, игравшая роль безправной.
У артистки несомнѣнный сценическій темпераментъ и нѣсколько кустарную характеристику своей героини она передаетъ съ настоящимъ театральнымъ подъемомъ. Въ особенности, слѣдовало бы отмѣтить у артистки пятый актъ.
По первому спектаклю очень трудно судить объ индивидуальныхъ данныхъ труппы, въ которой подавляющая масса новыхъ именъ для театральнаго Ростова.
Прекрасную колоритную фигуру далъ г. Собольщиковъ-Самаринъ, этотъ любимецъ мѣстной публики. Встрѣтили его шумными и продолжительными оваціями. Хороша была г-жа Славатинская въ 1-омъ актѣ въ роли дѣвочки-подростка. Въ 3-мъ актѣ впечатлѣніе слабѣе. Между 1 и 3 актами проходить нѣсколько лѣтъ, но артистка, къ сожалѣнію, не измѣнила первоначально взятому ею тону дѣтской наивности. Впрочемъ, тутъ и авторъ постарался со своими анекдотическими репликами.
Пріятное и интересное впечатлѣніе оставилъ г. Аркадинъ. Реплика объ университетѣ явилась живымъ красочнымъ пятномъ на фонѣ обѣдающихъ гостей. Эта сцена ансамбля вообще, прошла недурно.
Г. Мартыновъ въ роли актера Громова нѣсколько резонерски сухъ. Но подождемъ дальнѣйшихъ его дебютовъ.
Пьеса поставлена весьма тщательно.
Публика принимала исполнителей очень тепло.
ЛОЭНГРИНЪ.
"Приазовскій край". 1916. No 120. 7 мая. С. 2