I. ПРОЛОГ

50 метров

На холме, на конях -- князья Шуйский и Воротынский, с ними несколько приставов. Рассуждают о том, согласится ли Борис на царство. Посылают пристава узнать, что же, наконец, решено.

Одновременно у них возникает мысль о незаконности притязаний Бориса на трон, о их неприглядном положении, несмотря на то, что они родовитые князья и больше имеют прав на престол, чем Борис. Этот разговор и есть завязка заговора в будущем.

Приезжает пристав и сообщает, что Борис дал свое согласие на царство.

Возмущение князей. Разъезд.

II. ГАДАНИЕ.

Сцена на мельнице.

1.

Семен и Борис Годуновы приехали на мельницу гадать к колдуну мельнику. Борис хочет знать свою судьбу, чтобы потом, узнав ее, исправить. Он твердо верит в это, Семен сомневается. Мельник выходит, чтобы приготовить все для гадания. Возвращается и приглашает Бориса идти с ним к мельничному колесу, к воде. Уходят.

2.

В это время по дороге к мельнице идут два чернеца -- Григорий и Мисаил. Мисаил лет пятидесяти, низенький, жирный, красный, с веселым добрым и хитрым лицом; Григорий -- лет двадцати, высокий, стройный, ловкий, с некрасивым, но умным лицом, рыжий, голубоглазый. Михаил чуть волочит ноги, кряхтит, охает; Григорий идет бодро.

Они хотят переночевать на мельнице. Мисаил боится. Григорий заставляет его остаться в кустах, а сам идет на разведку.

3.

Вновь мельник и Борис у вертящегося колеса мельницы. Мельник усаживает поудобнее Бориса, гипнотизирует его и заставляет рассказать, что он видит. Пробуждает Бориса и повторяет ему его же слова, затуманивая их прибаутками.

Провожает Бориса.

Григорий, видевший сцену и все слышавший, уходит и присоединяется к Мисаилу.

4.

Та же тропа от мельницы. Едут Борис -- впереди с полуопущенной головой, сзади Семен.

Вдруг из-под кустов, прямо под ноги коням, выходят Мисаил и Григорий. (Мелочи. Разработать).

Кони шарахаются, становятся на дыбы. Семен выхватывает саблю и ругаясь замахивается на иноков. Мисаил бросается обратно в кусты. Григорий стоит не двигаясь -- смотрит пристально и жадно в лицо Борису.

Борис расспрашивает иноков, куда они идут и зачем. Григорий объясняет. Борис начинает пристально присматриваться к лицу Григория (здесь сделать сцену: маленький как бы в тумане Димитрий -- Борис) и спрашивает его, где он мог его видеть. Григорий успокаивает Бориса, и Борис бросает несколько золотых монет инокам и, задумавшись, продолжает свой путь.

III. ПИМЕН

90 метров

Келья в Чудовом монастыре. Горит лампада, перед которой Пимен пишет. Григорий спит.

Григорий просыпается под впечатлением сна, он видит его уже в третий раз (сделать сцену воспоминаний <...>).

Беседа Григория с Пименом. Григорий подробно расспрашивает об убийстве Димитрия в Угличе. Здесь Григорий задает вопрос о возможности подмены личности Димитрия, с тайной надеждой получить положительный ответ. Пимен подтверждает тайные мысли Григория; говорит, что действительно молва ходила и ходит, что не Димитрий убит, а кто-то другой.

(Здесь можно сделать великолепные вводные сцены)

IV. ВЕНЧАНИЕ БОРИСА НА ЦАРСТВО

225 метров

Соборная площадь в Кремле. Успенский собор; справа Грановитая палата, слева Архангельский собор. Праздничная толпа. Звон колоколов, людской гул.

Через толпу пробираются Григорий и Мисаил. Толстому Мисаилу трудно пробираться, и он теряет своего товарища. Не доходит до собора и Григорий. Только сидя на Кремлевской стене, он видит все происходящее,

Внутренность Успенского собора. Венчание на царство Бориса.

Шуйский выходит на паперть Успенского собора и объявляет Бориса царем.

Из собора выходит коронационная процессия. Духовенство, иконы, хоругви. Следом идут бояре, стрельцы, иностранные послы и гости. Наконец проходят рынды и показывается Борис.

Григорий жадно смотрит со стены на царя; Борис -- на него. Взгляды их встречаются. На лице Бориса мгновенная непонятная тревога. Григорий выдерживает взгляд Бориса и вдруг узнает в нем всадника, виденного им на мельнице.

V. КАБАК

120 метров

Улица. Слободской кабак. Грязь, лошади, телеги -- пустые. У крыльца всякий народ. Толпятся, галдят, ругаются. Из кабака слышна музыка, пьяные песни.

Появляются Мисаил и Григорий, осторожно пробираются в кабак.

Внутренность шинкарни. В углу сидят Мисаил и Григорий. Пьют. Мисаил уже пьян, Григорий навеселе.

Мисаил пристает к хозяину "поставить" им еще чарочку (coup -- по фр.), но хозяин отказывается. Мисаил настаивает и, как плату, предлагает рассказать что-либо из ими виденного. [Григорий повторяет слово, сказанное в келье, о трижды виденном сне.] Григорий рассказывает трижды виденный им сон.

Ими заинтересовывается соглядатай. Ставит им вина и понуждает Григория рассказать свой сон в подробностях. Григорий рассказывает. Ерыжка (соглядатай) приказывает страже схватить Григория, а заодно и Мисаила, связать их и увести в тюрьму как смутьянов.

Возмущение толпы.

VI. ПРИЕМ ПОСЛОВ

210 метров

Престольная палата. Торжественный выход придворных, за ними Бориса, сначала прием вельмож, потом иностранных послов, пришедших поздравить Бориса с восшествием на престол.

Среди послов папский нунций Рангони, стоящий вблизи Воротынского и Шуйского. Эти последние, обмениваясь новостями, стали говорить о появившемся в Литве слухе о том, что убит не царевич Димитрий. Рассказывает Шуйский и об арестованных чернецах (Григории и Мисаиле), и о том, что один из них называет себя царевичем Димитрием (сон). Рангони, слушавший до этого рассеянно, стал слушать внимательно каждое слово.

Воротынский предлагает привести арестованных иноков к Шуйскому на дом. Тот колеблется.

В это время подходит к ним Рангони и говорит о слухе и о том, что папа в_с_е_г_д_а поддержит з_а_к_о_н_н_о_г_о царя, что в Литве у них (католиков) немало монастырей, где царевич может найти приют. Не дожидаясь ответа, Рангони уходит.

Шуйский обеспокоен тем, что их подслушал Рангони. Но Воротынский его успокаивает. Они пробираются к выходу. Прием кончается. Разъезд.

Выходят Шуйский и Воротынский. Воротынский еще раз спрашивает Шуйского: прислать ли ему чернецов, и получает положительный ответ.

Разъезжаются они в разные стороны.

VII. ГРИГОРИЙ И ШУЙСКИЙ

150 метров

В палатах у Шуйского.

Сидит Шуйский и пишет. Дьяк докладывает о приходе двух иноков.

Шуйский приказывает привести Григория. Григорий в кандалах, и руки связаны. Шуйский приказывает снять с него путы [кандалы и развязать руки]. Начинается допрос, который, ловко ведомый Шуйским, кончается признанием Григория о виденном им таинственном сне. Шуйский подходит, внимательно рассматривает лицо Григория и находит много общего с Димитрием. Приказывает Григорию открыть ворот. Тот сначала, испугавшись, отказывается, но потом открывает воротник, и Шуйский с ужасом и одновременно с радостью замечает на шее ту же родинку, что и у Димитрия.

Григорий падает на пол и теряет сознание.

Полный сговор Григория и Шуйского. Шуйский пишет указ об освобождении обоих иноков и приказывает их отправить в Чудов монастырь.

VIII. БЕГСТВО ИЗ МОНАСТЫРЯ

100 метров

Келья в Чудовом монастыре. Спят: Григорий на подмощенных досках, Мисаил на полу. Григорий будит Мисаила. Спрашивает: не он ли подбросил ему узел. [(Сцена у Шуйского, который отправляет с узлом в монастырь)] Мисаил отказывается. Развязывают узел. Находят платье, деньги и грамоту, [в которой Григорий именуется Димитрием и] в которой предлагается ему (Григорию) бежать немедленно в Литву. После колебаний, пререканий с Мисаилом (комические сцены) они [вместе бегут] все же решают бежать.

IX. ПИСЬМО НУНЦИЯ

90 метров

Палата с византийской росписью.

На главной стене, прямо на росписи -- распятие из черного дерева с Христом из слоновой кости. Все убранство подчеркнуто католическое. Служки в белых кружевных накидках, с серебряными колокольчиками.

Отец Игнатий -- секретарь Рангони -- читает молитвенник. Входит Рангони, склоняется перед распятием, творит молитвы. Слышны органная музыка и тихое [одноголосое] унисонное пение.

По окончании Рангони поднимается. Отсылает служек, говорит о<тцу> Игнатию, что должен продиктовать ему очень важное письмо кардиналу Боргезе. Диктует.

В письме он рассказывает о поздравлении им Бориса. О беседе с ним. Потом переходит к теме о Димитрии. Объявляет его спасенным. Далее пишет, что он его отправил в Литву и что написал всем письма, в том числе и польскому королю, и заканчивает письмо уверенностью в том, что Лже-Димитрий поможет перевести схизматиков в лоно единой апостольской церкви.

X. КОРЧМА

150 метров

Корчма на Литовской границе.

Григорий в мирском платье. Мисаил в виде бродяги-чернеца. Хозяйка подает на стол.

Григорий расспрашивает о дороге и о количестве километров, отделяющих русскую границу от литовской. Хозяйка говорит о поставленных царских заставах и о трудностях пути из-за этого.

Вдруг входят пристава. Все всполошилось.

Начинается допрос Мисаила и Григория. Пристава дают прочитать Мисаилу указ об аресте Григория. Сцена чтения указа Мисаилом, потом приставом. Бегство Григория и ошибочный арест Мисаила. Его освобождение.

Комическая сцена бегства Мисаила. Благополучное спасение [обоих] и соединение приятелей.

Григорий скачет по лесной дороге, далеко впереди. На втором коне -- Мисаил, распластавшись, держась за гриву, еще весь в муке, причитает.

[Они все скачут] Наконец около самой границы Мисаил нагоняет Григория. Литва.

XI. ПИМЕН

На экране вначале появляются только руки Пимена, развивающие лежащий на аналое свиток. Рука пишет: "... и царствовал так во славе Борис пять лет..."

Экран темнеет и снова проясняется. Другие руки -- чертящие карту. Появляется, склоненная над столом, фигура Феодора. Царский терем. Феодор за картой; Ксения -- его сестра -- за пяльцами. Входит Борис. Его беседа с Феодором о полезности знаний.

Входит Семен Годунов. Докладывает о приезде к нему одного из слуг Пушкина с доносом на Шуйского и Мстиславского, что у них было тайное совещание, что к ним приехал гонец из Кракова.

Борис приказывает гонца схватить. В это время входит Шуйский, решивший, видимо, играть на два лагеря.

Объяснение Бориса с Шуйским, который предает Пушкина, чтобы самому остаться чистым.

Борис расспрашивает о том, что говорят в Кракове и кто таков самозванец, но Шуйский хитро увиливает.

Шуйский подтверждает, что самозванец выдает себя за Димитрия. Борис приказывает закрыть литовские границы. И требует от Шуйского правдивого рассказа об убийстве Димитрия, т.к. именно он был послан на следствие. Шуйский подтверждает официальную версию, т.е. что убитый был, действительно, царевич Димитрий. С этим Борис его отпускает.

Борис остается один. Вспоминает предсказания мельника: "убит, но жив". Но он решает бороться до конца.

XII. БАЛ У МНИШЕК

Замок Сендомирского воеводы, Юрия Мнишек, в Самборе. Бал. Оркестр. Гости танцуют полонез. В первой паре Димитрий с Мариной.

В стороне польские паны рассуждают о будущей судьбе Марины, смотря на нее и Димитрия.

Появляется о<тец> Мисаил. Он одет в польский жупан. Все сидит на нем прескверно. Насмешки панов. Он очень важен, отчего делается еще комичнее.

Беседа Марины с Лже-Дмитрием. Он просит о свидании. Марина, с некоторым колебанием, ему его назначает. Уходит танцевать с другим кавалером. К Димитрию сзади тихо и незаметно подходит о<тец> Игнатий -- иезуит -- его наставник. Он напоминает своему ученику об их беседе, о скором прибытии короля, с которым Лже-Дмитрий должен будет говорить о будущем Руси.

Приезд короля. Двери на парадную лестницу открываются настежь. Князь Мнишек с ближайшими панами и шляхтою идет навстречу.

Приготовления для прохода короля. Торжественное его шествие. Димитрий склоняет колено перед ним.

Нунций представляет Димитрия королю, который поднимает его с колен и целует. Марина подносит кубок на золотом подносе. Сигизмунд целует ее в голову.

Празднество.

XIII. У ФОНТАНА.

Появляется Димитрий. Замечает забытую на скамье лютню. Берет ее и, задумчиво перебирая, поет песню о св<ятом> Себастьяне. Появляется Марина. Неслышно подходит к Димитрию. Он вздрагивает, обрывает пение, вскакивает. Марина берет из его рук лютню и заканчивает за Димитрия недопетую им песню.

Димитрий объясняется ей в любви, но расчетливая Марина требует не слов любви, а сведений о Руси, о Борисе, о нем самом. Она не желает быть его рабой, а женой царя, его помощницей.

Тогда Димитрий, обиженный ее невниманием, открывается ей <и спрашивает>, будет ли она его любить и теперь. Марина возмущена. В свою очередь возмущается и Димитрий, уязвленный тем, что она любит в нем царезичд, а не его как человека. Димитрий уходит. Марина пытается его остановить, но тщетно. Она садится на край фонтана, задумывается. Встает, приняв какое-то решение.

XIV. БОРИС И МАРФА

1.

Царский покой. Борис, бояре, сановники, приближенные (кроме Шуйского). Около стола Семен Годунов докладывает о приезде Марфы (мать Димитрия) во дворец.

Борис расспрашивает Семена о положении. "Не ладно, царь". Борис возмущается, что Лже-Дмитрий идет войною на Русь со шляхтою литовской. Он понимает опасное положение и хочет как можно скорее обличить Лже-Дмитрия, для чего и вызвал Марфу. Он хочет, чтобы Марфа крестным целованием перед народом удостоверила смерть царевича Димитрия. Борис уходит к Марфе и просит бояр обождать.

Из других дверей появляется Шуйский, кланяется боярам и отходит в сторону с Воротынским, который сообщает ему, куда пошел Борис.

2.

Дальний покой во дворце. Инокиня Марфа перед аналоем. Входит Борис. Марфа, окончив чтение, оборачивается. Борис к ней обращается с вопросом, знает ли она о появлении Лже-Дмитрия. Просит ее помощи. Марфа категорически отказывается. Она считает, что Лже-Дмитрий -- ее сын и что, как только она его увидит, то признает перед всем народом. [(Ее тайная беседа с Шуйским. Сделать.)] Борис отходит к двери, не поворачиваясь, и все время пристально смотрит на Марфу. Уходит.

3.

Вновь царский покой. Шуйский и Воротынский строят догадки о том, что может происходить между Марфой и Борисом.

Семен Годунов объявляет о возвращении Бориса. Входит Борис. Он расстроен, молчит. Потом, как бы про себя говорит о том, что медлить больше нельзя, что нужно действовать быстро и круто.

Вспышка гнева. Короткий, сильный монолог и уход его.

Общее молчание. Шуйский нарушает тишину, резюмируя положение короткой фразой.

XV. СТАВКА САМОЗВАНЦА. ДИМИТРИЙ И МАРИНА

1.

Богатая усадьба под Новгородом Северским. Стан Димитрия.

Сам Димитрий не в лагере, а в усадьбе. Стоит над картой. Около него приближенные русские бояре, к нему перешедшие, поляки. Все одеты по-военному. Мисаил также в военном кафтане. На завтра назначен бой. Димитрий отдает распоряжения.

В это время вводят пленного дворянина Рожнова, который рассказывает о том, что происходит в стане Бориса: казни, доносы, пытки [(Его рассказ показывается особо на экране)].

Димитрий выражает свое сожаление, при этом прибавляет, что у него уж наверное этого не будет.

Рожнова уводят. Начинается обсуждение подробностей предстоящего боя. Положение Димитрия признается менее сильным, т.к. количественно у него войск меньше, но его успокаивает боярин Шеин, говоря, [что] сила его не в войске, а в народе, который за него.

Входит стражник и докладывает Димитрию о прибытии гонца к нему из Литвы. Димитрий приказывает проводить его к нему наверх.

2.

Богато убранная комната.

Стражник вводит стройного маленького гусара и оставляет его одного. Гусар подходит к камину. В это время появляется Димитрий. Гусар оборачивается. Молчание...

Димитрий бросается к Марине -- это она -- но останавливается. Он ее спрашивает, зачем она сюда приехала. И требует ее немедленного отъезда. Но она говорит, что тайно ушла из дома, т.к. [любит его] не могла оставаться без него. Признание в любви к Димитрию. Димитрий не верит, но Марина его убеждает, [наконец] победа остается за ней. Димитрий ее обнимает. Экран темнеет.

XVI. БОЙ

1.

Стан Московцев перед боем. Приготовления к бою. Беседы вождей о состоянии и количестве войск в обоих лагерях.

2.

Стан Димитрия. Комната в доме, где он проводит ночь. Марина спит на диване, откинув меховое одеяло. У ее ног Димитрий, положив голову на диван.

3.

Вновь стан Московцев. Появляется седой длинноусый атаман казаков. Салтыков отдает ему распоряжение и приказывает трубить атаку.

Атаман с вестовым уезжают. Раздаются звуки рогов -- сначала вблизи, потом все более издалека. Присоединяется бой барабанов, ржание коней, стук копыт, крики. Рать двинулась в бой.

4.

Стан Димитрия. От слышного издалека боевого шума Димитрий просыпается. Вскакивает, <не понимает>, что случилось. Видит спящую Марину и приходит в себя. Надевает даламан и хочет уходить, но останавливается, видит, что Марина открыта [не прикрыта], подходит, целует ее, накрывает и уходит.

Далее [идет описание, как Димитрий по лесу подъезжает] сцена приезда Димитрия к месту боя, в сопровождении поляков, которые [хитро] острят по поводу его опоздания, т.к. причина им известна.

Димитрий подъезжает к шатру, около которого его ждет эскадрон гусар, входит в него. Сапега, его сопровождающий, остается у входа.

5.

Наконец на снежной равнине завязывается бой, долженствующий решить судьбу Русского государства.

Сначала показывается движение войск Димитрия, потом [рати] Бориса. Описание того и другого. И так до первой свирепой схватки. Падают первые раненые.

6.

Димитрий в своем шатре. Спеша одевается к бою. Старый боярин Шеин, с низким поклоном, подает ему стальную кольчугу с двумя золотыми двуглавыми орлами, одним на груди, другим -- на спине, и шлем с яхонтовым, на острие, крестиком и двумя финифтяными образками спереди, св. Георгия Победоносца и Ченстоховской Богоматери. Тут же суетится о<тец> Мисаил. Комическая сцена -- Шеин -- Мисаил.

Димитрий выходит. Садится на коня и с эскадроном гусар скачет в бой. [Войска встречают его восторженно. Димитрий сам ведет войска в атаку левого фланга противника].

7.

В стане Московцев. За насыпью стоят всевозможные пушки, горки ядер, гранат. Туренин говорит Салтыкову, что левое крыло Московцев отступает. Замечает отсутствие казаков. Удивление обоих. Салтыков отдает вестовому приказ атаману подкрепить казачьими частями левый фланг.

8.

На реке в укромном уголке спрятались казаки, не желающие воевать за Бориса.

Пьянство в полном разгаре. [Они] пьют из бочонка, который отняли у своей же обозной бабы торговки. Тут же санки, с торчащими кверху оглоблями; около лошаденка кверху брюхом, с торчащими кверху же ногами. В санках лежит под тулупом, точно спит, мертвая баба с простреленным виском. Тут же под лисьей шубкой молодая девка -- тоже мертвая, старухина дочь. Платье растерзано, видна часть обнаженной груди [на которой кровь], да рука. Это казаки ее убили, хотели изнасиловать, старуху же прикончили за то, что защищала дочь. Раздаются песни, крики, брань по адресу Бориса. Слышны разговоры о Димитрии. Им наплевать, кто он, лишь бы была пожива. [Попойка казаков]. Песни. Крик. Они не хотят воевать за Бориса. [Казаки говорят между собой о Димитрии].

Подъезжает вестовой, которого послал Салтыков. Останавливается, спрашивает атамана. Казаки посылают его ко всем чертям. Вестовой замечает трупы женщин и приходит в ужас.

Казаки цинично смеются. Вестовой их клянет. Поддубный (один из казаков, здоровенный) грозит заткнуть ему глотку свинцом. Вестовой скачет прочь. С трудом пробивается к Салтыкову. Докладывает, что видел у казаков. Салтыков приказывает палить по ним из пушек. После пристрелки одно из ядер пробивает лед около казаков. Там начинают тонуть. Крики о помощи, ругань, матершина.

Далее идет [подробное] описание боя и местности, где он происходит. Отдельные картины боя.

9.

В стане Московцев. Тревога из-за измены казаков. Войска Бориса отступают. Чтобы спасти положение, воевода Хрушов предлагает свой план: атаковать дом, где находится Марина. План приводится в исполнение. Поляки заметили. У них паника. Димитрий во главе своего эскадрона летит на выручку.

Переправляются через реку. Не замечают сигналов разведчика, [предупреждающего], что лед здесь тонок -- не выдержит. Лед трескается под копытами лошадей. Отдельные сцены. Лед выдержал. Переправа состоялась. Завязался бой за дом, где Марина.

10.

Горсть польских гайдуков защищает дом. Силы их слабеют, и они отступают перед натиском казаков.

Вдруг из леса несутся гусары [уланы] с Димитрием, врубаются с тыла в самую гущу. Крики, стоны, мелькают сабли, режутся ножами. Отдельные сцены. [Можно] Лица в целый экран.

Стычка Хрущов -- Димитрий, которого спасает Сапега, убив выстрелом Хрущова.

В доме начался пожар. Слышны крики о помощи, о спасении. Дверь заперта. Димитрий, вбежав вслед за Сапегой, вышибает ударом ноги дверь в спальню Марины. Она лежит без чувств на полу. Димитрий ее хватает и сбегает по лестнице с драгоценной ношей.

В это время положение на фронте меняется. С польской стороны слышны крики: "Царевич убит, утонул"... Бегут... Спорят... Войска Димитрия отступают в беспорядке. Марина приходит в себя.

[Подъезжает] Гонец докладывает Димитрию, что его присутствие необходимо в бою, иначе все погибло. Димитрий бросается к лошади. Садится. Марина тоже хочет сесть на его лошадь, чтобы быть вместе с ним, но он ее отталкивает и скачет с [уланами] гусарами.

Второй гонец. Спрашивает, где Димитрий. Марина, воспользовавшись его минутным невниманием, вскакивает на его лошадь и несется за Димитрием.

Около переправы улан снова останавливает скачущих: "Переправа немного дальше!.." Поворачивают, скачут к настоящему броду. В это время Марина с криком пролетает мимо. Бросается на лед и благополучно переезжает на ту сторону. Димитрий поворачивает и следует за ней. Лед начинает сдавать, трещит. Сцены... На середине лед не выдерживает тяжести и проваливается. Весь эскадрон с Димитрием идет под лед.

Между тем войска Димитрия бегут в беспорядке.

11.

Стан Московцев. Ранние зимние сумерки. Видно, как к стану летит Марина. Все удивлены. Кто это?.. Затем замечают бегство своих. Прилетает гонец и сообщает, что Марина остановила бегство поляков и повела вновь в бой, и теперь наши бегут. "Димитрий одолел!.." (Сцены бесед). Споры, ссоры, крики между боярами, воинами. Отдельные сцены.

12.

В стане Димитрия. Он на коне. Тут же Марина, Мисаил. Димитрий отдает приказ после победы бить отбой. Все кричат: "Виват!.." Поздравления.

Димитрий, обнажив саблю и указывая в даль: "На Москву!.."

XVII. СЦЕНА С ГРАМОТОЙ

Опочивальня Бориса. Ночь.

Борис в глубокой задумчивости, сидит в кресле перед столом. Входит Семен и докладывает о поражении войск Бориса. Димитрий идет на Москву.

Борис приказывает собрать на завтра Думу. Замечает в руке Семена бумагу и требует ее ему прочесть. Это письмо Димитрия, в котором он объявляет себя царем Руси и требует отречения Бориса и ухода его в монастырь. Только тогда Димитрий его простит. Сомнения, рассуждения, беспокойство Бориса.

XVIII. СЦЕНА С ПРИЗРАКОМ.

Престольная палата. Ночь. Двое часовых. Разговор между ними.

Появляется Борис в рубахе, поверх которой накинут опашен. Не замечает часовых. Говорит сам с собой. Видит престол. Подходит. Шарахается от него. Ему кажется, что престол занят. Борис замечает часовых и требует, чтобы они подошли и ударили в престол. Часовые в ужасе. Но Борис быстро приходит в себя и жестом удаляет часовых. Часовые уходят. Вновь ему кажется призрак. Чур... чур... Народ... не... я...

XIX. СМЕРТЬ БОРИСА

Грановитая палата. Она пуста. Постепенно сходятся бояре. Воротынский спрашивает Семена, серьезно ли болен Борис. Семен скрывает.

Беседы бояр между собой о положении в стране, о том, что войска разбиты.

Входит Шуйский. Рассказывает сцену с призраком. [(Нужно в сцене с призраком показать, как Шуйский Подсматривает)]. Бояре его перебивают. Не верят. Вдруг за дверью голос Бориса: "Чур, чур меня..." Дверь открывается -- Борис. Движение в толпе бояр, многие [в испуге] крестятся. Борис, никого не замечая, продолжает говорить, как бы про себя.

Подходит Шуйский. Его слова приводят в себя Бориса. Он садится на трон и беседует с боярами. Требует от них клятвы в верности своему сыну. Бояре клянутся.

Вводят гонца. Тот докладывает, что Салтыков и Туренин передались врагу и ведут его полки на Москву.

Борису становится хуже. Требует царевича... Схиму. Паника.

Прощание с сыном и смерть.