Общественно-политическая деятельность человека может быть освещена более или менее правильно лишь с учетом существующих факторов общественной жизни и условий, в которых протекала его деятельность.
Товарищ Сталин рано выступил на политическую арену. Уже в Горийском духовном училище у него сложилось отрицательное отношение ко всему строю царского самодержавия.
По окончании Горийского духовного училища в 1894 г. товарищ Сталин как лучший ученик поступил в Тифлисскую духовную (православную) семинарию, где в 15-летнем возрасте вступил в революционное движение. Он участвовал в ученических социал-демократических кружках — и не случайно, не пассивно, а как инициатор, организатор и руководитель, связавшись с подпольными группами русских марксистов, высланных тогда в Закавказье. Эти группы имели на него большое влияние и привили ему вкус к подпольной марксистской литературе.
В 1897 г. товарищ Сталин связался с нелегальной социал-демократической организацией в Тифлисе как представитель нелегальных кружков семинарии. В 1898 г. он уже формально вступил в тифлисскую организацию Российской социал-демократической рабочей партии. Теперь его нелегальная работа расширяется: он ведет пропаганду марксизма в рабочих кружках железнодорожного и фабричного районов.
Семинарское начальство, поняв, что имеет дело с вполне определившимся человеком, возвратить которого на стезю лояльности по отношению к царскому правительству нет надежды, исключило товарища Сталина из семинарии.
Это было первое крупное столкновение его с тогдашней общественно-политической действительностью. Но исключение из семинарии не поставило перед ним остро вопроса — куда идти. Выбор дороги сознательно был решен еще в семинарии. Это — путь революционной борьбы, борьбы под знаменем марксизма. Почва для нее в Грузии была довольно подготовленной.
Хотя формально Грузия считалась не завоеванной русским оружием, а добровольно воссоединившейся с Россией страной, все же ею управляли царские наместники со своим чисто русским чиновничьим аппаратом. Разумеется, они не только не защищали народных интересов Грузии, но и не понимали этих интересов. Даже высшую грузинскую знать, которая честно, вопреки грузинским интересам, служила царскому самодержавию, они толкали своими действиями в оппозицию. И потому все революционное и оппозиционное находило живой отклик в массах грузинского народа.
В конце XIX и начале XX века в России подул революционный ветер. Недовольство существующим положением стало проявляться в революционных действиях рабочих: усилились забастовки на фабриках и заводах, начались политические демонстрации, во многих местах отмечалось нелегальное празднование 1 мая. Под влиянием революционной борьбы пролетариата начались студенческие волнения. Усиливалось брожение среди крестьян. Они все чаще бунтовали против помещиков и нередко жгли барские усадьбы.
Активная часть рабочих объединялась в нелегальные кружки под знаменем социал-демократии. Налицо было общее, хотя, может быть, и не вполне осознанное, стремление к созданию единой революционной организации и острое желание иметь нелегальный центр. В это время в Петербурге довольно широко развернул свою деятельность «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», основанный Лениным.
Тот же процесс происходил и в Грузии. Рабочие, особенно в Тифлисе, были настроены революционно. Создавались нелегальные пропагандистские кружки, проводились собрания в горах в 100 и более человек, распространялись прокламации, устраивались стачки. В конце 90-х и в начале 900-х годов прокатилась волна крупных забастовок на фабрике Бозарджянца, кожевенном заводе Адельханова, конном трамвае, в типографиях, железнодорожных мастерских и т. д.
В деревне тоже было неспокойно. Тяжелое положение крестьян — малоземелье, бедность, отходничество на заработки и т. д. — настраивало их отрицательно по отношению к существующим властям и порядкам, толкало к революционным действиям. Связь рабочих с деревней, несомненно, помогала распространению революционных идей среди крестьян.
Все это создавало большие возможности для революционной работы не только среди рабочих, но и среди крестьян. И потому в Грузии сравнительно рано началось распространение идей марксизма. «Особые условия социально-политической жизни Кавказа, — говорит Ленин, — благоприятствовали созданию там наиболее боевых организаций нашей партии»[1] У меня лично сохранилось впечатление, что даже внешне революционные действия рабочего класса и крестьянства в Грузии всегда выливались в более яркие формы, чем в других местах России.
В 1893 г. в Грузии возникла первая марксистская социал-демократическая организация «Месаме-даси», которая по своему политическому направлению была неоднородна. Эта организация страдала основным пороком, который был присущ тогдашнему революционному движению и во многих других частях России. Месамедасисты подчеркивали только прогрессивную роль капитализма и не видели его отрицательных сторон, искажали учение марксизма о классовой борьбе, ограничивали революционные перспективы частными достижениями, местными успехами, узко националистическими интересами буржуазии. Они не ставили перед собой задачу создания партии, как боевой организации пролетариата. Они не учили, не подготовляли рабочих к революционным действиям, не воспитывали их в духе пролетарского интернационализма.
Рабочие-революционеры, активисты сознавали необходимость партии. Но даже у них это сознание было ограниченным. Все зиждилось на авторитете идей. Революционность действий, смелость, дерзость и беззаветность в практической борьбе как-то уживались с ограниченностью в организационных перспективах. Сознавая необходимость партии, они имели смутное представление о центре. Понятие о центре они не мыслили, как понятие о полновластном партийном центре, который должен руководить всей партийной работой, всеми проявлениями и формами борьбы рабочего класса. Если и думали тогда о центре, то скорее всего как о подсобном органе взаимной связи и информации, конспиративной техники (явки, паспорта, шифр и т. п.), заготовки и распространения нелегальной литературы, распределения пропагандистов и т. д. Но люди с такими взглядами на центр походили более на «рабочих политиков», чем на бойцов революционной партии пролетариата. Отсюда уже недалеко и до оппортунизма.
И вот появление товарища Сталина в рабочем движении, вступление его в группу месамедасистов сразу вносит в социал-демократическую работу принципиально новую струю и целеустремленность в революционные действия.
В 1898 г. товарищ Сталин организует внутри «Месаме-даси» революционную марксистскую группу меньшинства. Эта группа была единственной в Грузии, поставившей себе задачу направить революционное движение рабочих в общероссийское русло политической борьбы с самодержавием.
Решительно преодолевая сопротивление оппортунистического большинства, товарищ Сталин поворачивает тифлисскую социал-демократическую организацию на путь массовой политической агитации, на путь открытой борьбы с царским самодержавием. Он создает центральную социал-демократическую группу тифлисской организации в качестве руководящего центра, который проводит большую работу по созданию нелегальной социал- демократической организации в Закавказье. Он понял значение централизованной революционной партии пролетариата, рассматривая революционное движение в Грузии как часть общероссийского движения. Он становится революционным пролетарским вождем в широком смысле слова.
Историкам будет нелегко составлять биографию товарища Сталина, несмотря на ее простоту, а вернее, вследствие ее простоты.
Товарищ Сталин с самого начала выступает в роли руководителя, хотя сам он в речи на собрании тифлисских железнодорожников называл этот период своей работы ученическим. Дело в том, что он не только учился у масс, — что является одним из обязательных признаков пролетарских вождей, — но и руководил массами.
Свою работу товарищ Сталин начал с подполья. Это не случайно. В этом принципиальное отличие от легальных и полулегальных марксистов.
Можно сказать, что с первого своего общественного выступления (разумеется, в узком, нелегальном или полулегальном обществе) товарищ Сталин довольно четко определил революционно-марксистскую линию и противопоставил ее оппортунистической линии месамедасистов. Он положил первый камень в строительстве революционной социал-демократии в Закавказье, сделав практический шаг по пути соединения научного социализма с рабочим движением.
1900–1901 годы были годами дальнейшего подъема революционного движения по всей России. В обществе чувствовалась энергия к борьбе. «Буревестник» Горького как бы обобщил настроение, желание бороться с самодержавием, с его порядками.
В декабре 1900 г. за границей вышел первый номер ленинской «Искры».
С выходом в свет «Искры» для революционеров стали несомненно яснее цели рабочего класса, разумеется, в большей степени для тех, кто эти цели уже ставил перед собой. Вместе с этим и оппортунизм многих руководителей местных партийных организаций, особенно «экономистов», стал виднее.
Руководимая товарищем Сталиным тифлисская центральная группа без колебания становится под знамя ленинской «Искры» и развертывает работу в ее духе.
Для товарища Сталина статьи «Искры», мне кажется, были не столько откровением, сколько авторитетным подтверждением сложившихся уже у него взглядов на революционное движение.
Товарищ Сталин глубоко оценил значение нелегального печатного органа в деле строительства партии, собирания сил рабочего класса и пропаганды идей революционного марксизма. Созданная по его инициативе в 1901 г. газета «Брдзола» (печатавшаяся по конспиративным соображениям в Баку) сыграла огромную роль в борьбе с грузинскими оппортунистами, защищая в духе ленинской «Искры» теоретические основы революционного марксизма и задачи классовой борьбы пролетариата. Об этом можно судить по тем принципиальным вопросам, которые поднимались на ее страницах, по вопросам, которые волновали умы передовых людей социал-демократического рабочего движения всей России. Они касались прежде всего характера предстоящей революции, роли и значения рабочего класса в ней, стратегии и тактики его партии.
Развивая ленинскую идею гегемонии пролетариата в буржуазно-демократической революции. «Брдзола» писала: «Достаточно окинуть взглядом общественную жизнь России, взаимоотношения различных классов ее, чтобы убедиться, что в России главную силу представляет объединенная сила революционного пролетариата. Буржуазия, опирающаяся на свой бездонный карман, прекрасно себя чувствует под самодержавным скипетром.
Пролетариат — вот та стойкая сила, которая должна разрушить самодержавие»[2].
«Брдзола» воспитывала рабочих и трудящихся Закавказья в духе пролетарского интернационализма и отстаивала общность принципов рабочего движения всей России. «Грузинское социал-демократическое движение, — писала газета, — не представляет собой обособленное, только лишь грузинское, рабочее движение, с собственной программой. Оно идет рука об руку со всем российским движением и, следовательно, подчиняется российской социал-демократической партии»[3].
Большую роль сыграла «Брдзола» в идейно-организационном укреплении тифлисской социал-демократической организации. В ноябре 1901 г. созывается первая Тифлисская конференция социал-демократической организации, на которой были представлены почти все социал-демократические кружки. Конференция избрала Тифлисский комитет РСДРП искровско-ленинского направления. Это явилось огромным завоеванием революционной социал-демократии Грузии. Руководящая роль в этом завоевании принадлежит товарищу Сталину.
Подпольная работа имеет свои особенности. Она вынуждает политического деятеля скрываться. Она редко дает ему возможность сформулировать свои воззрения легально, особенно в печати. Поэтому вполне естественно, что первые годы подпольной работы товарища Сталина освещены далеко еще не достаточно. Но даже и те немногие факты, которые мы знаем, говорят об очень многом.
Вот один такой факт. Месамедасисты создавали воскресные школы и преподавали там начатки общих знаний. Однажды в такую школу зашел товарищ Сталин и на двух-трех собраниях рассказал рабочим о классовой борьбе пролетариата. Потом он спросил одного рабочего: «Чему учат вас в воскресной школе?» И когда тот ответил, что там объясняют, как движется солнце, он с улыбкой сказал: «Слушай! Солнце, не бойся, не собьется с пути. А вот ты учись, как должно двигаться революционное дело, и помоги мне устроить маленькую нелегальную типографию»[4].
Как солнце в капле воды, так в этом факте виден образ руководителя пролетарских масс.
Возьмите теперь в целом весь начальный период деятельности товарища Сталина: исключение из Тифлисской духовной семинарии за политическую неблагонадежность; непосредственный переход на нелегальную работу; практические усилия сделать нелегальные кружки рабочих очагами революционно-классовой борьбы; руководство забастовками; составление прокламаций; создание центральной социал-демократической группы тифлисской организации; организация нелегальной газеты «Брдзола» и т. д. Даже эти немногие, бесспорно, исторические факты ясно говорят о том, что товарищ Сталин с самого начала своей революционной деятельности шел по ленинскому пути. Его революционные действия в Тифлисе вполне совпадали с политическими установками петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» при ленинском руководстве.