<Рецензия на кн.:> А. Бергсон. Материя и память. Исследование об отношении тела к духу.
Перев. с французского А. Баулер. Издание Д. Жуковского. С.-П6. 1911, стран. 268. Ц. 1 р. 50 к.
Если в первом труде "Непосредственные данные сознания" ("Время и свобода воли") Бергсон снимает антитезу детерминизма-индетерминизма, устанавливая новое понятие свободы, то в "Материи и памяти" он ставит себе задачу преодолеть столь же основную философскую альтернативу (материалистического) реализма и идеализма. Метод, которым пользуется Б<ергсон> в настоящем труде тот же, что и в первом его произведении. Обе антитезы основаны на одном и том же замещении непосредственного переживания ("длительности") пространственной символикой, вносящей резкие, непримиримые деления туда, где, на самом деле, имеется единая текучая, непрерывные переходы являющая, хотя и разнородная реальность. И детерминизм, и индетерменизм возникают лишь тогда, когда мы разнородную непрерывность переживания заменяем рядоположными, в одну линию вытянутыми состояниями сознания. Тогда лишь возникает вопрос о повторимости, пред видимости, необходимости состояний сознания. Точно так же реализм и идеализм возникают тогда, когда мы чистую длительность, в которой материя и дух представляют слитность, заменяем резко очерченными, отделенными друг от друга моментами. Тогда только возникает дуализм материи и духа и стремление через одностороннее абсолютирование какого-нибудь одного из этих элементов разрешить дуализм. На самом деле дух и материя незаметным образом переходят один в другую: чистое восприятие представляет собою ту пограничную точку, где душа совпадает с материей, т. е. восприятие со своим объектом. Но такое понимание требует реформы понятия восприятия, что ведет в свою очередь к реформированию понятия духа и к новому пониманию роли мозга при восприятии. Восприятие есть не чисто теоретический процесс, оно есть акт действия, сущность же духа в сохранении образов, т. е. в памяти. Наука, возникшая из восприятия, забыла об одной первоначальной роли его, придала ему самостоятельное значение, т.е. абсолютировала его, оторвала от своих объектов. Отсюда возникает новый дуализм: дуализм знания и жизни и рационалистические (примат знания) или прагматические (примат жизни) попытки примирения его. Но истинное примирение достигается сознанием первоначальной роли восприятия, т. е. сознанием того, что восприятие есть сама жизнь. Метафизические ощущения и есть знание, совпадающее с самой жизнью, знание, освобожденное как от служебной, так и от учащей роли по отношению к жизни ("Введение в метафизику"). Так, преодоление реализма-идеализма, так же как и преодоление детерминизма-индетерминизма, приводит к требованиям слияния философии с жизнью.
Перевод сделан с любовью и знанием дела и в общем вполне удовлетворителен, хотя и не лишен недостатков: таковыми следует признать обилие иностранных слов (эволюирует, сенсориальный, иммобилизировать и др.), а также нарушение принятой терминологии (juxtaposé -- рядоположный, а не соприставленный, réciproque -- взаимный, а не обоюдный, terme на стр. 237/9 не выражение, а момент или член; также странно по-русски "Берклей"), Точно так же неологизм "дление" представляется нам излишним. Ведь и по-французски durée не только процесс (как употребляет это слово Б<ергсон>), но и промежуток времени. Наконец, очень мешает чтению обилие опечаток, в особенности в знаках препинания.
КОММЕНТАРИИ
Печатается по первому изданию: Логос 1911-1912. Кн. 2 и 3. С. 293-294.
Гессен Сергей Иосифович (1887-1950) -- русский философ-неокантианец, педагог, правовед. Изучал философию в университетах Гейдельберга и Фрейбурга у В. Виндельбанда, Э. Ласка, И. Кона и Г. Риккерта, под руководством последнего защитил докторскую диссертацию "Об индивидуальной причинности" (1909). С 1917 по 1921 г. заведовал кафедрой педагогики на историко-филологическом факультете Томского государственного университета. В 1922 г. эмигрировал в Прагу, с 1935 г. преподавал в Варшаве, а после войны -- в Лодзи. Один из активных сотрудников журнала "Логос". Осн. соч.: "Философия наказания" ("Логос", 1912-1913), "Основы педагогики. Введение в прикладную философию" (1923), "Монизм и плюрализм в системе понятий" (1928), "Трагедия добродетели в "Братьях Карамазовых" Достоевского" (1928), "Проблема конституционного социализма" ("Современные записки", 1924-1928).