Еще до разоренiя большевиками дальневосточнаго края, онъ нуждался въ привозѣ извнѣ. Такъ, напримѣръ, въ 1913 г. пришлось ввезти въ него 10.000.000 пудовъ хлѣба (около 15.000 тоннъ). Объясняется это тѣмъ, что Дальнiй Востокъ, хотя и представляетъ собою страну, богатую въ смыслѣ экономическихъ возможностей, но для использованiя этихъ послѣднихъ его территорiя должна пройти черезъ довольно долгiй процессъ колонизацiи. Заселенiе же Приамурья могло начаться только съ окончанiемъ постройки Амурской ж. д., послѣднее звено которой было открыто для движенiя лишь во время Мiровой войны.

Насколько велико разоренiе края, вызванное хозяйничанiемъ большевиковъ, свидѣтельствуется слѣдующими цифрами:

Въ 1917 г. общая площадь посѣва въ трехъ областяхъ нашего Дальняго Востока[23] исчислялась въ 1.160.000 десятинъ, въ 1931 г. эта же площадь равнялась 700.000 десятинъ. Къ осени 1933 года разоренiе Края еще увеличилось, дойдя до крайняго предѣла. Поэтому нельзя вѣрить тѣмъ наивностямъ, которыми такъ богаты сообщенiя изъ СССР иностранныхъ корреспондентовъ. Къ этой категорiи должны быть отнесены и сообщенiя московскаго корреспондента англiйской газеты "Дейли Экспрессъ", напечатанныя въ ней 22-го декабря, въ которыхъ говорится, что на Дальнемъ Востокѣ сооружены огромные заводы какъ, напримѣръ, "заводы имени Ворошилова во Владивостокѣ", и заканчиваемый въ этомъ же году заводъ "Комсомольскiй", который долженъ явиться "гордостью всего совѣтскаго союза". Слѣдующiя цифры свидѣтельствуютъ, что подобныя извѣстiя являются лишь очереднымъ большевицкимъ блефомъ: общее число рабочихъ обрабатывающей промышленности въ Приморской области (считая не только Владивостокъ, но и всѣ города и села) исчисляется лишь 39 тысячами. Какимъ образом, при столь ничтожномъ числѣ мѣстныхъ рабочихъ рукъ, могутъ быть сооружены огромные заводы, является секретомъ изобрѣтателя. Самое большое, чего могли бы фактически достигнуть сейчасъ большевики, это созданiя починочныхъ мастерскихъ, которыя избавили бы отъ отсылки обильной матерiальной части современной армiи, даже для несерьезныхъ исправленiй, за нѣсколько тысячъ километровъ въ тылъ.

Учитывая экономическое положенiе, создавшееся сейчасъ въ Приморьѣ и Приамурьѣ, можно категорично утверждать, что Красноая Армiя, собранная тамъ, будетъ нуждаться въ подвозѣ рѣшительно всѣхъ видовъ снабженiя изъ Сибири и Европейской Россiи.

Въ царское время для такого подвоза служили двѣ желѣзныхъ дороги (Восточно-Китайская и Амурская) и р. Амуръ. Теперь, съ утратой Россiей господства въ Сѣверной Манчжурiи, отпала возможность использованiя не только кратчайшей и болѣе могучей желѣзной дороги (Восточно-Китайской), но также и рѣки Амура.

Такимъ образомъ, Красная Армiя, собранная въ Приморьѣ и Приамурьѣ, можетъ базироваться исключительно на подвозѣ по Амурской желѣзной дорогѣ.

Эта основная предпосылка упрощаетъ разрѣшенiе интересующаго насъ вопроса. Намъ нужно лишь установить количество поѣздовъ, необходимое для существованiя современной армiи. Силу армiи мы будемъ измѣрять числомъ линейныхъ, т. е. пѣхотныхъ дивизiй, предполагая, что другiе рода войскъ, а также корпусныя и армейскiя учрежденiя приданы этой армiи въ требуемыхъ для выполненiя поставленныхъ стратегическихъ задачъ нормахъ.

Обратимся прежде всего къ опыту нашей войны съ Японiей въ 1904–1905 гг.

Мы начали войну, имѣя въ "Манчжурской армiи" 9 пѣх. дивизiй, базировавшихся на Сибирскую однопутную желѣзную дорогу съ провозоспособностью въ 7–8 воинскихъ поѣздовъ въ сутки. Съ теченiемъ войны возрастала численность армiи и увеличивалась провозоспособность желѣзной дороги. Ко времени Мукденскаго сраженiя (въ концѣ февраля 1905 года) наши три армiи, дѣйствовавшiя въ Манчжурiи, имѣли 22 пѣх. дивизiи, провозоспособность же достигла 12–14 воинскихъ поѣздовъ въ сутки[24]. Учитывая, что около 15 % прибывающихъ поѣздовъ обслуживало все время продолжающееся сосредоточенiе (подвозъ новыхъ частей войскъ изъ Европейской Россiи), мы получимъ, что поддержанiе жизни армiи производилось приблизительно 11 поѣздами, то есть, по ½ поѣзда[25] на дивизiю.

Опытъ показалъ, что, несмотря на то, что часть интендатскаго довольства (мясо и фуражъ) добывалась изъ мѣстныхъ средствъ Манчжурiи и Монголiи, указаннаго числа поѣздовъ оказалось недостаточно. Яркимъ показателемъ этого явился хроническiй некомплектъ, отъ котораго страдали наши войска, некомплектъ колебавшiйся между 20 и 40 %.

Не лишено интереса отмѣтить здѣсь, что Японскiй генеральный штабъ учелъ зависимость размѣра силъ, которыя Россiя могла выставить въ Манчжурiи, отъ провозоспособности Сибирской магистрали. Вотъ любопытная выпись изъ плана кампанiи Японской армiи, опубликованная въ составленной Японскимъ Генеральнымъ Штабомъ "Исторiи японо-русской войны 37–38 гг. Мейлзи (1904–1905 гг.)": "… несмотря на то, что численный составъ русской армiи превосходилъ численность нашей почти въ семь разъ, Россiя не въ состоянiи была достичь на Дальнемъ Востокѣ замѣтнаго перевѣса, что и было предусмотрѣно еще до начала кампанiи нашимъ генеральнымъ штабомъ…" Главной причиной этого обстоятельства являлась "невозможность организовать снабженiе на Дальнемъ Востокѣ армiи свыше 300 т. бойцовъ. Населенiе Восточной Сибири было весьма малочисленно и питанiе армiи только мѣстными средствами не представлялось возможнымъ. Хотя Манчжурiя и могла бы поставить часть необходимаго фуража, но важнѣйшiе продовольственные припасы надо было привозить изъ Россiи; провозоспособность же желѣзной дороги не допускала этого одновременно съ перевозкой военныхъ матерiаловъ, оружiя, людей и лошадей". Силы русской армiи въ 300 т. бойцовъ, въ условiяхъ 1904–1905 гг., были эквивалентны силамъ армiи въ 15 пѣх. дивизiй. Японскiй генеральный штабъ, внимательный ученикъ Германскаго Генеральнаго штаба, вѣрно исчислилъ максимумъ русской вооруженной силы, которую онъ могъ встрѣтить на поляхъ сраженiй въ Манчжурiи.

Со времени Русско-Японской войны прогрессъ военной техники шагнулъ гигантскими шагами впередъ. Соотвѣтственно возросъ и объемъ необходимаго для соверменной вооруженной борьбы снабженiя. Для иллюстрацiи этого я приведу слѣдующiя двѣ цифры, указанныя въ трудѣ французскихъ полковниковъ Хенафа и Барнэка[26], изслѣдующихъ работу французскихъ желѣзныхъ дорогъ въ Мiровую войну: Въ 1914 году французскiй генеральный штабъ считалъ суточную потребность пѣхотной дивизiи, вступившей въ бой, въ 10–20 вагоновъ; въ кампанiю же 1918 года оказалось, что для этой же цѣли нужно было назначать 2 поѣзда пятидесятивагоннаго состава, то есть 100 вагоновъ.

Конечно, во время боевого затишья объемъ этого суточнаго снабженiя уменьшается, но въ это время армiя пополняетъ свои запасы и подвозитъ укомплектованiя людьми и матерiальной частью. Вмѣстѣ съ этимъ, кромѣ пѣхотныхъ дивизiй, современная армiя имѣетъ многочисленныя части другихъ родовъ войскъ, какъ, напримѣръ, авiацiя, тяжелая артиллерiя, кавалерiя, инженерныя и химическiя войска. Все это вмѣстѣ взятое позволяетъ утверждать, что два поѣзда въ сутки на пѣхотную дивизiю должно быть признано какъ интересующая насъ норма для кампанiи 1918 года на западноевропейскомъ фронтѣ.

Если мы изучимъ современныя французскую и германскую военно-научную литературу, то мы обнаружимъ тожество въ расчетахъ необходимаго суточнаго снабженiя армiй въ условiяхъ будущей войны.

На армiю, силой въ 10 пѣх. дивизiй, предназначенную для второстепенныхъ стратегическихъ задачъ, согласно этимъ расчетамъ, требуется въ сутки 27–31 поѣздъ, то есть 2,7–3,1 поѣздъ на одну пѣхотную дивизiю.

На армiю же, силой въ 14 пѣх. дивизiй, предназначенную къ рѣшительному наступленiю, то есть усиленную придачей нужныхъ для этого современныхъ техническихъ средствъ для подавженiя огневой защиты противника, требуется 45–47 поѣздовъ въ сутки. Иначе говоря, средняя цифра по расчету на пѣхотную ливизiю возросла до 3,2–3,4 поѣздовъ въ сутки.

Большевицкiй генеральный штабъ даетъ гораздо меньшiя нормы. "По чисто экономическимъ причинамъ", пишетъ Трiандафилловъ[27], "машинизацiя въ разныхъ армiяхъ проведена не въ одинаковыхъ размѣрахъ. По степени машинизацiи всѣ армiи можно раздѣлить на двѣ группы. Первая группа — армiи западно-европейскiя. Яркой представительницей является французская. Вторая группа — восточно-европейскiя. Типичными для этихъ армiй нужно считать Польскую и нашу Красную армiю".

Исходя изъ этого основанiя, Трiандафилловъ и устанавливаетъ[28], что "въ настоящее время на однопутную желѣзную дорогу можно базировать армiю въ составѣ не свыше трехъ стрѣлковыхъ корпусовъ[29] или армiю, выполняющую вспомогательныя задачи. Ежедневное потребленiе этихъ армiй въ длительной операцiи — отъ 10 до 13 паръ поѣздовъ, а болѣе сильная армiя (5 стрѣлковыхъ корпусов[30] съ добавочными средствами подавленiя) требуетъ или двухъ одно-колейныхъ желѣзныхъ дорогъ или одной двухколейной".

Сводя всѣ вышеприведенныя данныя въ одну таблицу, мы увидимъ изъ нея, что "красныя нормы" болѣе чѣмъ въ два раза меньше "западно-европейскихъ".

Таблица

Количество поѣздовъ въ сутки, нужное армiи, ведущей операцiю

Число поѣздовъ въ сутки, кот. должно быть помножено на число линейныхъ (пѣхотныхъ) дивизiй
Примѣчанiя
Русская Армiя въ войну съ Японiей въ 1904–1905 гг.
0,5
оказалось недостаточнымъ
Франц. армiя въ кампанiю 1918 г.
2
Расчеты Зап. — Европ. ген. штабовъ для будущей войны:
а) армiя, выполняющая вспомогательную задачу
2,7–3,1
б) армiя, ведущая рѣшительную операцiю
3,2–3,3
Расчеты Краснаго ген. штаба:
а) армiя, выполняющая вспомогательную задачу
1,1–1,4
б) армiя, ведущая рѣшительную операцiю
1,4–1,6

Не отрицая того, что степень техническаго оборудованiя армiй, которымъ предстоитъ встрѣтиться на востокѣ Азiи, будетъ ниже таковой современныхъ западно-европейскихъ армiй, я долженъ тѣмъ не менѣе указать на одно существенное обстоятельство. Японскiй генеральный штабъ, вѣрный послѣдователь нѣмецкой военной науки, прилагаетъ сейчасъ всѣ свои усилiя, чтобы, несмотря на тяжелое экономическое положенiе возможно выше поднять уровень техническаго оборудованiя своей армiи. Онъ, конечно, учитываетъ тотъ урокъ, который получила въ 1932 году Японская армiя подъ Шанхаемъ, когда она должна была долго возится съ низкой по своему качеству Китайской армiей только потому, что не имѣла въ своемъ распоряженiи нужнаго объема техничекскихъ средствъ для подавленiя огня китайскихъ пулеметовъ. Не подлежитъ сомнѣнiю, что какъ только вспыхнетъ война съ СССР, стремленiе Японской армiи къ максимальному использованiю техники чрезвычайно усилится и она быстро послѣ начала войны достигнетъ уровня техническаго насыщенiя, бывшаго въ Мiровую войну 1918 г. на францукзскомъ фронтѣ. Это неминуемо повыситъ потребность въ техникѣ и борющейся противъ Японцевъ Красной Армiи. Вотъ почему я считаю, что выше приводимые нормы краснаго генеральнаго штаба на случай войны съ Японiей являются слишкомъ малыми.

Тѣмъ не менѣе мы используемъ эти преуменьшенныя нормы для нашихъ расчетовъ, дабы найденный нами отвѣтъ дѣйствительно представлялъ бы собою максимумъ силъ, который большевики могутъ собрать на Дальнемъ Востокѣ.

Обратимся теперь къ разсмотрѣнiю военной провозоспособности Амурской желѣзной дороги.

Разрушающая рука большевиковъ не могла не сказаться и на работѣ этой желѣзной дороги.

Допустимъ, однако, что большевикамъ удастся, широко использовавъ помощь Америки, довести пропускную способность Амурской ж. д. до максимальнаго заданiя, положеннаго въ основанiе ея постройки. Это заданiе исчислялось въ 14 паръ поѣздовъ. Однако, использовать полностью это заданiе для надобностей самой дѣйствующей армiи большевикамъ не удастся. Болѣе 2000 клм. Амурской и Уссурiйской желѣзныхъ дорогъ проходитъ вдоль Манчжурской границы, не удаляясь отъ нея болѣе, чѣмъ на 100 клм. Въ такихъ условiяхъ непрiятельская авiацiя имѣетъ легкую возможность производить на ней частыя разрушенiя. Малая населенность края допуститъ даже производство небольшихъ воздушныхъ дессантовъ. Озлобленiе же мѣстнаго населенiя противъ большевиковъ заставляетъ предвидѣть разрушенiя желѣзныхъ дорогъ, производимыя "изнутри" повстанцами или, какъ они называются на Дальнемъ Востокѣ, "партизанами"[31]. Въ такихъ исключительно трудныхъ условiяхъ установленной нормы факультативныхъ поѣздовъ для обслуживанiя безперебойной работы желѣзныхъ дорогъ не хватитъ. Кромѣ хозяйственныхъ и рабочихъ поѣздовъ, вдоль дороги должны будутъ циркулировать "броневые" поѣзда для защиты дорогъ отъ нападенiй извнѣ и поѣзда "Г.П.У." для охраны дорогъ отъ возстанiй изнутри. Напомню здѣсь, что численность войскъ Г.П.У. и "интернацiональныхъ", посредствомъ которыхъ большевики удерживаютъ населенiе Приморья и Приамурья въ повиновенiи, достигаетъ 46 т.

Учитывая всѣ эти условiя, мы можемъ съ полной увѣренностью утверждать, что даже тогда, когда большевики доведутъ военную провозоспособность Амурской и Уссурiйской желѣзныхъ дорогъ до полнаго графика, они не смогутъ имѣть въ Приморьѣ и въ Приамурьѣ Красную армiю болѣе, чѣмъ въ девять пѣхотныхъ дивизiй и при этомъ армiю, технически оборудованную лишь для второстепенныхъ стратегическихъ задачъ.

Но можетъ быть большевики могутъ помочь своей Красной Армiи, защищающей Приморьѣ, наступленiемъ другой Красной Армiи собранной въ Забайкальѣ?

Въ этомъ случаѣ Приморская и Забайкальская армiи будутъ раздѣлены между собою разстоянiемъ въ 1250 клм. по воздушной линiи. Японцы, находящiеся въ Манчжурiи, окажутся въ положенiи Наполеона въ 1809–1813 гг., когда онъ вынужденъ былъ одновременно дѣйствовать въ Испанiи и къ востоку отъ Рейна. Война съ Испанiей не помѣшала ему углубляться на востокъ и въ 1809 году дойти до Вѣны, а въ 1812 году — до Москвы.

Можетъ показаться, что мое сравненiе съ Испанiей въ данномъ случаѣ не подходитъ, ибо силы СССР неизмѣримо выше тѣхъ, которыя могла выставить Испанiя.

Не будемъ повторять ошибки, которая была такъ распространена у насъ до войны съ Японiей въ 1904 году. Тогда было очень распространено такое сопоставленiе: русская армiя мирнаго времени въ 1.000.000, японская — въ 150.000; русская армiя доводится при общей мобилизацiи до 3.750.000, японская — до 360.000. Къ сожалѣнiю, еще многiе изъ насъ не излѣчились до сей поры отъ этой ошибки. Только теперь она переносится въ модную область авiацiи. Пора отказаться отъ такихъ обывательскихъ разсужденiй въ стратегiи. Хотя послѣдняя и не является наукой точной, подобно математикѣ, но все таки она тоже основывается на расчетахъ и не любитъ общихъ, хотя бы и красивыхъ фразъ.

Красная Армiя, собранная въ Забайкальѣ и вторгающася оттуда въ Манчжурiю, можетъ базироваться лишь на однопутную желѣзную дорогу, отходящую отъ Сибирской магистрали у станцiи "Китайскiй разъѣздъ" и у станцiи Манчжурiя смыкающейся съ Восточно-Китайской желѣзной дорогой. Не подлежитъ сомнѣнiю, что вынужденныя отходить отъ границъ Манчжурiи вглубь страны, японскiя войска произведутъ на оставляемой ими части Восточно-Китайской желѣзной дороги основательныя разрушенiя. Въ такихъ условiяхъ наступающая изъ Забайкалья Красная Армiя сможетъ расчитывать лишь на уменьшенную провозоспособность Восточно-Китайской желѣзной дороги, а слѣдовательно сила ея ни въ коемъ случаѣ не можетъ превысить тѣхъ же девяти пѣхотныхъ дивизiй, при этомъ не снабженныхъ достаточными техническими средствами для достиженiя быстрыхъ тактическихъ результатовъ.

Въ такихъ условiяхъ Забайкальской Красной Армiи прiйдется пройти до переваловъ черезъ Большой Хинганъ болѣе 300 клм. Длина этого разстоянiя, въ связи съ удобствомъ оборонительныхъ дѣйствiй на Хинганскомъ хребтѣ, дадутъ Японiи съ избыткомъ время, нужное ей для того, чтобы покончить съ Приморской Красной Армiей или же, по крайней мѣрѣ, полностью обезвредить ее путемъ тѣсной блокады. Послѣ этого Японское командованiе легко можетъ сосредоточить большую часть своихъ силъ для разгрома красной армiи, выдвинувшейся изъ Забайкалья. Я считаю, чьл Японскому главному командованiю будетъ даже очень выгодно, если къ этому времени Красная Армiя перевалитъ черезъ Хинганъ, такъ какъ въ этомъ случаѣ она вынуждена будетъ принять рѣшающее сраженiе тыломъ къ малодорожному Хингану.

Подводя итогъ сказанному выше, мы можемъ заключить, что, даже примѣняя уменьшенныя нормы краснаго генеральнаго штаба, болшевики могут сосредоточить въ Приморьѣ и въ Забайкальѣ армiи общей численностью въ 18 пѣх. дивизiй. Но для выполненiя этого требуется не только возстановленiе полной провозоспособности на Амурской и Уссурiйской желѣзныъ дорогахъ (на протяженiи болѣе 2500 клм.), но также доведенiе до полной провозоспособности и всей Сибирской желѣзнодорожной магистрали (на протяженiи болѣе 3500 клм.). По проникшимъ въ печать свѣдѣнiямъ, таковая, вслѣдствiи хозяйничанья въ Сибири большевиковъ, сильно упала. Велика та работа, которая потребуется отъ большевиковъ для доведенiя провозоспособности Сибирской магистрали до 28 однихъ только военныхъ эшелоновъ въ сутки.

Не нужно забывать, что интенсивной безперебойной работѣ Сибирской желѣзно-дорожной магистрали будутъ сильно мѣшать происходящiя уже теперь возстанiя Сибирскихъ крестьянъ.

Въ такихъ условiяхъ максимальная военная провозоспособность Сибирской магистрали, на которую могутъ расчитывать большевики, не превзойдетъ 20–24 паръ воинскихъ поѣздовъ въ сутки.

Примѣняя нормы краснаго геенральнаго штаба, мы получимъ какъ выводъ, что подобная желѣзно-дорожная магистраль позволяетъ довести общую численность Приморской и Забайкальской красныхъ армiй до 15-ти — 18-ти пѣхотныхъ дивизiй. Высшiй предѣлъ относится къ тому случаю, если отъ этихъ армiй потребуется лишь вспомогательныя дѣйствiя; низшiй же предѣлъ относится къ тому случаю, когда эти армiи должны быть сдѣланы способными для веденiя главной операцiи.

Дабы пояснить это уменьшенiе максимума числа дивизiй во второмъ случаѣ, я приведу слѣдующiй примѣръ.

Согласно опубликованнымъ Японцами свѣдѣнiй, большевики уже собрали на Дальнемъ Востокѣ 300 танковъ. По расчету, сдѣланному на основанiи опыта Мiровой войны, за каждымъ дѣйствующимъ двухъ-мѣстнымъ танкомъ нужно имѣть въ тылу 46 человѣкъ[32]. Стало быть, для того, чтобы упомянутые выше 300 танковъ смогли бы безперебойно дѣйствовать, они должны обслуживаться персоналомъ численностью около 15.000 человѣкъ. Это требуетъ дополнительныхъ перевозокъ по снабженiю. Но вѣдь для того, чтобы Приморская и Забайкальская Красная Армiя быои бы способны къ рѣшительнымъ наступательнымъ операцiямъ, потребуется оборудованiе ихъ не только бронесилами. Потребуется также значительное усиленiе авiацiи и, въ особенности, полевой тяжелой артиллерiи. Всякое же подобное усиленiе значительно увеличиваетъ объемъ снабженiя, а, слѣдовательно, и число нужныхъ для обслуживанiя армiи поѣздовъ.

Мнѣ кажется, что не требуется доказывать мысли, что обѣ красныхъ армiи, какъ Приморская, такъ и Забайкальская должны быть сдѣланы способными къ веденiю главныхъ операцiй. Въ самомъ дѣлѣ, раздѣленныя пространствомъ болѣе чѣмъ въ 1250 клм., онѣ представляютъ собою двѣ совершенно отдѣльныя армiи, каждой изъ которыхъ придется при исполненiи возложенной на нее задачи расчитывать исключительно на однѣ свои силы и средства. Поэтому я и считаю, что общее число пѣхотныхъ дивизiй, входящихъ въ составъ Приморской и Забайкальской армiй, не можетъ превышать 15-ти. Конечно, большевики могутъ перевезти туда и большее число, нежели установленный мною максимумъ въ 15 пѣх. дивизiй, но это будетъ представлять собою лишь фиктивное увеличенiе боевой силы; въ послѣднемъ случаѣ войска не будутъ имѣть нужнаго имъ числа боевыхъ машинъ, или же ихъ пушки и пулеметы окажутся безъ потребнаго числа огнестрѣльныхъ припасовъ, а ихъ самолеты и броневики — безъ горючаго и запасныхъ частей.

Японская газета "Ничи-Ничи-Шимбунъ"[33] только что опубликовала свѣдѣнiя объ усиленiи войскъ, которое произвели на Дальнемъ Востокѣ большевики. По словамъ этой хорошо освѣдомленной газеты, сейчасъ въ раiонѣ Владивостока и Никольска Уссурiйскаго[34] сосредоточено четыре красныхъ пѣхотныхъ и полторы конныхъ дивизiи. Между Хабаровскомъ и Благовѣщенскомъ расквартировано три пѣх. дивизiи и одна кавалерiйская бригада[35]. Двѣ красныхъ пѣхотныхъ дивизiи и одна кавалерiйская бригада находятся въ Забайкальѣ. 300 большевицкихъ танковъ собрано въ Благовѣщенскѣ и на ст. Даурiя. Изъ своихъ воздушныхъ силъ большевики собрали на Дальнемъ Востокѣ 300 самолетовъ, изъ коихъ 30 представляютъ собою бомбоносцы дальняго дѣйствiя, способные произвести воздушное нападенiе на главные Японскiе острова. Изъ морскихъ красныхъ силъ, находящихся во Владивостокѣ, газета "Ничи-Ничи-Шимбунъ" указываетъ на 6 подводныхъ лодокъ въ 500 тоннъ каждая, къ которымъ должно въ скоромъ времени присоединиться еще шесть такихъ же лодокъ.

Не подлежитъ сомнѣнiю, что эти свѣдѣнiя газета получила изъ весьма освѣдомленныхъ источниковъ и потому они вполнѣ заслуживаютъ довѣрiя[36].

Сравнивая эти данныя съ нормальной дислокацiей красныхъ войскъ, мы не можемъ не убѣдиться въ томъ, что усиленiе большевицкихъ силъ на Дальнемъ Востокѣ очень значительно. Два года тому назадъ большевики имѣли въ раiонѣ Владивостока и Никольска Уссурiйскаго двѣ пѣх. дивизiи, у Благовѣщенска — одну и въ Забайкальѣ — три пѣхотныхъ дивизiи. Отсюда мы видимъ, что въ южной части Приморья красныя сиоы удвоились, а въ восточной части Приамурья — утроились.

Принимая же во вниманiе, сдѣланные мною выше расчеты, мы увидимъ, что силы, сосредоточенныя большевиками въ Приморьѣ и въ Приамурьѣ, уже близки къ исчисленному нами максимуму (сейчасъ 7 пѣх. дивизiй, а максимумъ — 9). Между тѣмъ провозоспособность Уссурiйской и Амурской желѣзныхъ дорогъ, также какъ и всей Сибирской магистрали, еще не возстановлена. Вслѣдствiе этого можно съ увѣренностью утверждать, что собранная сейчасъ большевиками въ Приморьѣ и въ Приамурьѣ красная армiя далеко не имѣетъ той боевой силы, которую можно было бы отъ нея ожидать.

Большевицкая газета "Правда"[37] утверждаетъ, что въ 1934 году предположено проложить второй путь по Забайкальской и Уссурiйской желѣзнымъ дорогамъ. Даже подобное удвоенiе не можетъ измѣнить дѣйствительности нашихъ расчетовъ. Для измѣненiя ихъ требуется удвоенiе пути всей Амурской желѣзной дороги и громадныя работы по увеличенiю пропуской способности всей Сибирской магистрали. Дабы дать хотя бы нѣкоторое представленiе о томъ колоссальномъ техническомъ напряженiи, котораго требуютъ массовыя перевозки изъ Европейской Россiи въ Приморьѣ, я приведу слѣдующiя цифры. Во время минувшей Великой войны для каждой пары поѣздовъ, снабжающихъ фронтъ изъ Владивостока, требовалось 120 паровозовъ[38]. Сейчасъ, вслѣдствiе потери Россiей Китайско-Восточной желѣзной дороги, путь еще болѣе удлиненъ, и можно считать, что перевозки изъ Центральной Россiи во Владивостокъ потребуютъ тѣхъ же 120 паровозовъ на пару поѣздовъ. Мои вышеприведенные расчеты сдѣланы при общей пропускной способности Сибирской магистрали въ 42 пары (1/3 на факультативъ, 2/3 — подъ воинскiя перевозки). Отсюда видно, что всякое дальнѣйшее значительное усиленiе перевозокъ изъ Европейской Россiи въ Приморьѣ, при большевицкихъ порядкахъ, невыполнимо.