Государственная служба Андрея Ивановича Остермана нашла себе в лице гениального преобразователя России истинного ценителя, почему последний быстро подвигал его по служебной и чиновной лестнице и через десять лет службы произошел в тайные советники и бароны Российской империи.

По заключении выгодного для России Ништадтского договора, в подписании которого Остерман принимал самое деятельное участие, Петр Великий, свидевшись со своим приближенным, особенно благодарил его, обнял, расцеловал и заметил:

-- Все хорошо, Андрей Иванович, ты теперь знатен и богат, но ты в России человек чужой, не имеешь родственных связей. Я хочу посватать тебе невесту.

Остерман, конечно, благодарил царя за попечение о нем, и, действительно, через несколько дней, по желанию Петра и с его благословения, женился на Марфе Ивановне Стрешневой, богатой девушке из дома, состоявшего даже в родстве с царственным родом Романовых.

Мы уже знаем, что при кончине государя Остерман был одним из тех, кто подал свой влиятельный голос за провозглашение Екатерины преемницей Петра. Как бы в благодарность за это новая императрица, по ходатайству Меньшикова, пожаловала Остерману высший чин -- действительного тайного советника, андреевскую звезду, звание вице-канцлера и место главного начальника над почтами. В 1727 г., когда был учрежден Верховный Тайный Совет, Остерман был также назначен в число немногих членов этого высшего государственного учреждения; он же участвовал и в составлении духовного завещания государыни, а после ее кончины был приставлен, в качестве руководителя научных занятий, к молодому Петру II.

Меньшиков держал Петра II под строгой опекой, следил за каждым его шагом и действием, распоряжался всевластно его денежными средствами, его временем и даже намерениями. Самой излюбленной его мечтой, осуществить которую он торопился, было -- как можно скорее женить венценосного ученика на своей дочери. Таким образом, не учение государя, не его развитие, не благо русского народа составляли предмет главной думы всесильного регента, но его брак с дочерью, брак несовершеннолетнего юноши, еще не успевшего окрепнуть физически и умственно. Отсюда становится понятою вся трудность задачи, возложенной на Остермана. Ему предстояло, с одной стороны, приготовить России монарха, способного отправлять сложные обязанности правления, а с другой стороны, приходилось делать постоянные уступки Меньшикову, который своими честолюбивыми замыслами отвлекал царственного отрока от учения. Настаивать же на необходимости усиленных классных занятий и отстранять от государя все то, что могло вредить его учебным успехам, Остерман не смел и не мог. Это было бы равносильно личной гибели, так как честолюбивый Меньшиков никогда и никого не допустил бы до вмешательства в его действия. При таких условиях учебные занятия наставника не могли принести желаемого плода и сводились на нет.

Тем не менее Остерман, строго выполняя возложенную на него задачу, представил Верховному Совету программу занятий с государем, каковая программа и была, после обсуждения ее в Совете, утверждена в следующем порядке.

Прежде всего Совет постановил: "Понеже часы к наукам и забавам всегда переменяться имеют, того ради в разделении оных надлежит наипаче смотреть пред полудня. И так, ежели Его Императорское Величество обыкнет порядочно от 9 или 10 часа почивать ложиться, то может паки от 7 или 8 часа вставать. И понеже ничто благословенно быть не может, что не с Богом начато, произведено и совершенно бывает, то б первое и наиважное было, чтоб Его Императорское Величество, коль скоро встанет, прежде всего чинить имел, чтоб Богу обратился и умиленною молитвою себя ему наиприлежнейше поручил. Потом, отдохнув немного, можно науки предвосириять". Далее в "предначертании" этих наук они показаны в следующей постепенности:

Понедельник. От 9 до 10 часов читать историю и "вкратце главнейшие случаи прежних времен, перемены, приращение и умаление разных государств, причины тому, а особливо добродетели правителей древних с воспоследованною потом пользою и славою представлять". Таким способом Петр II должен был "во время полугода" пройти ассирийскую, персидскую, греческую и римскую монархии до самых новых времен. От 10 до 11 Его Величество должен был отдыхать, а от 11 до 12 вновь продолжалось прохождение древней истории, после чего наступало до 2 часов время обеда и покоя. От 2 до 3 часов следовали танцы и "концерт", а от 3 до 4 уроки географии "отчасти по глобусу, отчасти по ландкартам". В 4 часа кончались собственно научные занятия, и ученику предоставлялось гулять, забавляться и "покоиться".

Во вторник, от 9 до 12 час, с перерывом на час, шло преподавание новой истории, а от 2 до 3 часов государю предоставлялось "забавляться игрою в волан"; в 3 часа наступали занятия "математическими операциями, арифметикой и геометрией", а в 4 часа позволялось забавляться стрельбою в мишень.

В среду, до полудня, государь должен был присутствовать для слушания дел на заседаниях Верховного Совета; в два часа он обучался игре на бильярде, а с 3 до 4 шли занятия древней историей, после чего государь шел "забавляться ловлею на острову".

В четверг, до 12 часов, с перерывом на час, шли занятия географией, от 2 -- 3 -- танцы, от 3 -- 4 -- новая история, от 4 до 5 -- "концерт музыческий", а вечер посвящался прогулкам, поездкам и отдыху.

В пятницу, до 12, государь опять заседал в Верховном Совете; от 2 до 3 играл на бильярде; от 3 до 4 проходил "прочие математические части и искусства из механики, оптики" и проч., а после 4-х катался, гулял, отдыхал.

В субботу, до полудня, решено было "по изволению то, что в географии и математике, во всю неделю учинено, творить", и на этом заканчивались занятия недели.

Таковое распределение занятий науками было составлено на вторую половину 1727 года, причем в "предначертании" было сказано: "В каждой науке надлежит собственное краткое описание учинить, которое обучение Его Императорского Величества особливо учреждено быть имеет. Если же Е. И. В. ввечеру, в 7 часу, иль пол восьмого кушать изволить, то может после ужина, пока час к почиванию придет, паки от божественной книги что-нибудь читать повелеть, и потом, по совершении молитвы, во имя Божие, на покой идти".

Кроме этого "предначертания" Остерманом был представлен подробнейший план учения на будущее время, составленный из XI отделений, -- об учении вообще, о новой истории или статистике, о политике, о военном искусстве, о древней истории, об арифметике и геометрии, о космографии, о физических знаниях, об архитектуре, о науке, отличность воспитания обнаруживающих, о расположении дней и часов. К этой программе Остермана известный проповедник и архиепископ Феофан Прокопович присоединил также рассуждение, "каким образом и порядком надлежит багрянородного отрока наставлять в Христианских законах".