I. СКЛЕИВАНИЕ

В радиолюбительской практике сплошь и рядом возникает необходимость склеивать самые разнообразные предметы: бумагу, картон, кожу, материю, металл, керамику, дерево, пластмассу, стекло и т. д.

Для склеивания наиболее пригодны столярный и казеиновый клей, но рецептура их приготовления для разных целей различна.

1. Столярный клей

Приготовление обыкновенного столярного клея. Плиту сухого столярного клея разбивают на мелкие кусочки и размачивают их в холодной воде до полного разбухания. Остатки воды сливают, а разбухший клей кладут в металлическую или эмалированную посуду и разогревают в водяной бане до кипения. Водяной баней называется подогревание клея не непосредственно на огне, а в посуде с кипящей водой. На огонь ставится кастрюля с водой, на дно которой опускают подставку и на нее ставят банку с клеем так, чтобы кипящая вода в кастрюле не доходила до краев банки на 3–5 сантиметров. Когда вода в кастрюле закипит, находящаяся в ней банка с клеем нагреется и клей начнет кипеть. Паровая баня предохраняет клей от подгорания и быстрого выпаривания (загустения).

Приготовленный таким образом клей применяют для склеивания дерева, фанеры и других предметов, только в горячем виде. Лучше всего работать жидким клеем.

Столярный клей непригоден для склеивания листов картона и бумаги при изготовлении каркасов катушек самоиндукции, дросселей, силовых, низкочастотных и звуковых катушек, так как он разбухает от сырости и катушки расклеиваются или коробятся. Поэтому для склеивания картона и бумаги применяют клей синдетикон — значительно менее чувствительный к сырости.

Синдетикон. Синдетикон приготовляется из готового горячего столярного клея тремя способами:

1. В жидкий горячий столярный клей прибавляют 10–20 процентов хромовых квасцов (двухромокислый кали).

2. В густой горячий столярный клей прибавляют крепкой уксусной эссенции из расчета одну чайную ложку эссенции на 100 граммов столярного клея.

В обоих случаях клей кипятят еще один раз.

Высохший синдетикон не пригоден к употреблению, поэтому его приготовляют ровно такое количество, которое необходимо для работы, или хранят в жидком виде в герметически закупоренной посуде.

3. Для того, чтобы приклеивать кожу к коже или кожу к картону или металлу (например, при ремонте динамиков), синдетикон приготовляют следующим способом: в горячем столярном клее растворяют на каждые 100 граммов клея 3 грамма хромовых квасцов и 3 грамма глицерина.

Водонепроницаемый клей. В тех случаях, когда требуется водонепроницаемый клей (например, для склеивания ящика радиопередвижки или ящика для уличного динамика и т. д.), столярный клей приготовляют на масле. Разбухшие в воде кусочки клея (100 граммов столярного клея на 160 граммов воды) разогревают в водяной бане с натуральной олифой. Количество олифы берется в зависимости от желаемой густоты клея. Чем больше будет олифы, тем жиже получится клей, тем дольше он сохнет, но такой клей будет более эластичен и водонепроницаем.

2. Казеиновый клей

Большой популярностью у радиолюбителей пользуется казеиновый клей. Чистый казеин приготовляют путем створаживания снятого молока уксусом, получившийся осадок (творог) отжимают под прессом, размельчают и сушат. Высушенный казеин тщательно растирают в порошок и просеивают. Ниже приводится четыре рецепта для приготовления казеинового клея, применяемые в радиолюбительской практике.

1. Наиболее распространенным и универсальным казеиновым клеем, пригодным для самых разнообразных целей (приклеивание стекла к корпусу измерительного прибора, цоколя радиолампы к баллону, прикрепление шкалы настройки к корпусу приемника и т. п.), считается раствор сухого казеина (в порошке) в водном 10—20-процентном растворе буры до требуемой густоты клея.

2. Для склеивания стекла со стеклом, керамики и. фарфора казеиновый клей приготовляется по следующему рецепту:

сухого казеина в порошке — 25 граммов[1]

жидкого стекла — 50 граммов

Этот клей необходимо хранить в герметически закрытой посуде.

3. Для склеивания металла со стеклом, фарфором и керамикой пользуются казеиновым цементом. Для его приготовления берут:

казеина сухого в порошке — 20 граммов

воды — 10 граммов

гашеной извести в порошке — 4 грамма.

Этот цемент применяют немедленно по его приготовлении.

4. Для склеивания металлических изделий и водонепроницаемой шпаклевки швов металлических коробок употребляют казеиновый цемент, приготовленный по следующему рецепту:

казеина сухого, в порошке — 6 граммов

гашеной извести в порошке — 8 граммов

мелкого чистого речного песка — 8 граммов

жидкого стекла — 14 граммов

Вода добавляется до желаемой густоты приготовляемого цемента. Казеиновый клей медленно сохнет и хорошо схватывает склеиваемые поверхности.

3. Другие рецепты для склеивания

Для специальных работ радиолюбители употребляют некоторые составы клея, замазки и цемента. Приводим несколько рецептов.

1. Для склеивания между собой стекла, фарфора и слюды употребляется следующий состав клея:

желатина — 20 граммов

квасцов хромовых — 1 грамм

воды — до требуемой густоты клея.

2. Клей для целлулоида:

ацетона, или амилацетона —20 граммов

целлулоида мелкими кусочками — 2 грамма.

3. Для закрепления на каркасах наматываемых витков катушки применяется также коллодий.

4. Для склеивания органического стекла (плексигласа) применяют двухлорэтан, в котором растворяются до густоты резинового клея мелкие кусочки плексигласа. Склеивают так же, как резину. Склеенные предметы сушатся 20–30 часов, в зависимости от густоты клея.

5. Кислотоупорная замазка для аккумуляторных банок:

асбеста — 20 граммов

сернокислого бария — 10 граммов

жидкого стекла (25 %) — 20 граммов

6. Замазка для шпаклевки швов и склеивания металла:

свинцового глета — 20 граммов

графита — 20 граммов

жженой извести — 20 граммов

мела в порошке — 40 граммов

олифы — 80 граммов

Применяется в нагретом состоянии.

7. Водонепроницаемые составы для пропитки самодельных банок, картонных прокладок и сосудов под кислотные аккумуляторы и водоналивные элементы:

канифоли — 80 граммов

технического вазелина — 10 граммов

или вара — 67 граммов

минерального масла —33 грамма.

8. Замазка Менделеева для склеивания стекла, металла, керамики и т. д.:

канифоли — 90 граммов

воска — 24 грамма

мумии в порошке — 30 граммов

олифы — 3 грамма.

II. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОТДЕЛКА

1. Художественная отделка ящиков радиоаппаратуры

Для художественной отделки деревянных ящиков радиоприемников и усилителей нередко применяют латунные фасонные накладки, окрашенные в заранее подобранный цвет. Мы приводим два рецепта обработки латуни для указанных целей.

Первый рецепт:

воды — 250 граммов[2]

едкого натра — 10 граммов

молочного сахара — 10 граммов

концентрированного раствора

медного купороса — 10 граммов[3]

Погруженные в приготовленный раствор, предварительно тщательно очищенные от жирных пятен, латунные изделия приобретают:

через 3 минуты — золотистый цвет

через 5–6 минут — голубоватый цвет

через 8-10 минут — радужный цвет

Второй рецепт:

нашатырного спирта (10-% раствор) —75 граммов

меди углекислой — 20 граммов

Погруженные в этот раствор латунные изделия приобретают через 1–3 минуты синевато-черный цвет.

Для нанесения надписей и рисунков на железных и латунных панелях применяется следующий состав:

воды — 270 граммов

медного купороса — 100 граммов

гуммиарабика — 50 граммов

уксуса 12 % — 25 граммов

сажи — 25 граммов

Бронзирование и серебрение дерева. Весь ящик или его части, предназначенные для бронзирования или серебрения, красят по намеченному трафарету, вырезанному из картона, масляной краской под цвет выбранной бронзировки, например, белилами — под алюминиевые порошки, зеленой — под темные порошки, охрой — под бронзовые порошки и т. д. К краске рекомендуем добавлять 25–30 процентов масляного лака.

Когда краска подсохнет и не будет оставлять следов на пальцах при прикасании к покрашенному месту, но будет еще липкой, покрашенное место ящика припудривают сильными, быстрыми ударами через марлевый тампон с бронзировальным порошком.

Нанесение рисунка серебром на материале. Материал для драпировки ящика радиоприемника или отверстия для динамика натягивают на рамку и на нем мягким графитовым карандашом или углем наносят контуры и очертания выбранного рисунка. Рисунок можно также нанести на материале через копировальную бумагу. Затем по сделанному на материале рисунку наносят кистью состав, приготовленный по следующему рецепту:

воды — 50 граммов

ляписа (азотно-кислое серебро) — 8 граммов

гуммиарабика — 5 граммов

Когда состав, нанесенный на материал кистью, высохнет, его снимают с рамки, смачивают в 10-процентном растворе формалина и проглаживают горячим утюгом. На выглаженном материале получается красивый рисунок чистым серебром.

2. Очистка от краски и лака

1) Старую краску или лак удаляют со стенок ящика крепким раствором щелока. Щелок приготовляют так: через марлю просеивают золу, в нее добавляют 8 процентов по весу свежегашеной извести и заваривают кипятком — до кашеобразной густоты.

Этот состав, нанесенный на поверхность со старой краской или лаком, быстро их размягчает, и краски легко счищаются с ящика обыкновенным скребком.

Для удаления с очищенного ящика остатков щелока рекомендуется стенки ящика протереть слабым раствором уксуса.

2) Малярные кисти после работы следует вымыть в мыльной воде. Запачканные и засохшие в краске малярные кисти в течение суток отмачивают в горячем растворе соды (200 г. на 0,5 л. воды), после чего их промывают в мыльной воде.

3) Для очистки алюминия и латуни (панели, ящики накладки и т. д.) от жирных пятен и налетов применяют следующий состав:

воды — 100 граммов

буры — 4 грамма

нашатырного спирта — 1 грамм.

Краткий перечень приведенных рецептов поможет радиолюбителям в их повседневной работе.

III. Литература

Для более полного представления об объеме, необходимых практических навыках и оборудовании на дому небольшой радиомастерской рекомендуем ознакомиться с книгами: «Мастерская радиолюбителя», части 1–2, изд. Радиоиздат, 1937.

«Мастерская радиолюбителя», изд. «Советское радио», 1948.

«Практические работы радиолюбителя», Госэнергоиздат, 1949.