Стихотворения, Издание 2-е. Москва, 1896.

Стихотворения, выдерживающие два издания, по нынешним временам это сего-нибудь да стоит - и читатель вправе ожидать от "Забытой тетради" господина Вл.Гиляровского оригинальности, таланта, красоты стиля, идеи, вообще чего-нибудь такого, что оправдывало бы успех его стихов. Чем же объясняется интерес публики к стихам господина Гиляровского? Посмотрим.

Почти в самом начале сборника стоят "Запорожцы", картинка, сюжет которой взят из очень плохого романа господина Д.Мордовцева "Царь и гетман"; источник вдохновения не из особенно отменных, как видите.

Образец стиха: в стан шведов под Полтавой являются запорожцы...

В изумленье

Карл молча смотрит на гостей;

Пройдя полсвета, без сомненья,

Он войск не видывал странней:

Кто как, кто в чём.

Такие стихи рисуют мне запорожцев похожими на современных поэтов, людей тоже довольно бесшабашных и являющихся пред лицом публики тоже "кто как, кто в чём", но всегда с одной и той же песней, аранжированной плохо, всем надоевшей и едва ли искренней ввиду отсутствия в ней действительной силы чувства, - отсутствия, которое не заменяется набором избитых, жалких слов.

Господин Вл.Гиляровский эту знакомую нам песню поет так:

Устал я жить! Нет в мире для меня

Вперёд манящих сладостных мгновений,

В душе ни чувств, ни страсти, ни огня.

Скверное положение, что говорить. Не знаем только, что можно рекомендовать автору для излечения.

Дальше оказывается, что у господина Гиляровского нет

В мозгу ни дум, ни веры, ни сомнений.

И ещё раз - нельзя не посочувствовать поэту с опустошённым черепом.

Я просто жить устал, желаний - никаких,

Надежд - ни призрака, живу без ожиданья

Счастливых дней, не надо мне и их,

Я жить устал, я пережил желанья...

И "разлюбил свои мечты", как и следовало ожидать. Но отчего и почему случилась такая неприятность с господином Гиляровским, - он не рассказывает.

Чем же всё-таки объясняется второе издание его стихов? Не знаем, разве только тем, что первое было издано в самом минимальном количестве. Хорошего понемножку.

1896 г.