(Слово о святом Андрее, како ему сотворися Христа ради юродство, Пролог Окт. 2)
О том, в каком положении мы должны находиться по отношению к врагам вашего спасения — злым духам, слово Божие учить нас так: облецытеся, говорит оно, во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем дьявольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к тродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесными (Еф. 6, 11–12). И в другом месте: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш дьявол, яко лев рыкая, ходит, ищя кого поглотити (1 Петр. 5, 8). Из этих мест видно, что слово Божие заповедует нам находиться по отношению к врагам нашего спасения в положении неприязненном; заповедует, чтобы мы бдительно охраняли себя от козней дьявольских, боролись с злыми духами и старались победить их. Боролись, старались победить их… Но будет ли нам от этого какая польза? Можем ли ждать за эту трудную борьбу какой-либо награды? Могут ли ожидать победителя в этой борьбе венцы? Да, братие, не сомневаетесь, подлинно и польза от борьбы с злыми духами для нас будет, и награда за борьбу с ними есть, и несомненно, что и победителя в этой борьбе венцы ждут. Все это видно из следующего.
Св. Андрей, Христа ради юродивый, будучи юношей, однажды ночью стал на молитву. Дьяволу не понравилось это, и он, чтобы отвлечь юношу от молитвы, стал неистово стучать в дверь комнаты, в которой Андрей молился. Андрей ужаснулся от этого стука, оставил молитву и, покрывшись козлиною шкурою, лег на одр. Сатана, видя это, сказал другому бесу: "вот до чего мы дожили! Доселе одну скверну делал этот, а теперь вот и он вооружается против нас". И, сказавши это, исчез. Между тем Андрей, лежа на одре, заснул и во время сна имел такое видение: видел он себя на некотором месте, где по одну сторону стояли бесы, а по другую Ангелы, и казалось, что и те, и другие готовились к взаимной борьбе. И бесы вывели из среды себя великого и страшного исполина и, указывая на него, предлагали кому-нибудь из Ангелов сразиться, с ним. Ангелы молчали, а бесы хвалились собою. В это время сошел с неба прекрасный юноша, держа в руках три венца. Один венец был украшен золотом и драгоценными камнями, другой жемчугом, а третий сплетен был из неувядаемых цветов. Все три венца были настолько прекрасны, что красоты их и описать невозможно. Взирая на венцы, Андрей стал думать, как бы ему восхитить хотя один из них и, подошедши к юноше, сказал: "не продашь ли ты мне эти венцы? Хотя сам я и не могу купить их, но я могу сказать о них моему господину, и он даст тебе за них золота, сколько хочешь." Юноша улыбнулся на, эти слова Андрея и отвечал ему; "поверь возлюбленный, что если бы ты предложил мне за эти венцы золото всего мира, и тогда я бы не дал тебе даже и одного цветка с них, потому что они не от этого суетного света, а от сокровищ небесных и суть венцы Самого Христа, и венчаются ими только те, которые этих черных, т. е. бесов, побеждают. И если хочешь приобрести их, то ступай, борись с тем исполином — дьяволом и, когда его одолеешь, тогда я тебе не один, а и все три отдам." После сего Андрей узрел себя борющимся с дьяволом и победившем его. И видел Андрей, что за свою победу он был принят в общение Ангелами, а от юноши получил венцы те и совет принять на себя подвиг юродства, которым он легче может побуждать демонов. После, этого видения Андрей подлинно объявил непримиримую брань Дьяволу, подвигами юродства победил все, козни его и уже самым делом сподобился венцов тех.
Из этого повествования видно, что за победу над дьяволом человек получает венцы, если же получает венцы, то уже само собою становится понятным, что от борьбы с врагом нашего спасения и польза есть, а за борьбу и награда нас ожидает. В виду же этого будем, внимая слову Божию, трезвиться и повседневно облекаться во все оружия Божья, чтобы твердо устоять против всех козней дьявольских. Будем постоянно бодрствовать против нашего врага, чтобы он внезапно не напал на нас и не поразил стрелами греховных искушений. И когда же доблественно преодолеем эти искушения и тем самым прогоним от себя и поразим и самого врага, тогда несомненно и мы удостоимся светлых венцов от вождя Христа, как и говорит слово Божие: Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен был примет венец жизни, его же обеща Бог любящим Его (Иак. 1, 12). Аминь.