Ассиро-Вавилонская религия. Этим именем называется совокупность религиозных верований, которых держались древнейшие обитатели бассейна Тигра и Евфрата. Народы, первоначально жившие здесь, назывались аккадянами (на севере) и сумирами (на юге). В этих народах должно видеть кушитов Библии (Быт. 10 -- касдим, в туземных надписях -- калдаи отсюда -- халдеи, Халдея). По представлению их земля имела форму барки, опрокинутой отверстием книзу. В ее углублении была бездна, ад (божество ада -- Муллила), на ее поверхности жили люди, центральным пунктом земли была Халдея, вся земля окружена океаном. Небесный свод утверждался на краях земной барки (имевшей круглую форму) за пределами океана. К северо-востоку от Тигра гора богов Карсаг Каллама соединяла небо с землей; около этой горы обращался небесный свод с прикрепленными к нему неподвижными звездами (вершина горы -- Полярная звезда). Между небом и землей двигаются семь планет -- большие живые существа [ Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн ], затем там помещаются облака, ветры, молния, дождь. Бог земли и океана -- Еа, бог неба -- Анна. Весь мир наполнен богами и духами, за каждым физическим явлением стоит производящий его и управляющий им дух. Кроме этих духов природы (Ци) мир наполнен еще умершими выходцами (вампирами). Духи существуют добрые и злые. Все несчастья -- болезни, смерть, физические бедствия, производятся духами. Для того, чтобы расположить к себе духов, предотвратить их злые влияния, узнать наперед их волю, нужны волшебство, магия, заклинания. Чтобы узнавать волю небесных духов и располагать их к себе, нужны астрономия и астрология; чтобы препобеждать болезненные влияния духов земли, нужны знахарство и медицина. Чтобы расположить добрых богов, нужны угодные им жертва и молитва; чтобы обессилить злых, нужен заговор. В общем нужна масса знаний, эти знания были монополиею жрецов. Сумиряне и аккадяне создали прочную культуру, когда к ним явились новые народы семитического происхождения и подчинили их себе. Только два французских ученых (Галеви, Гайяр) готовы видеть здесь не появление новых народов, а возникновение новой эпохи. Во всяком случае месопотамское население позднейшей эпохи было родственно с древнейшим и в частности в религиозной области восприняло все ранее там державшиеся верования. На место пандемонизма постепенно становился политеизм: сначала в каждом городе преимущественно почитали какого-либо особого бога (в Уре -- Син, в Нипуре -- Бела, в Вавилоне -- Мардука), но затем с политическим объединением городов произошло и объединение божеств, и была создана стройная теогония. В области Тигра и Евфрата образовалось два обширных государства -- Ассирийское и Вавилонское. Так как религиозный материал, из которого построили свои вероучения ассирияне и вавилоняне, был тождественным, то поэтому их религиозные системы очень родственны между собою (у горных ассириян дух религии более груб, у вавилонян -- более чувственен и поэтичен) и обыкновенно они излагаются, как одна, под общим именем ассиро-вавилонской религии. Высшим принципом всего в А.-В.-р. является Илю (бог по превосходству, греки сближали его с своим Хроносом). Позднее его смешали и отождествили с главными истекающими из него божествами: в Ниневии -- с Ассуром, в Вавилоне -- с Белом-Мардуком. Из Илю, природу которого не определяют и о котором ничего не учат, путем истечения исходят бездна (апсу, мужской принцип) и хаос (мумму тиамат, принцип женский). Они производят из себя новую пару -- Лагаму и Лугму (тоже активное и пассивное начала), которые рождают Сара или Асура и Кисара или Серуию. От последних происходит триада богов -- Ану, Бел и Еа. Ану с своею супругою Анату рождают Изу, Истар (богиню любви, планета Венера) и Рамана (бог атмосферы). Бел с супругой Белитой имеют детей -- Син (бог луны), Белит, Рабиту, Адара (планета Сатурн), Нергаля (планета Марс, бог смерти) и др. Наконец, Еа с супругой Дамканой производят Мардука (планета Юпитер) и Царпаниту. От Сина и Белиты в свою очередь рождается Самас (бог солнца), от Мардука и Царпаниты -- бог Набу (планета Меркурий) и богиня Тасмита. От этих богов происходят и за ними следуют легионы богов низших. Далее следуют бесчисленные духи. Мир образовался следующим образом. Апсу и Мумму Тиамат чрез свое соединение произвели сначала вселенную с чудовищными существами. Но боги разрушили этот мир чудовищ и в течение семи дней образовали мир ныне существующий. Человек был образован из земной грязи. Бог Еа (оаннес) сообщил человечеству начала культуры. В течение долгого периода царствовали в Халдее последовательно десять царей. К концу этого периода люди крайне развратились, и Бел решил уничтожить их посредством потопа. Благочестивому царю Сама Скаписти-Хазизадре было приказано построить судно, собрать в него всевозможные припасы, семена всякой жизни, животных и людей и перед началом потопа заключиться в этом судне. Произошел потоп. Ковчег плавал по водам, покрывшим землю, и наконец, остановился в стране Ницир на вершине гордиенских гор. Хазизадра выпускал птиц, чтобы узнать о прекращении потопа. Затем он вышел на осушенную землю, принес богам жертву; Бел дал обещание никогда не поражать более людей потопом. Потомки спасшихся в ковчеге впоследствии опять предались нечестию, они стали строить высокую башню, и она поднималась уже до небес но была разрушена, и боги смешали язык строителей (ранее все говорили одним языком). В последующей истории Халдеи выступает герой Гильгам (это чтение имени принято с 1890 г. ранее неразобранное слово в клинообразных надписях условно читали: Издубар), совершивший ряд изумительных подвигов и путешествовавший даже в страну богов к своему предку Хазизадре, который и рассказал ему историю потопа. Такова была, по представлению А.-В.-р. история богов и первоистория мира и человечества. Должно признать, что в ней заключается немало нравственных элементов. Ею освящаются благочестие и доброе поведение и порицаются нечестие разврат и зло. Но рядом с этими добрыми элементами нравоучение А.-В.-р. заключало немало жестокого, несправедливого и нелепого (в древнейшую эпоху человеческие жертвы, искалечение, затем, и в позднейшее время разврат, как религиозное служение, магия). Видно, что нравственные требования более инстинктивно чувствовались, чем разумно сознавались ассириянами и вавилонянами и поэтому рядом с нравственными нередко освящались, как религиозные, и безнравственные требования. А.-В.-р. утверждает веру в загробную жизнь но образ загробного существования, который она рисует, очень неопределен, бледен и неясен, и связь загробной жизни с нравственным поведением на земле не устанавливается. Научное исследование А.-В.-р. путем чтения клинообразных надписей главным образом дело последних десятилетий. От него должно ждать много в будущем, но оно уже дало немало и в настоящем. Этим изучением навсегда ниспровергнуты теории, по которым за библейскими повествованиями о первоистории человечества не должно признавать исторического значения. Библия, как на первоочаг человеческой культуры, указывает на Вавилонию. Прежде этому не хотели верить и древнейшим государством мира называли Египет. Теперь оказалось, что Египет стоял в культурной зависимости от Вавилона. Древнейшие вавилонские храмы, в которые вели семь ступеней и которые были также местами погребений, это -- первообраз египетских семиступенных пирамид. Египетский фунт произошел из вавилонской серебряной мины, египетский локоть из вавилонского, основания египетской астрономии указывают на Халдею и наконец целый ряд египетских письменных знаков (иероглифы для понятий: жизнь, брат, раб, левая сторона, небесная барка, делать, ночь, пастбище, небесный океан) имеют свой прототип в вавилонских знаках того же значения. Библия утверждает родство первичных обитателей Халдеи и Египта (кушиты. Быт. 10 ) и это родство теперь также подтверждается. Библия говорит о потопе. Геолог Зюсс при помощи перевода и указаний П. Гаупта исследовал вавилонское сказание о потопе и пришел к заключению, что потоп был несомненным геологическим фактом. Но рационалистически настроенные умы ученых пытаются придать еще и другое значение новым открытиям. Они говорят, что из этих открытий следует, что библейские повествования о первых временах -- позднейшая монотеистическая переработка халдейских политеистических первоисточников. В основание приводят то, что халдейские записи о первых временах несомненно древнее книги Бытия. Только упорное нежелание верить Библии поддерживает в науке существование таких гипотез. В Библии утверждается, что евреи вышли из Халдеи, но если бы этого там даже не утверждалось, то научный анализ раскрывает, что в основе кн. Бытия лежат первоисточники гораздо древнейшие, чем эпоха Моисея, и что составление некоторых из них удобнее всего приурочить к Халдее. Такова таблица народов в 10 гл. кн. Бытия. Халдея при перечислении народов поставляется здесь центром, во время Моисея таким центром естественнее было бы поставить Палестину или Египет, географическое распределение народов в таблице не отвечает времени Моисея и тем более временам позднейшим. В таблице, наприм., город Ресен называется великим (ст. 12), но его слава погибла задолго до Моисея. Евреи не заимствовали преданий от халдеев, но они жили в Халдее и имели с ее жителями общие предания от отцов. Теперь имеются две версии этих преданий -- библейская и вавилонская. Какой же из этих версий с чисто научной точки зрения должно быть отдано предпочтение? По вавилонской записи выходит, что между потопом и временем составления записи прошло приблизительно 33 тысячи лет. Ясно, что для автора записи описываемые им события были баснословно далекими. Действующие люди являются у него обожествленными, напротив -- боги оказываются имеющими человеческие черты. Мифология записи поражает своею сложностью и запутанностью. Пестрота и сложность, конечно, являются позже простоты и непосредственности, а последними чертами запечатлено библейское повествование. Говорят, что библейское повествование -- результат очистки и переработки халдейской саги. Но если бы писатель кн. Бытия имел в виду миф о потопе переработать в целях монотеистической тенденции, он не стал бы усвоять Богу одинаково имя Иеговы и Элогим, он избегал бы антропоморфизмов и метафор, он не представил бы потоп явлением естественным, а делом одного Бога. В халдейской саге есть элементы, которые можно понять только при предположении, что в основе саги лежит событие, описываемое Библиею. Так, по клинообразной записи плавание во время потопа продолжалось 7 дней, между тем как приготовление припасов делается на большое время. Не мог также Хазизадра видеть в течение 7 дней 12 знаков зодиака, намек на что есть в записи. По Библии потоп продолжался год, и халдейская запись заставляет думать, что в ее основе лежит тоже факт годового плавания. Самое лучшее для ученых не поправлять Библию при помощи клинообразных надписей, а пользоваться Библиею, как руководственным началом и критерием для понимания этих надписей. В них нередки пробелы, и перевод их часто проблематичен. Лучшие ученые понимают это и в своих изысканиях ищут помощи у Библии (так поступает и Масперо в своих курсах). Ученые рационалистического направления хотят вывести откровенную догматику из А.-В.-р. В борьбе Мардука с Тиамат (хаосом, змеем) хотят видеть (Пальмер) зародыш библейского учения о змее-искусителе и о происхождении зла. Недавно даже попытались (Циммерн) во взаимоотношениях Еа, Мардуха и бога огня Гибеля увидеть прототип христианской Троицы. Впрочем, в виду хронологической несообразности последней теории на ней не стал настаивать сам автор. Но в сущности одинаково несостоятельна и вся эта теория зависимости Библии от А.-В.-р. Согласно этой теории некультурный народ (евреи) заимствовал у культурного (вавилонян) мифы, вложил в них высокие идеи и сообщил им возвышенный нравственный характер. Ничего подобного никогда не было и не может быть, но постоянно бывало и бывает, и у культурных и у некультурных народов, что религиозные факты становятся материалом для поэтического творчества. Фантазия перерабатывает религиозные учения. Это произошло и у ассириян и вавилонян. Чистое религиозное предание, полученное ими от предков, они превратили в поэмы, в которых религиозные, естественные и нравственные элементы сменились элементами мифологическими и героическими.
Rawlinson, The five great Monarchies of the Eastern world; Lenormant, L'Histoire ancienne de l'Orient (9-me edit.); Hommel Geschichte Babyloniens und Assyriens; Арх. Хрисанфа, Религии древнего мира; С. Глаголева, Суждения двух геологов о библейском потопе (Православн. Обозрен. 1890 г. 5, 6, 7, 8).
С. Глаголев.
Источник текста: Православная богословская энциклопедия, т. 2. Археология -- Бюхнер, стлб. 92--99.