Вот кто она, наша Наташа!

Кажется, невелика наша Наташа, а вы только посмотрите, кто она:

Дочь знатного каменщика.

Внучка лучшего в городе слесаря.

Мишина и маринина сестра.

Девочек и мальчиков своего двора — подружка.

Детского сада — воспитанница.

Когда её назначают дежурить — она дежурная по группе.

Когда с папой приходит в театр — она юная зрительница.

В музее или зоопарке — посетительница.

В магазине „Детский мир“ — покупательница.

Когда к ней гости приходят — она хозяйка: к столу приглашает, кушать предлагает.

Когда сама к знакомым приходит — она гостья.

Когда маме помогает посуду мыть, комнату убирать, она мамина помощница.

А скоро она будет школьницей и пионеркой.

Вот кто она, наша Наташа!

Дружный дом

Наша Наташа живёт в большом новом доме. У неё много соседей. Только беда — не ко всем соседям Наташа внимательна: с одними здоровается, с другими — нет.

— Что же ты, Наташа, — спросила мама, — с дядей Алёшей, с Татьяной Андреевной, с Петей не здороваешься?

— А они мои малознакомые, я у них и дома не была, — отвечает Наташа.

— Хочешь, — улыбнулась мама, — я тебя со всеми, кто в нашем доме живёт, познакомлю?

— Очень хочу, — согласилась Наташа.

Рано утром, когда Наташа встала, мама подвела её к окну.

— Смотри, буду тебя с соседями знакомить.

С улицы во двор вошёл дядя Алёша.

— Узнаёшь, — спрашивает мама, — своего малознакомого? Дядя Алёша идёт с работы, он всю ночь в пекарне булки пёк, чтобы всем нам к завтраку свежие были. А навстречу ему Петя — шофёр, к машине своей торопится, он эти булки по магазинам развезет. А за Петей — Люба и Лида в магазин спешат булки продавать…

Вдруг во всех концах города загудели заводские гудки, и на их зов один за другим стали выхолить наташины соседи, — мама едва успевала указывать:

— Смотри, Наташа, вот Александр Сергеевич идёт на фабрику ботинки шить. Он лучший стахановец на фабрике. А Зоя Иванова — знаменитая ткачиха, на 10 станках полотно ткёт. Тётя Соня, та, что в третьей квартире живёт, из этого полотна шьёт платья на швейной фабрике. Пётр Петрович — столяр, пошёл на фабрику столы и стулья делать. А Михаил Антонович идёт в школу — детей учить, Татьяна Андреевна — людей лечить.

— А вот наш папа, папа! — закричала Наташа.

Папа возвращался с работы. Он ночью спешно строил новую хлебопекарню.

— Скорей умывайся, будем папе завтрак готовить, — сказала мама.

Умылась Наташа, села с папой, с сестрой и братом завтракать. А мама показывает на платье, сшитое соседкой Соней; на ботинки, которые сосед Александр Сергеевич сделал; на булки, которые дядя Алеша напёк, Петя в магазин привез, а Люба и Лида продавали, — и говорит:

— Вот ты и познакомилась со всеми соседями. Теперь видишь, какой дом у нас дружный: один человек для всех старается, а все для одного. И в соседнем доме тоже так. И на всей улице так, во всём городе, во всей нашей Родине так, — всюду дружно живут и работают люди.

Возвращаются вечером соседи с работы домой, встречает их Наташа, улыбается и говорит всем:

— Здравствуйте!

Чудесный апельсин

Наташа ходит в детский сад, а её брат Миша — в первый класс школы. Он на год старше Наташи. И есть ещё у них младшая сестра Марина.

Однажды, когда Марина уехала гостить к тёте Гале в колхоз, мама купила апельсинов. Поели их после обеда, а один апельсин остался. Мама говорит:

— Пусть этот апельсин будет для Наташи. Она его утром съест, перед тем, как в детский сад итти.

И положила апельсин в наташину сумку.

Когда все легли спать, Наташа подумала: „Вот у меня в сумочке лежит апельсин, а у Миши в портфеле нет. А Миша раньше меня встаёт, в школу идёт и долго учится, а я только гуляю, — надо ему этот апельсин дать“. Тихонечко встала и положила апельсин в мишин портфель.

В школе открыл Миша портфель, смотрит — апельсин лежит. Понял Миша, кто его положил, улыбнулся: „Вот какая у меня сестра хорошая: плохим я буду братом, если съем этот апельсин. Наташа меньше меня, ей вкусного хочется сильнее, чем мне, и я должен о ней заботиться“.

Вечером, когда ложились спать, Миша тихонько положил апельсин в наташину сумку.

Проснулась утром Наташа, смотрит — опять в её сумке апельсин. Поняла, кто его положил, улыбнулась: „Вот какой у меня брат хороший, а я всё равно апельсин не съем“.

И вечером, когда все легли спать, обратно ему в портфель апельсин положила. А Миша в это время ещё не спал, увидел, как Наташа из своей сумочки перекладывает апельсин в его портфель, и выскочил из постели.

Засмеялись брат и сестра, сели на сундучок, разделили апельсин пополам и съели!

Дружки-подружки

Очень дружат ребята в наташином детском саду. Все за одного, один за всех горой стоят. Упадёт подружка — все бегут к ней, помогают подняться и говорят: „Не плачь“. Комнату убирать начнут, короткой песенки спеть не успеют — уже всё прибрано. Чистота, красота!

Обедать сядут — ничего в тарелках не оставят. Вот какие дружные ребята в наташином детском саду!

Однажды ребята с дядей Стёпой сажали деревья у окон дома. Кто поддерживал саженцы, кто поливал их водой. Наташа поддерживала саженец и вдруг задумалась.

— О чём задумалась, Наташа? — спросила воспитательница Елена Ивановна.

— Я вспомнила нашу подружку Олю, — ответила Наташа, — она лежит больная дома, а под окном у неё ничего не растёт.

— Значит, надо пойти и посадить деревца у Оли под окном, — сказала Елена Ивановна.

На другой день ребята вместе с Еленой Ивановной и дядей Стёпой пришли к олиному дому: олина мама завернула Олю в одеяло и посадила её на подоконник.

В один миг у окна были посажены две чудных черешенки. Они покачивались от лёгкого ветерка, точно живые. Оля смотрела на них, смеялась и кивала головой подружкам.

— Споём ей песню, — предложила Наташа.

— Споём! — дружно согласились ребята и запели.

Через окно было видно, как Оля подпевала им.

— Давайте приходить к Оле каждый день, пока она не выздоровеет, — предложила Елена Ивановна. — Оля будет всегда знать, что у неё есть хорошие дружки-подружки, и ей будет веселее. С хорошими друзьями никакие болезни и горе не страшны.

Дядя Стёпа

Летом солнце греет так жарко, что ребята ходят в одних трусиках.

Но вот приходит зима. За окнами мороз, вьюга, сухие снежинки стучатся в стёкла. Солнца совсем не видно.

А в комнате тепло, как летом.

— Откуда же тепло к нам идёт? Откуда оно берётся в батареях, которые стоят у стены? — спросили ребята воспитательницу.

— Хотите узнать? Тогда одевайтесь быстренько, — предложила Елена Ивановна.

Ребята быстро оделись и спустились за Еленой Ивановной по лестнице в подвал, под дом детского сада.

Смотрят ребята: в подвале стоит большой котёл, под котлом топка, в топке горит огонь яркий-яркий. А дядя Стёпа кидает лопатой в топку уголь и так старается, что капли пота с его лица капают на лопату.

Вытер дядя Стёпа пот со лба и всё объяснил ребятам: вот он топит топку, а в котле кипит вода и по трубам течёт в батареи, которые стоят в комнатах у стены. Батареи становятся горячими, а от них и в комнате тепло.

Чем лучше дядя Стёпа топит, тем вода горячей, тем ребятам теплей.

— Вот откуда идёт к нам тепло — от дяди Стёпы! — сказала Наташа.

А дядя Стёпа улыбнулся и снова начал бросать уголь в топку.

Тачка

Дедушка сделал Наташе тачку и подарил ей в день рождения. Возит в тачке Наташа своего плюшевого мишку, а подружки просят:

— Дай, Наташа, мы разочек своих кукол прокатим!

— Не хочу, — отвечает Наташа, — дедушка тачку для меня сделал.

В воскресенье дедушка повёл Наташу и её подружек в цирк.

Ребята с дедушкой сели в троллейбус. Троллейбус был совсем новый. Всё в нём блестело и сияло. Солнечные зайчики весело играли на окнах, на железных поручнях и на очках кондуктора. Пассажирам было приятно ехать в таком вагоне.

Наташа спросила:

— Дедушка, а кто построил этот вагон?

— Мы, Наташенька, — ответил дедушка и ласково погладил железный поручень.

Дедушка работает на заводе, где строят троллейбусы.

Люди, которые сидели рядом, услышали, что сказал дедушка, и заулыбались ему, точно старому знакомому, а кто-то сказал:

— Спасибо вам и вашим товарищам за чудесную машину!

Наташа с гордостью посмотрела на всех и подумала: „Вот какой хороший у меня дедушка: троллейбус сделал для всех нас! Когда вырасту, я тоже буду, как дедушка, для всех что-нибудь хорошее делать“.

Вечером, когда Наташа пришла домой, она вывезла тачку во двор, позвала подружек и весело сказала им:

— Пожалуйста, катайте своих кукол сколько хотите, дедушка тачку для всех сделал!

Платье

— Мама, откуда моё платье, как оно получилось? — спросила Наташа маму.

И мама ей рассказала:

— Далеко на юге нашей родины, где зима короче, где лето длиннее, где деревья цветут, когда у нас ещё снег бывает, вспахали трактористы землю тракторами. И посеяли вот такие зёрнышки.

Из этих зёрнышек выросли вот такие кустики.

Весной и летом с утра до вечера работали колхозники. Они взрыхляли землю, пололи, пускали из арыков воду на поле — помогали расти кустикам.

Вот вырос кустик, отцвёл, а там, где были цветочки, стали зелёные коробочки. Поспели коробочки, растрескались, и вылезли из них комочки ваты.

Весь колхоз вышел собирать хлопок, вот эту белую вату.

Привёл машинист поезд с хлопком в наш город. Привезли хлопок на фабрику.

Там сделали из хлопка нитки, а из ниток ткачиха соткала материю. И покрасили её в голубой цвет с цветочками.

Из этой материи портниха сшила платье такое красивое, что нельзя рассказать, можно только нарисовать.

Шофер на машине отвёз это платьице в магазин „Детский мир“.

Пришли мы с тобой в магазин и купили это платье.

Вот сколько людей трудилось для того, чтоб у Наташи и у всех детей были красивые платья!

Верная подружка

У Наташи была кукла — Татя. Простая тряпичная кукла, ростом не больше папиной ладони, с волосами из мочалы и с чернильным пятном на щеке.

Татя была первой наташиной куклой, потому и дружба у них была очень крепкая.

Но вот случилась беда: Наташа заболела, её отвезли в больницу, а Татя осталась дома.

Долго лежала Наташа в больнице. На деревьях листья уже распустились, потом на яблоне цветы расцвели, а когда отцветать начали, доктор сказал: „Ну, Наташенька, в воскресенье пойдёшь уже домой!“

Папа, дедушка и Миша очень обрадовались, когда узнали, что Наташа скоро вернётся, и пошли покупать ей подарки. И случилось так, что каждый куклу купил. Три куклы! Но какие это куклы были! Одна — ростом чуть меньше самой Наташи, с настоящими волосами и в кожаных ботиночках; другая открывала и закрывала глаза, третья была „Красная шапочка“.

Мама посадила кукол на диван, а дедушка пристроил рядом с ними Татю. Тут Миша стал смеяться: „Да эту же замазуру надо выбросить. Куда она годится?“

— Нет, — строго сказал дедушка, — нельзя выбрасывать. Наташа придёт, сама, что захочет, то и сделает с Татей.

В воскресенье приехала Наташа домой.

— Ну, доченька, сейчас что-то увидишь, — сказала мама и открыла дверь в спальню, где на диване сидели красавицы — новые куклы.

Увидела их Наташа, подбежала к дивану и замерла. А потом вдруг как захлопает в ладоши, как закричит:

— Татя, Татя моя, Татенька!

Подхватила Татю и ну её обнимать, целовать и по комнате с ней кружиться!

— Молодец дочка, — сказал папа, — не забыла своего друга. Не променяла его на других!

— Мне и новые куклы тоже очень нравятся, — сказала Наташа, — я буду со всеми с четырьмя играть!

И она начала знакомить новых кукол со своим старым другом Татей.

— Любите, новенькие, Татю — она у вас будет старшей сестрой.

Два сна

— Никогда ни с кем не ссорься, — говорил папа Наташе. — Если подружка ссориться захочет, начнёт дуться на тебя и даже плохое скажет, ты ей хорошее скажи, и ссора пройдёт.

Запомнила Наташа папины слова. Идёт по двору, а навстречу ей соседка Соня, которая всегда на всех сердится и дуется.

— Здравствуй, Соня, — говорит Наташа.

А Соня не отвечает, куклу к себе прижала, губы надула, исподлобья на Наташу смотрит сердито.

— Что ты сердишься, Соня? — удивилась Наташа.

— А то, что мне приснилось, будто ты моей кукле голову оторвала… Вот ты какая!

Наташа улыбнулась, посмотрела на сонину куклу с целой головой и ответила:

— А мне приснилось, будто на тебя злая собака набросилась, а я её палкой отогнала.

Соня посмотрела на Наташу, подумала и сказала:

— Спасибо тебе, Наташа! Давай вместе играть.

И они очень весело играли целый день.

Если бы люди знали

— Вставай, Соня, скорее: тебе в детский сад, мне на работу. Торопись, опоздаем, — так будит мама. Соню.

А Соня капризничает, вставать не хочет. Наконец поднялась, один чулок натянула и опять под одеяло.

Подняла её мама, одела, подвела к крану.

— Умывайся, у меня своих дел много: завтрак приготовить, комнату убрать.

Соня под краном баловаться начала: облила себя и стены водой. Переодела мама её в сухое, посадила завтракать. А Соня с кошкой Пушинкой принялась играться и доигралась: тарелку с кашей себе на платье опрокинула.

Переодела мама Соню в новое платье, бант завязала, пол вытерла. Всё мама сделала, только поесть не успела — некогда, на работу скорее итти надо.

Идут мама и Соня по улице: Соня умыта, причёсана, в новом платье. Улыбается, довольная и румяная. Прохожие смотрят на неё и говорят:

— Вот какая девочка хорошая, чудесная!

А если бы люди знали, как себя Соня дома вела, что бы они сказали?

Где мои подружки?

Вышла Соня во двор гулять. В одной руке кукла, в другой мяч, подмышкой книжка, в кармане конфеты.

Во дворе стоят подруги: Нина, Алла, Маша, Наташа. Подошла к ним Соня и начала Нину дразнить. Ничего Нина не ответила, собрала свои игрушки и ушла.

Вытащила Соня конфеты из кармана и давай перед остальными девочками хвастать:

— Ага, что у меня есть!

— Когда у меня две конфеты, я одну всегда подруге даю, — сказала Алла.

— А я тебе не дам, не дам, насмешливо ответила Соня.

Алла повернулась и ушла.

— Давай, Соня, в классы играть, — предложила Маша.

— Хорошо, — согласилась Соня, — только я буду первая начинать.

— Почему первая?

— Первая, первая, иначе не буду играть, — топнула ногой Соня.

Маша повернулась и ушла.

Осталась Соня одна с Наташей.

— Будем, — говорит Соня, — в куклины именины играть.

— Хорошо, — согласилась Наташа.

— Только ты не смей к моей кукле дотрагиваться.

— А как же тогда её поздравлять, как играть?

— Как хочешь, а только не дотрагивайся.

Наташа повернулась и ушла.

Взяла Соня свою книжку подмышку, мяч в одну руку, куклу в другую, конфеты глубже в карман засунула. Оглянулась, видит: ни одной подружки нет. Стоит она во дворе одна-одинёшенька и чуть не плача спрашивает:

— А где же мои подружки?

По одной веточке

Посадил дедушка деревцо.

Пришла Соня и отломала веточку.

— Что же ты дерево ломаешь, бесстыдница? — сказал ей дедушка.

— Я не ломаю, я только одну веточку, — обиженно ответила Соня.

За Соней шли Оля и Коля и тоже сломали по одной веточке. А за Олей и Колей — Таня, Ваня, Саша, Маша, Нюра, Юра — тоже сломали по одной веточке.

Осталась от дерева одна только палочка.

Плачет Соня, спрашивает:

— Кто это всё дерево обломал?

По одной бумажке

Пришли малыши первый раз в детский сад. В детском саду паркетный пол блестит, как зеркало. Чисто, красиво в комнатах! Дали детям после обеда по конфете.

Развернули малыши бумажки и бросили их на пол — только по одной бумажке бросили, и сразу в комнате стало грязно, неуютно.

Увидела это Наташа, — подняла одну бумажку, а за ней и малыши, не долго раздумывая, нагнулись, и каждый поднял только по одной бумажке.

И снова в комнате стало чисто и красиво!

Кирпич

На дорожке лежал кирпич. Бежала Соня, споткнулась о кирпич — упала, ушибла коленку, заплакала и пошла дальше.

Везла Лена тачку, наехала колесом на кирпич. Колесо сломалось. Заплакала Лена и пошла дальше.

Шли Таня и Ваня, увидели кирпич, обошли его стороной через крапиву, обстрекались крапивой — пошли дальше.

Шла наша Наташа, а за ней малыши из младшей группы. Увидела Наташа кирпич, подняла его и отнесла в сторону, к забору, за которым строился дом.

Прошла Наташа и малыши по дорожке, не споткнулись.

Бегают теперь по этой дорожке ребята, никто не спотыкается и не плачет.

Про половинки

Дедушка разрезал яблоко на две части и сказал Марине:

— На, поделись с Наташей.

Марина выбрала себе бо́льшую часть яблока, а Наташе дала меньшую.

— Спасибо, — сказала Наташа, а про себя подумала: „Вот какая Марина жадная, разве так делают?“

Вечером дала мама Наташе пряник и сказала:

— Поделись с Мариной.

Наташа разломила пряник, а он не пополам разломился: одна часть больше, а другая меньше. Посмотрела Наташа на части и уже хотела дать Марине меньшую, но вдруг вспомнила, что она сама утром подумала про Марину. Покраснела Наташа и скорей протянула Марине бо́льшую часть пряника.

Большой мяч

Вышла Наташа на крыльцо, думает: „Что делать, чем заняться?“

Проходят мимо старшие девочки-первоклассницы. Мяч большой несут и Наташу зовут:

— Пойдём, Наташа, с нами. Мы тебя в большой мяч научим играть.

— Спасибо, — сказала Наташа и обрадованная пошла с девочками. Давно ей хотелось в большой мяч научиться играть.

Стали девочки играть в саду. Кричат, смеются, мяч друг другу бросают, а про Наташу забыли. Упал мяч в кусты.

— Достань мяч, Наташенька, — просят девочки.

Наташу долго просить не надо, полезла она в кусты, достала мяч, подала девочкам. Минуты не прошло, опять мяч в кустах.

— Достань мяч, Наташенька, — хором просят девочки.

Достала Наташа мяч, не успела на волдыри от крапивы подуть, — опять мяч в кустах! Снова её просят — „достань“. Опять достала. И так ещё раз и ещё раз…

Вот достала Наташа мяч из кустов, положила его в круг перед девочками и пошла прочь из сада.

— Куда ты, Наташенька? Почему ты уходишь от нас? Оставайся! — кричат ей девочки.

Обернулась Наташа и ответила:

— Спасибо, я уже научилась мяч из кустов доставать!

Когда надо первым быть

Вышли Наташа, Миша и Марина с мамой в огород. Нашли на грядке первый огурец, один-единственный.

— Мне первой огурец! — кричит Марина и чуть не плачет.

Дали ей этот огурец.

Вечером играли ребята — из песка пирожки делали. Позвала их мама:

— Ну-ка, ребята, кто первый поможет мне грядки с огурцами полить?

Наташа и Миша бегом к маме. А Марина сидит на песке, песенку напевает, точно ничего не слышит и не видит.

Сварила мама компот, налила в чашку, даёт Наташе. Марина в слёзы:

— Мне первой дай, я первой хочу!

Съели девочки компот, а мама и говорит:

— Кто пойдёт мне помогать посуду мыть?

— Я первая, — сказала Наташа.

— Я первый, — сказал Миша.

А Марина сидит и молчит.

Мама покачала головой и сказала:

— Вот когда, Марина, надо быть первой, — в работе, когда старшим помочь или услужить надо. Поняла?

Смутилась Марина, покраснела.

Вдруг мама ложку на пол уронила. Наташа, Миша и Марина мигом прыг на пол ложку искать. И первой Марина нашла. Улыбается, подаёт ложку маме:

— На, пожалуйста, я первая!

Вот как надо!

За двором на лужайке паслись большие серые гуси. Однажды Наташе захотелось подразнить гусей. Гусям это не понравилось: шипя и размахивая крыльями, они двинулись на Наташу. Наташа испугалась и хотела убежать, но гусак-вожак крепко ухватил клювом подол её платья и удержал на месте. Гуси окружили Наташу, и один из них больно ущипнул её за ногу. Наташа закричала во весь голос. На её крик прибежал брат Миша. Он разогнал палкой гусей и сказал:

— Эх ты, трусиха! Гусей испугалась? Видала, как я их… Вот как надо!

На другой день на лужайку пришла Марина и тоже начала дразнить гусей, — она видела, как это делала Наташа, только не видела, чем это кончилось.

Гуси двинулись на Марину. Марина побежала к дому, но споткнулась, упала и закричала, что было силы. На её крик прибежала Наташа. Она увидела, как гуси окружили Марину.

Забыв вчерашний страх, Наташа схватила хворостину и смело бросилась на гусей… и большие серые гуси, которые вчера испугали Наташу, сегодня сами испугались её и разбежались во все стороны.

Наташа помогла Марине встать, вытерла ей слёзы и сказала:

— Гусей испугалась, трусиха! Видела, как я их… Вот как надо!

Цыплята

— Пожалуйста, купи мне цыплят, — упрашивала Наташа маму. — Я люблю их, таких пушистеньких, я буду играть с ними!

— Цыплята не игрушки, они живые, — сказала мама.

— Я буду смотреть за ними.

— Ну, это другое дело, если будешь ухаживать за ними, кормить их, отвечать за них — тогда пожалуйста, — согласилась мама и купила двух цыплят: белого и чёрного.

Наташа очень обрадовалась и назвала цыплят: белого — „Ватой“, а чёрного — „Ваксой“.

Прошло несколько дней. Села вся наташина семья обедать. Только принялась Наташа за суп, как вдруг со двора послышался жалобный писк:

— Пи-пи-пи-пи…

Все перестали есть и прислушались.

— Никак цыплята пищат. Наверное, кушать хотят, — сказала мама и строго спросила Наташу: — Ты кормила своих цыплят?

— Нет, — тихо ответила Наташа.

— Так как же ты сама могла сесть за стол обедать? — удивилась мама.

Наташа покраснела, положила ложку и спросила:

— Можно встать из-за стола, пойти покормить цыплят?

— На этот раз можно, — сказала мама.

С тех пор Наташа никогда не забывала кормить своих цыплят. Выйдет на крыльцо, позовёт: „цып, цып, цып!“ — а они уж сами бегут к ней со всех ног по двору.

Помощница

Наташин папа каменщик. Он строит дома. Построил он уже столько домов, что в городе из них получилась большая улица. А недавно папа придумал новый способ работы, да такой, что за десять дней он со своими учениками построил двухэтажный дом. Вот как хорошо он работал.

Жители города очень гордились папой и поздравляли его. В газетах были напечатаны папины портреты, о нём говорили по радио. Его наградили орденом и пригласили в Москву.

Когда папа уезжал, Наташа подарила ему свою первую работу — носовой платочек с вышитой на нём бабочкой.

В Москве папу пригласил к себе министр. Он спросил папу, как ему удалось так быстро построить дом и кто ему помогал. Папа рассказал о своих товарищах-помощниках, а потом вынул носовой платок, увидел на нём бабочку и улыбнулся.

— Вы, наверное, что-то хорошее вспомнили? — спросил министр.

— Да, — ответил папа, — я вспомнил ещё двух своих помощников — дочурок Наташу и Марину. Хоть и малы совсем, а в работе мне помогают много. Ведут себя хорошо или сделают что-нибудь приятное, хорошее — и мне весело становится, а когда весело, тогда и работается легко и хорошо и много можно сделать.

— Да, — улыбнулся министр, — вы правильно сказали; наши малыши большими помощниками бывают, когда захотят. Меня сегодня тоже внучка порадовала.

Министр достал из кармана платок, а на платке стрекоза вышита… Папа и министр улыбнулись друг другу, точно давние знакомые, и снова стали разговаривать о больших и важных делах.