Національный герой Греціи -- Венизелосъ.

Трудно, однако, въ настоящій моментъ предсказать, насколько удастся ему его задача.

На его сторонѣ глубокія симпатіи лучшихъ гражданъ Греціи. На его сторонѣ -- часть войскъ. Но кромѣ лучшихъ гражданъ въ Греціи есть и худшіе.

И кромѣ войскъ, сформировавшихся около имени Венизелоса во имя національныхъ идеаловъ Греціи, есть и войска, оставшіяся вѣрными аѳинской политикѣ

Демократическаго единодушія въ странѣ нѣтъ.

Нѣтъ того священнаго огня свободы, который одинаково горѣлъ бы въ сердцахъ всѣхъ гражданъ страны.

Знамя Венизелоса,-- это сейчасъ почти какъ знамя Гарибальди.

Но напоминаетъ ли Греція текущихъ дней взволнованную, потрясенную отъ края до края и стремящуюся къ національной свободѣ и національному объединенію Италію временъ Мадзини и Гарибальди?

Аѳинская политика базируется, очевидно, не только на одной волѣ короля Константина, по имѣетъ и иные свои источники, можетъ быть, въ нѣкоторыхъ слояхъ населенія.

Если бы это было иначе, если бы на одной сторонѣ стояла сплоченная одной волей, однимъ желаніемъ вся нація, а на другой сторонѣ только король Константинъ, -- то событія въ Греціи не текли бы такъ медленно.

Прекрасно сказалъ въ своей послѣдней рѣчи Венизелось:

-- Народъ считаетъ короля первымъ слугою государства и не признаетъ за нимъ права осуществлять личную волю.

Но если бы споря между народомъ и королемъ являлся бы споромъ между полной коллективной волей и волей одного лица, то споръ этотъ давно долженъ былъ бы быть рѣшенъ въ пользу народной воли и только народной.

Ибо народъ и только воля народа -- есть конкретная и властная сила.

Темпъ извилистыхъ событій въ Греціи не подтверждаетъ намъ, однако, такой общенародной непреложности.

И это обстоятельство нельзя не отмѣтить съ глубокой грустью.

Если, слѣдовательно, король Константинъ осуществляетъ столь настойчиво свою личную волю, то, возможно полагать, что его воля живетъ не только своимъ личнымъ содержаніемъ. но питается и другими волями, имѣетъ поддержку внутри страны.

Передъ Греціей диллема:

Или Венизелосъ, или король. Третій выходъ въ компромиссѣ.

Ни одна страна въ мірѣ, жаждущая утвержденія своихъ національныхъ идеаловъ и своей свободы, не можетъ набрать этой средней лиліи.

Средняя линія никогда не утверждала въ исторіи свободу для народа.

И Греція 20-хъ годовъ прошлаго столѣтія каждой страницей своей исторіи за самоосвобожденіе говорить не о средней линіи.

Для Греціи не можетъ быть въ данномъ случаѣ выхода въ безславномъ компромиссѣ.

Для нея не можетъ быть и дипломы.

Для нея есть одно знамя, одинъ лозунгъ, одинъ девизъ:

-- Венизелосъ.

Страна, какъ всенародная водя, должна сплотиться только около этого знамени.

Точно такъ, какъ въ свое время Италія сплотилась окаю знамени Гарибальди.

Каждая страна имѣетъ относительное право переживать минуты своего малодушія и писать компромиссныя рѣшенія вопросовъ своего, государственнаго бытія.

Но ни одна страна не должна забывать того, что создавая въ историческія минуты компромиссный выходъ для себя, она является безконечно отвѣтственной передъ грядущими поколѣніями, которыя въ полномъ правѣ послать свой тяжкій упрекъ авторамъ компромиссовъ и жалкихъ среднихъ линій.

ЛОЭНГРИНЪ.

" Приазовскій край". 1916. No 261. 4 октября.