На днях мне сообщили, что в одном из городов Италии две сотни юношей, кончив среднюю школу, сдавали экзамен в университет, а выдержали испытание только четверо. Случайно я знаю, что среди не допущенных к дальнейшему образованию есть несколько очень талантливых парней, а один из них — русский — «провалился» по латинскому языку несмотря на то, что в продолжение всего курса средней школы преподаватели именовали его «королем латыни», что по всем другим предметам он шёл первым учеником и его, в пример другим, переводили из класса в класс без экзаменов. Чем объясняется такой суровый «отсев» юношества, которое стремится к высшему образованию? Строгостью педагогических требований? Есть основания думать, что здесь скрыто нечто другое, а именно: боязнь перепроизводства интеллигенции. Капиталистическим государствам некуда девать её.
Именно поэтому год назад несколько крупных немецких газет напечатали статьи, в которых красноречиво убеждали юношество не стремиться в университеты, ибо образованных людей в Германии излишек, делать им нечего и государство капиталистов считает вредным увеличивать их количество. Об этом вредном излишке интеллигентов говорит нам борьба «низколобых» — то есть обывателей, средней буржуазии — против «высоколобых» — то есть интеллигентов — в С.Ш.С. Америки, — борьба, которая выражается в таких явлениях средневековой дикости, как, например, знаменитый «обезьяний процесс» и запрещение в некоторых штатах преподавания дарвинизма в школах. Ещё более убедительно говорит об этом «фашизм», который, борясь всеми силами против рабочего класса, подавляя всякое стремление к культуре, тем самым задерживает развитие его интеллектуальной энергии.
Капитализм боится, что интеллектуальная энергия, которую он уже не может поглотить и эксплуатировать в свою пользу, может перейти на сторону враждебного ему рабочего класса и будет служить его великой цели так же «за совесть», как интеллигенты служили строению железной клетки капиталистического государства. Запутавшись в своих собственных сетях, капитализм стал уродливо консервативен, и все его стремления всё более нищенски суживаются только на охране его всё ещё командующих, но уже расшатанных позиций. Ему больше не нужен интеллигент-творец, изобретатель, если он не изобретает пушек и пулемётов новой конструкции, ядовитых газов и всего прочего, что необходимо для будущей войны против пролетариата, ибо всякая бойня, какое бы из капиталистических государств ни начало её, неизбежно будет массовым истреблением пролетариев. Пролетарии всех стран должны твёрдо знать: они будут поставлены под ружьё для истребления друг друга, и всякая война капиталистов — а их война против Союза Социалистических Советов особенно — будет не чем иным, как их попыткой хоть ненадолго, но утвердить свою власть над рабочими. Капитализму вполне достаточно тех интеллигентов, которые доказывают, что всё существующее не может быть иным, чем оно есть, что капитализм — источник «культуры» и поэтому благодетель человечества, что жизнь и судьба рабочего народа не в руках капитала, а во власти бога, что женщина прежде всего — мать, самка и существо низшего ряда, чем мужчина. Капитализму нужен интеллигент только как покорный слуга, как безропотный исполнитель повелений класса, который даёт ему более или менее сытный кусок хлеба. Капиталисту опасен интеллигент-пролетарий, и тем более опасен, чем более он даровит. К сожалению, пролетарий-интеллигент всё ещё плохо понимает свою роль в капиталистическом государстве и не видит дороги туда, где он может быть встречен как товарищ.
Рабочий класс и крестьянство Союза Социалистических Советов крайне нуждаются в интеллектуальной энергии. Ему для выполнения его великой исторической задачи потребно неизмеримое количество этой энергии. Год назад, как раз в то время, когда пресса Германии убеждала молодёжь не стремиться в университеты, XVI съезд и ЦК партии приняли решение осуществить всеобщее начальное обучение. Привожу выдержку из рапорта от 26 июля 1931 года наркома просвещения А.С. Бубнова ЦК партии и генеральному секретарю её И.В.Сталину:
«Для проведения всеобщего обучения были подготовлены и направлены на работу, главным образом в сельские районы, 60 000 новых учителей. Учитель массовой школы принял самое активное участие в проведении всеобуча. Тысячи из них проявляют творческую инициативу и огромную энергию в борьбе за решения партии и правительства, нередко находясь в тяжёлых условиях, преодолевая сопротивление классовых врагов на пути развёрнутого наступления социализма. План введения всеобщего обязательного обучения детей к моменту годовщины решения ЦК от 25 июля 1930 года выполнен с превышением. Общее число учащихся школ I ступени по РСФСР (без автономных республик) достигло 8 709 937 человек — 105,7 процента плана Наркомпроса. Прирост учащихся по одной начальной школе против 1929–1930 года выразился в 28,4 процента. По автономным республикам общее число учащихся начальных школ достигло 1 506 013–101,3 процента плана республик. Если в прошлом 1929–1930 учебном году средний процент охвата детей школьного возраста был 71, спускаясь по сельским местностям до 68,2 процента, то за истекший год процент охвата детей школьного возраста по РСФСР (без автономных республик) поднялся до 97,1, а по автономным республикам — до 87,9 процента. Охват подростков 11–15 лет обучением достиг 1 392 146 человек против 900 000, охваченных обучением в прошлом году. Открыто новых комплектов по РСФСР (без автономных республик) 45 335, или 131,1 процента плана, а по автономным республикам план открытия новых школьных комплектов перевыполнен на 21 процент.»
Далее рапорт наркома Украины т. Н. Скрыпника:
«В годовщину постановления ЦК ВКП(б) «О проведении всеобщего обязательного первоначального обучения» Наркомпрос УССР рапортует ЦК ВКП(б) и ЦК КП(б)У, что директива партии о введении всеобщего обязательного обучения на территории УССР в основном выполнена: дети 8—10 лет охвачены начальной школой на 98,2 процента против 76,2 процента прошлого года, в том числе: по городам — 99,8 процента, Донбассу — 99,4, в нацменрайонах — 95,2 процента, окончившие четырёхлетку охвачены во II концентре семилетки на 76 процентов против 55,5 процента прошлого года, в том числе: по городам — 93,9 процента, Донбассу — 93,4 процента, в районах сплошной коллективизации — 72 процента. Подростки 11–16 лет охвачены обучением на 85 процентов. Обеспечено обучение детей на родном языке, и значительно расширена сеть школ для детей нацменьшинств. Дети 8-10 лет русского населения УССР охвачены школой на 98 процентов, еврейского — 99,3, немецкого — 97,4 процента, польского — 96,9 процента, болгарского — 96,3 процента, греческого — на 96 процентов. Наряду с развёртыванием школы в небывалых до сих пор масштабах мы имеем большие достижения и в деле перестройки школы на основе политехнизации. Свыше 75 процентов семилеток прикреплены к предприятиям, совхозам и колхозам и реорганизованы в ФЗС и ШКМ.»
Эти рапорты не требуют объяснений. Мне кажется, что напомнить их читателям — следовало. Они ещё раз и достаточно резко подчёркивают различие государственной системы Союза Советов и капиталистических государств. Вместе с этим они говорят и о том, куда, кроме индустриального вооружения нашей страны, идёт кусок мяса, масла, которого не хватает вам, читатель. 25 июля 1931 года в «Известиях» было сказано:
«В рабочих районах Советского Союза всеобуч в этом году перешёл на рельсы семилетнего обучения. В порядке подготовки нового 1931-32 учебного года проблема всеобщего семилетнего образования для всех детей будет являться одной из центральных задач культурного строительства. Осуществлением всеобуча в объёме семилетки, переводом школ фабрично-заводского ученичества на твёрдую базу семилетнего образования мы сделаем решающий шаг по пути полного осуществления программы нашей партии о всеобщем политехническом образовании детей и подростков до семнадцати лет.»
Капитализм не нуждается в интеллектуальных силах, — он не может поглотить их, не может использовать всё их обилие. Но, кроме того, капитализм боится разума, потому что начинает смутно чувствовать: его существование уже исторически ненужно и неразумно. Сдерживая стремление своего юношества к высокой интеллектуальной квалификации, капитализм как бы отказывает юношеству в праве на развитие разума за пределы, необходимые для оправдания власти капитала. Это подло, но предусмотрительно. Безработный интеллигент — пролетарий, и в борьбе за жизнь он должен идти рука об руку с пролетариатом. И чем умнее он, тем опаснее.
Советская власть сделала крупнейший революционно необходимый шаг по пути к интеллектуальному вооружению всей многомиллионной молодёжи Союза Советов. «Семилетка для всех» — это уравнение всего юношества в правах на развитие разума. Осуществление семилетки — это создание одного из условий для движения к высокой цели, которую покорнейшие слуги капиталистов называют социальной утопией, фантазией, выдумкой, — движения к той форме общежития людей, при которой «каждый работает по способности, каждый получает по потребности его», все настолько социально разумны, что никто не нуждается в принуждении, а потому государство как принудительная организация совершенно исчезает. «Семилетка для всех» — это дело глубочайшего исторического значения.
Само собою разумеется, что мы не можем остановиться на «семилетке». 160-миллионному населению нашей страны необходимы сотни тысяч высококвалифицированных работников науки, техники, искусства. Нам есть чему учиться, мы только что начинаем узнавать свою страну, открывать её сырьевые богатства, изучать их. Земли капиталистических стран изрыты, изучены и уже достаточно истощены. Наши богатства — причина зависти капиталистов, наш государственный строй — причина их ненависти к нам, это известно каждому пионеру. Они хотели бы сделать нашу страну своей дойной коровой, хотят выжимать золото из крови рабочего народа Союза Советов. И в то время, как у нас каждый трудовой рубль тратится на строительство фабрик и школ, на освобождение крестьянства от привычной ему каторжной работы, на уничтожение всякого различия между городом и деревней, — капиталисты грабят своих рабочих и крестьян на вооружение против нас. Военные расходы капиталистических стран уродливо разрастаются. Вот цифры роста этих затрат, назначенных на устройство нового истребления миллионов рабочего народа, на разрушение городов, на разгром хозяйства:
Военные расходы (в миллионах долларов): 1914 год 1923 год 1930—31 годы Франция 280 258 457 Англия 385,3 520 537 САСШ 288,5 680,8 847 Япония 197,2 234,5 234,4
Из этих цифр можно сделать только один вывод: капитализм — это организация хищников, которые открыто и нагло готовятся к новому кровавому преступлению против пролетариата всех стран, ибо — как сказано — всякая война капиталистов есть война против трудового народа.
Решатся ли капиталисты на эту новую бойню? Нельзя сомневаться в том, что они уже решились на неё, что только о ней и думают они, когда, непрерывно вооружаясь, лицемерно говорят о разоружении. Удастся ли им организовать новое истребление многомиллионных масс пролетариата? На этот вопрос может ответить только пролетариат Европы и Америки, пролетариат казарм, фабрик и полей. Решиться на этот ответ давно пора, и это тот простой, ясный ответ, который рекомендует трудовому народу всего мира партия коммунистов. Пролетарии всех стран должны понять, что, работая на капиталистов, они работают на самоубийство. Они должны понять, что единственно допустимая и даже исторически неизбежная война — это война рабочего класса всей земли против капиталистов всей земли, против небольшой группы людей, которая ведёт мир трудящихся к вырождению и гибели. Они должны понять, что рабочий Союза Советов, полноправный властелин страны своей, указывает им путь к возрождению трудового человечества.
Капиталистический мир на краю пропасти, историческая обязанность пролетариата — столкнуть этот изживший себя, гниющий мир в пропасть.