Что сказать вам, товарищи?
На днях посетила меня группа рабочих и дружески рассказала мне о работе фабрики синтетического каучука, о замечательной коммуне на бывшей Карзинкинской, о промышленном и жилищном строительстве в крае и в городе. Накануне этого «визита» были у меня колхозники из Татарии — пионеры, комсомольцы, партийцы, беспартийные, старики, награждённые орденами за их героический труд, — рассказывали о своей работе на полях, о своей жажде технической агрикультуры и о культурном росте республики своей. Ежедневно вижу я молодёжь Союза Советов, работающую в областях литературы, техники, науки, администраторов, философов, бойцов Красной Армии и зоркую стражу пролетариата — бойцов ГПУ.
Крайне трудно уложить богатейшие впечатления дня в один рассказ, в одну картину, да и времени не хватает попытаться сделать это. Но всё увереннее думается: какой умной, красивой становится жизнь, какие отличные люди воспитываются у нас, в Союзе племён, где, создавая бесклассовое общество, хозяйствует рабочий фабрики и поля, где он с каждым годом всё шире открывает для детей своих свободный путь к социализму! Чувствуешь себя идущим в гору, откуда всё шире развёртывается мощная историческая картина разнообразной работы миллионов, — работы, которая быстро изменяет лицо нашей страны — её физическую географию — и так же быстро перевоспитывает людей, огромное большинство которых за 15 лет до наших дней, работая на хищников и жуликов, относилось к труду как к наказанию за грехи, жило неосмысленно, без надежд на будущее, а сейчас те же люди сами героически строят будущее своё и детей своих.
Возбуждая звериную ненависть класса людей, которые привыкли жить чужим трудом, глупо и бесчестно, в нашей стране лучшие люди её строят бесклассовое общество — умную и честную жизнь, где каждый человек в своём деле хозяин, а общий хозяин страны — все люди труда. Всё шире развивается у нас процесс отбора лучших людей, которые должны сделать весь рабочий народ Союза Советов самым сильным, умным, трудолюбивым народом земли, учителем трудящихся всего мира, примером для них и освободителем из проржавевших цепей капитализма. Наш молодой советский интеллигент — это новый человек. Он не считает себя «аристократом духа» и невинной «жертвой истории», как считала себя дореволюционная интеллигенция. Допустимо, что она искренно думала: можно честно прожить между хозяевами и рабочими, и, думая так, играла роль сбруи между кучером и лошадью, даже роль седла между всадником и хребтом лошади.
Наш интеллигент прежде всего — рабочая сила, плоть от плоти трудового народа, связанная с ним не только кровно, химически, — связанная активнейшим участием в едином трудовом процессе. Когда понадобились люди в политотделы колхозов, у нас на эту работу сняли, между прочим, сто двадцать человек из Комакадемии, нужны люди для работы в московском метрополитене — призывается 20 тысяч комсомольцев. Непосредственное знание трудовых процессов, изменяющих мир, личное участие в этих процессах — вот чем резко и счастливо отличается советская, пролетарская интеллигенция от буржуазно-демократической. Большинство дореволюционных интеллигентов, живя «идеями», забывало, что идеи вырастают из фактов и питаются фактами. Старому интеллигенту не только практически, но и теоретически не совсем ясно было взаимоотношение идей и фактов. Наш интеллигент знает эти взаимоотношения, ибо он, в большинстве, непосредственный участник творчества фактов и умеет диалектически мыслить. Рабочий класс создаёт высокоценный тип интеллигента, активного участника во всей деятельности пролетариата-диктатора. Качество — хорошее, но качества — мало. Стране с населением в 160 миллионов не хватает учителей, медиков, агрономов и ещё многих высококвалифицированных мастеров культуры. Следовало бы расширить и ускорить работу по воспитанию «лучших людей». Богатеющий колхозник должен бы теперь обращать избытки свои на строительство школ, на заботы о воспитании детей, на подготовку их к работам в области культуры, которой нам не хватает и в работе общегосударственной и в быте нашем.
Возможно, товарищи, что я слишком «размечтался» и ставлю «преждевременные» требования. Но об Октябрьской революции тоже говорили, что она «преждевременна», а она явилась и до сего дня непрерывно действует, изменяя старые, каторжные условия жизни с поразительной быстротой. Мы все видим, что резервная энергия пролетариата — неисчерпаема, и ясно, что быстрота её реализации в фактах может быть усилена. Я — за усиление энергии, направленной на развитие культуры.
Большевистский привет вам, товарищи!