295. Что такое адаптер (звукосниматель)?
Слово «адаптер» означает «приставка». В технике это слово применяется к различным приборам (например, специальные кассеты для фотоаппаратов называются адаптерами). В радиотехнике адаптером чаще всего называют электромагнитные приборы, предназначенные для воспроизведения электрическим путем граммофонных пластинок. В этих приборах механические колебания иглы превращаются в электрические колебания, которые подводятся к усилителю низкой частоты. Иногда адаптерами называют коротковолновые приемники, которые присоединяются к длинноволновым приемникам для приема коротких волн.
296. Какой адаптер лучше — низкоомный или высокоомный?
По своим электроакустическим свойствам низкоомный адаптер лучше, чем высокоомный. Однако, у нас большим распространением пользуются высокоомные адаптеры, так как их проще включить в приемник (низкоомные адаптеры должны включаться через специальный переходной трансформатор).
297. Как крепить адаптер к тонарму?
Перемещение адаптера по пластинке при проигрывании должно было бы происходить по прямой линии. В этом положении игла будет оказывать наименьшее давление на внешние и внутренние края звуковых борозд, и износ пластинки будет минимальным. В действительности же адаптер, укрепленный на тонарме, движется от края к центру не по прямой линии, а по дуге. Найти оптимальное положение адаптера и тонарма очень трудно. Можно указать на следующее достаточно удовлетворительное решение этого вопроса.
Граммофонную пластинку диаметром в 25 см (такие пластинки имеют наибольшее распространение) кладут на диск граммофонного механизма. Из центра пластинки проводят радиус до ее края (АС на рисунке). Часть радиуса АС, находящуюся на площади со звуковыми бороздами, делят пополам и из точки В (середина) восстанавливают перпендикуляр. Линия BD есть линия, по которой должен быть установлен тонарм так, чтобы игла упиралась в точку В, а плоскость самого адаптера была параллельна в этот момент линии АС (точка D — точка вращения тонарма). Практически удобная длина тонарма колеблется в пределах 22–30 см. Угол, под которым игла адаптера идет по отношению к плоскости пластинки, равен 45–55°.
298. Как сделать регулятор громкости к адаптеру?
Наиболее употребительная схема такого регулятора показана на рисунке. Сопротивление потенциометра должно быть порядка 50–80 тыс. ом. При малых величинах сопротивления потенциометра будут заметно срезаться высокие частоты.
299. Как включить адаптер в приемник, в котором нет специальных гнезд для адаптера?
В приемнике, не имеющем специальных гнезд для включения граммофонного адаптера, выводы последнего можно присоединить к сеточной ножке детекторной лампы и к ее катоду. Такое включение адаптера является наиболее примитивным — лампа при подобном включении будет работать без сеточного смещения и воспроизведение граммпластинки будет сопровождаться некоторыми искажениями и не будет очень громким. Лучшие результаты даст присоединение адаптера через сеточную батарейку напряжением примерно в 1,5–2 В. Эта батарейка присоединяется плюсом к катоду лампы, а минус соединяется с одним из выводов адаптера, другой же вывод адаптера соединяется с сеточной ножкой детекторной лампы. Если приемник работает на батарейных лампах, то присоединение адаптера или плюса сеточной батарейки надо производить к той ножке лампы, которая соединена с минусом батареи накала. В большинстве случаев тот провод адаптера, который должен соединяться с катодом лампы, можно соединять непосредственно с землей. Описанное присоединение адаптера является правильным во всех случаях, кроме тех, когда детекторная лампа работает по способу анодного детектирования. В таких приемниках, прежде чем включать адаптер, нужно отсоединить от сетки детекторной лампы контур или хотя бы катушку контура.
300. Почему работа адаптера ухудшается со временем?
В большинстве случаев ухудшение работы адаптера происходит вследствие высыхания резины, амортизующей якорь адаптера. Резина, высыхая, теряет упругость, становится жесткой, якорь утрачивает подвижность и адаптер становится малочувствительным. Работу адаптера в этом случае можно улучшить, сменив резину. Другая причина плохой работы адаптера может заключаться в прилипании якоря к одному из полюсов магнита. Необходимо отрегулировать магниты так, чтобы расстояние между якорем и магнитами было возможно меньшим и при том одинаковым. При правильно отрегулированном якоре легкий щелчок пальцем по иголке (вдоль горизонтальной плоскости адаптера) с той и другой стороны ее должен давать одинаковый по силе звук в громкоговорителе.
301. Как устранить фон переменного тока, появляющийся при включении адаптера?
Фон переменного тока очень часто появляется при включении адаптера тогда, когда в цепи смещения нет развязки. Правильная схема включения адаптера показана на рисунке. Сопротивление R и конденсатор С являются развязывающей цепью. Сопротивление R должно быть равно примерно 100 000 Ом, а емкость С — около 0,1 мкФ.
302. В чем заключаются причины воя, иногда появляющегося при проигрывании граммофонных пластинок?
Появление воя при проигрывании граммофонных пластинок при помощи адаптера является следствием взаимодействия между анодной цепью выходной лампы и цепью сетки входной лампы, т. е. шнуром, идущим от адаптера к усилителю. В результате этого взаимодействия возникает генерация на низкой частоте, которая и проявляется в виде воя. Для того, чтобы исключить возможность возникновения генерации на низкой частоте, нужно шнур, идущий от адаптера к приемнику, относить как можно дальше от анодной цепи выходной лампы или, что в сущности является наиболее надежной мерой, экранировать самый шнур, поместив его в железную оболочку (спиральку), которую надо заземлить.
303. Можно ли устранить шум иглы при проигрывании пластинок через адаптер?
Шум иглы, особенно сильный при проигрывании старых граммофонных пластинок, несмотря на его кажущийся низкий тон, на самом деле является тоном высокой частоты — порядка 4–5 кГц. Для того, чтобы уничтожить шум иглы, достаточно срезать при воспроизведении пластинки высокие частоты. Сделать это можно путем применения регулятора тона (см. вопрос 243).
304. При проигрывании граммофонных пластинок иногда бывает слышна передача станции, мешающая слушанию пластинок, как устранить это явление?
От прослушивания станции, принимавшейся перед работой от адаптера, можно избавиться различными способами: отсоединением антенны от приемника, отключением контура от сетки детекторной лампы и т. д.
305. Как склеивать граммофонные пластинки?
Для склеивания граммофонных пластинок следует применять шеллачный лак. Если пластинка только треснула или разбита на две части без мелких кусков, то такая пластинка может быть склеена следующим образом:
Края пластинки в месте излома смазываются шеллачным лаком, затем эта пластинка кладется на ровную гладкую доску и части ее составляются так, чтобы звуковые бороздки совпадали. При этом рекомендуется пользоваться лупой, так как иначе не всегда удается добиться полного совпадения разъединенных борозд. После этого пластинка покрывается совершенно гладкой и ровной доской, на которую кладется небольшой груз. В таком положении пластинка должна пролежать около суток, чтобы шеллак мог высохнуть. По прошествии этого времени на внешний и внутренний края пластинки, на которых нет записи, поперек места излома и трещин, кладется по граммофонной иголке. К этим иголкам осторожно прикладывают нагретый паяльник. Когда иголка прогреется, она погружается в массу пластинки. После отвердевания края пластинки оказываются прочно скрепленными этими иголками.
306. Как уменьшить износ граммофонной пластинки?
Наилучшим способом предохранения пластинок от износа является проигрывание их деревянными иголками (см. вопрос 307). Если проигрывание производится стальными иголками, то не следует играть иглой более, чем одну сторону пластинки, т. е. после проигрывания одной стороны пластинки надо менять иглу.
Хранить пластинки надо в бумажных пакетах или любым иным способом, лишь бы была устранена возможность трения одной пластинки о другую.
307. Как сделать самому деревянные иголки для проигрывания граммофонных пластинок?
Деревянные иголки, применяющиеся для проигрывания граммофонных пластинок, имеют трехгранную форму. Один конец ее срезан наискось и ставится острием на пластинку. «Иголки» изготовляются из бамбука или из твердого дерева. После того, как иголка затупится, надо острым ножом срезать конец иглы на 0,5–1 мм и иголка снова становится годной для игры. Наши адаптеры не приспособлены для деревянных иголок. Поэтому при самостоятельном изготовлении деревянных иголок форму их следует несколько изменить (см. рисунок).
308. Как пользоваться деревянными иголками при проигрывании граммофонных пластинок?
Лучше всего проигрываются деревянными иголками совершенно новые пластинки. Одной деревянной иголкой без заточки ее можно проиграть несколько новых пластинок, так как эти пластинки имеют шлифованную поверхность. Звуковые бороздки старых пластинок обычно бывают сильно изрезаны металлическими иглами и завалены «сором», получившимся в результате стирания металлической иглой шеллачной массы пластинки. Пластинка, несколько раз игранная металлическими иглами, хорошо будет воспроизводиться при проигрывании деревянными иголками обычно только после того, если этими иголками проиграть ее несколько раз, не обращая внимания на появляющиеся в конце проигрывания хрипы: пластинка в конце концов отшлифовывается. Только совершенно изношенные пластинки не поддаются никакой шлифовке и, следовательно, непригодны для проигрывания деревянными иголками.
309. Какой мотор для радиограммофона лучше — синхронный или асинхронный?
Асинхронный граммофонный мотор допускает регулировку скорости вращения диска, тогда как синхронный граммофонный мотор всегда вращается с одной определенной скоростью, обычно 78 об/мин. В настоящее время все пластинки выпускаются для стандартной скорости вращения — 78 об/мин, но тем не менее бывает часто очень желательным проигрывать пластинку с большей или меньшей скоростью, чего сделать на синхронном моторе нельзя. Помимо того, диск синхронного мотора приходится раскручивать рукой, что не дает возможности совместить с автоматическим стопором также и самопуск диска. Поэтому, если имеется возможность приобрести асинхронный мотор, то ему следует отдать предпочтение перед синхронным.
310. Каковы причины неисправностей асинхронного граммотора?
1. Неравномерный ход диска может быть из-за неправильной нарезки фетровых зубцов шестеренки, а также вследствие большого «расхода» ротора (движение вдоль оси). Для устранения этого нужно ослабить контргайку у подпятников и подвернуть подпятники, добившись уменьшения «расхода» ротора.
2. Стук мотора — вследствие ослабления крепления шестеренки на вертикальном валике (шестеренка должна быть расположена в центре по отношению к червяку); вследствие задевания металла о червячный валик (опустилась шестеренка); вследствие ослабления подпятников у переднего или заднего подшипника; вследствие неравномерной работы грузиков (ослабление одной или нескольких пружин).
3. Гул мотора — неправильное включение в электрическую сеть: мотор, рассчитанный на напряжение в 120 В, включен в сеть напряжением в 220 В.
4. Недостаточное число оборотов — упало напряжение в сети; ротор туго зажат подпятниками; неправильно включены в сеть обмотки мотора.
5. Высокий нагрев — следствие замыкания части витков катушки. Некоторые наши асинхронные моторы допускают нагрев до 60°.
311. Какие существуют виды звукозаписи?
В настоящее время сколько-нибудь широко применяются три основных вида звукозаписи: механическая, магнитная и оптическая.
312. Что называется механической звукозаписью?
При механической звукозаписи звуковые колебания механически (резцом) наносятся на какую-либо твердую поверхность. Обычно при таком виде звукозаписи колебания записываются в виде извилистой бороздки. Граммпластинки, валики фонографа и т. д. являются примерами механической записи звука.
313. Что такое магнитная звукозапись?
При магнитной звукозаписи запись звуковых колебаний производится на стальную ленту путем неравномерного намагничивания различных ее участков. Этот вид записи практически применяется реже других, так как естественность воспроизведения при этом способе записи невелика. Магнитный способ записи имеет ту особенность, что стальную проволоку (или ленту), на которой нанесена запись, можно при желании размагнитить («стереть» записанное) и использовать для новой записи.
314. Что такое оптическая звукозапись?
Оптической звукозаписью называется записывание звуковых колебаний на непрозрачные или прозрачные материалы, в первом случае — путем изменения их цвета, а во втором, — путем изменения степени их прозрачности. Примером записи на непрозрачные материалы может служить запись на фотобумагу, так называемая «говорящая бумага» (способ Скворцова), примером записи на прозрачные материалы — запись на кинопленку, применяемая в звуковом кино. В практике нашего звукового кино применяются два способа записи звука: «интенсивный» (Тагер), при котором изменяется степень прозрачности пленки, а ширина звуковой дорожки постоянна, и «поперечный» способ (Шорин), при котором ширина звуковой дорожки изменяется, а степень прозрачности эмульсии постоянна.
315. Каким образом происходит воспроизведение звуков по всем трем видам звукозаписи?
а) При механической звукозаписи воспроизведение происходит путем передвижения по звуковой бороздке иглы, скрепленной с акустическим или электрическим прибором, преобразовывающим колебания иглы или непосредственно в звуковые колебания (мембрана) или же в соответствующие электрические колебания (адаптер).
б) При магнитной звукозаписи стальная проволока или лента, на которой магнитным способом записан звук, пропускается через соответствующий электромагнитный прибор (адаптер), который и превращает магнитные импульсы в электрические колебания.
в) При оптической звукозаписи воспроизведение звуков производится при помощи фотоэлемента.
316. Какой из способов звукозаписи наиболее удобен и доступен в радиолюбительской практике?
Способ оптической звукозаписи наиболее труден как в отношении осуществления самой звукозаписи, так и последующей обработки материала, на котором записан звук и в отношении способа воспроизведения звука. Оптический способ звукозаписи применяется исключительно в звуковом кино и в специальных радиофильмах.
Более доступным, но чрезвычайно громоздким и не дающим удовлетворительных результатов, является способ электромагнитной записи.
Практически, единственно доступным радиолюбителям способом звукозаписи является механический способ.
317. Какие существуют способы механической звукозаписи?
В настоящее время распространены два способа механической звукозаписи — путем вырезания или выцарапывания на поверхности материала звуковой борозды и путем выдавливания звуковой борозды.
Первый способ (вырезание или выцарапывание) дает лучшие результаты. При помощи этого способа можно записать значительно более широкую полосу частот, чем по способу выдавливания. По способу выцарапывания работает звукозаписывающий аппарат Шорина «шорифон». Способ выцарапывания конструктивно более сложен, чем способ выдавливания. Поэтому в любительских звукозаписывающих аппаратах системы Охотникова применяется способ выдавливания.
318. На каких материалах удобнее всего осуществлять любительскую механическую звукозапись?
В радиолюбительских аппаратах запись звука производят обычно на киноленту, склеенную в кольцо, путем выдавливания на ней звуковой борозды. Этот способ в данное время наиболее доступен.
319. Какая мощность нужна для получения хорошей звукозаписи механическим способом?
Хорошие результаты получаются при мощности усилителя не менее 1–2 Вт.
320. Можно ли пользоваться для звукозаписи теми адаптерами, которые предназначены для снимания звука?
Механическая запись производится обычно при помощи так называемых «рекордеров». Рекордеры принципиально почти ничем не отличаются от адаптеров, предназначенных для снимания звука. Вся разница состоит лишь в том, что рекордеры более мощны. Пользоваться адаптерами для звукозаписи можно; обычно в этом случае крепление (демпфировка) якоря делается более жестким и весь адаптер искусственно утяжеляется. Нужно заметить, что вполне удовлетворительных результатов от применения адаптера в качестве рекордера получить нельзя.