— Добрый вечер, товарищи! Жил-был один человек. И было у него три сына: двое умных, а третий — конферансье. Конферансье, это — я, Павлуша Бубликов! Итак, разрешите предложить вашему благосклонному вниманию целый ряд затейников и самодеятельных кружков! Кто за? Кто против? Кто посередине?.. Выходит, все за!
Сейчас выступят два затейника из 26-й базы Московско-Нарвского района. Надо сказать, что эти товарищи всегда пользуются колоссальным успехом! Как-то раз после выступления восхищенная публика подхватила их на руки, восторженно вынесла на улицу, донесла на руках до Фонтанки и хотела их сбросить туда. Подоспевший милиционер спас наших затейников… Итак, начинаем!
На сцену выходят два пионера. У одного в руках домбра, у другого балалайка. Взмах костяшкой, и полились сладкие звуки… чарльстона!
— Тирли-тирли, бам-бам!.. Тирли-мирли, нам-вам!..
— Вторым номером вышеозначенные дорогие товарищи исполнят популярную песенку, посвященную материнству и младенчеству. Пожалуйста, маэстры! Дуйте!..
"Маэстры", сочно сплюнув в сторону и подражая Утесову, начинают жарить:
— Таварищ, туварищ, скажи ты моей маме!.. Скажи ты моей маме!.. Скажи ты…
— Ну, уважаемые затейники, выкидывайтесь! Следующим номером нашей программы состоится танцевальная постановка под кипяченным названием "ВОДА" [Исполняют ученицы 54 школы!
На сцену выпорхают девочки в голубеньких юбочках, в розовых блузочках, все сплошь в ленточках, на лобиках синенькие тесемочки, ну точь в точь ангелочки с расписного церковного потолка. И начинают топтаться на пальчиках, прыгая куда-то на небо… Ах!.. Ах!..
Тьфу!
— Ну, божьи цветочки, вылетывайте! Следующим номером, уважаемые граждане и гражданята, выступит мрачный молодой человек из 52 школы, который собирается что-то продекламировать. Его вчера за эту декламацию публика даже качала. Качала по-испански! А вы знаете, как у нас качают по — испански? Подбросят вверх и все разбегутся!.. Ну, валяй, читай!..
На сцену выбегает растрепанный паренек в рваной белой рубахе. Отломав у одного стула две ножки, он заявляет, что будет читать мировое стихотворение Апухтина "Сумасшедший".
— У-у-у!.. Дю! Садитесь! Я вам рад!.. Дю!.. Вы можете держать себя… А-а-а! У-у-у!..
Он сбегает со сцены и начинает бить в зале стекла. Потом возвращается обратно и продолжает читать.
Когда стихотворение закончилось, все предметы в зале и на сцене окончательно перебиты.
— Ну, ненормальный, укатывай! Кому говорю?.. Вася, уведи его отсюда! Сейчас, граждане пионеры, внимание! Выступают две затейницы из базы "Пищевкус" с антирелигиозными частушками. Пользуйтесь случаем и слушайте их со вниманием, потому что номер хуже этого бывает только один раз в 150 лет!
На сцену выкатываются две пионерки в длинных сарафанах и начинают петь.
Что они поют — не слышно и не видно. Да это и не важно, в конце концов, важно то, что, дойдя до припева, они начинают выть "по-цыгански", ломать "по-цыганки" руки, крутить "по-цыгански" плечами.
— Ух ты, два клопа! Ух ты, два попа!..
Смотр "самодеятельных" кружков и "затейников" продолжается. Трепач — конферансье устал объявлять номера.
Ребята из 60 школы, надев цилиндры, ломаются, как рыжие!
Девочки из 207 школы, нацепив на себя марлевые крылышки, танцуют танец "Бабочки"!.. Ах! Ах!..
Живгазета Володарского района "Сигнал" поет: "Чемберлен — старый хрен, нам грозит паразит!.." при чем никто из участников живгазеты не знает, кто такой Чемберлен и что такое — паразит!
Живгазета Василеостровского района "Шпингалет" имеет юннатский уклон и напевает, главным образом, "Цыпленок жареный"!..
Хоть я и не привел здесь всех примеров халтуры и пошлости, безграмотности и попросту дряни, которые преподносятся нам на пионерских и школьных сценах, — картина все-же ясна!
Затейничество очень часто превращается в цыганское "тары-тары". Над этим надо внимательно призадуматься. Внимательно!
Потому что ангелочки с крылышками и развязные дяди в париках и цилиндрах говорят о том, что затейничество свернуло с правильного пути.
Это надо понять! И поняв, повернуть затейничество на службу пионерской организации!